Примерное время чтения: 5 минут
63

АМЕРИКА БЕЗ ГРИМА. КАК ДЕЛАЕТСЯ ОБРАЗ "ПРИСТОЙНОГО ПРЕЗИДЕНТА"

Немногие президенты в истории США имели столь скудным багаж "достижений".

Пожалуй, никто до нынешнего хозяина Белого доме не проводил открыто столь реакционной и антинародной политики в ущерб бедным и в угоду богатым.

И никто не манипулировал общественным мнением США так бессовестно и в таких масштабах, как Рейган.

О закулисной кухне, на которой делается образ "пристойного президента", рассказывается в этой заметке корреспондента ТАСС в США А. ШАЛЬНЕВА.

НИКОГДА ПРЕЖДЕ деятельность Белого дома в области пропаганды не была столь масштабной и активной, как при нынешней администрации. Важнейшим ее элементом являются 24 пресс-конференции президента, которые он провел за три с половиной года пребывания в Белом доме.

Продолжительность большинства из них не превышает получаса. За это время вопросов удается задать немного, и если учесть, что многие из тех репортеров, которым президент предоставил возможность говорить, помимо основного, задают еще и дополнительный вопрос, то получается, что в президентских пресс-конференциях принимает активное участие чуть больше десятка журналистов.

По признанию заместителя пресс-секретаря Белого дома Л. Спикса, лишь два-три вопроса из тех, что задаются на каждой пресс-конференция, являются неожиданными. Все остальные заранее известны, а ответы на них отрепетированы. Как в этой связи не без иронии заметил еженедельник "Ньюсуик", "каждое проявление непредсказуемости теперь тщательно подготавливается".

ПРЕСС КОНФЕРЕНЦИЯ ИЛИ СПЕКТАКЛЬ?

Этот процесс включает в себя следующее: составление списка вопросов, которые скорее всего будут заданы президенту, и разработку ответов на них, репетицию пресс- конференции, проводимую за несколько часов до встречи с журналистами, в которой принимают участие ведущие сотрудники пресс-отдела Белого дома и ближайшие советники президента, выступающие в роли репортеров, знакомство президента с планом размещения журналистов. Это позволяет Рейгану избегать неприятных сюрпризов, когда журналист, которому президент случай но разрешит обратиться к нему, может задать "неудобный" вопрос.

Следует также иметь в виду, что пресс-отдел Белого дома старается максимально использовать свои связи с журналистской средой для того, чтобы "подбрасывать" президенту вопросы, отвечая на которые он проявит себя с особым блеском. Весьма любопытен в этой связи следующий отзыв Спикса о репортерах, аккредитованных при Белом доме: "В основном это мои друзья".

Как писал в недавней статье в "Вашингтон пост" бывший директор отдела связей Белого дома Давид Герген, при Рейгане "Овальный кабинет превратился в киностудию "Метро- Голдвин-Мейер", "Уорнер бразерс" и "Твентис-Сенчури-Фокс", вместе взятых".

В этих словах не так уж много преувеличения. По подсчетам Джеймса Дикина, автора только что вышедшей в США книги "Репортеры, Белый дом и правда", "до 85 проц. сотрудников Белого дома, то есть около 500 человек, задействовано в сфере рекламы. Значительную часть своего рабочего времени они заняты восхвалением президента и прославлением его достоинств".

Еженедельник "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" отмечал: "Только в сегодняшнем Вашингтоне возможно такое: высокопоставленные представители администрации занимаются тем, что подбирают надлежащий фон для чисто символическое го появления или выступления президента".

РЕЙГАН И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Причем, как отмечает "Нью-Йорк таймс магазин", основным требованием, предъявляемым к месту, где будет выступать президент, является то, "как это будет выглядеть по телевидению".

Большое значение, которое придают телевидению в нынешней администрации, подчеркивается и тем, что Рейган делает все важные заявления и сообщения именно по телевидению, которое позволяет ему проявить все свои актерские способности.

В силу тех же причин в Белом доме стараются как можно реже проводить пресс- конференции: ведь, по сути, не было еще ни одной встречи с журналистами, где бы Рейган не продемонстрировал скудость своих познании в сфере внутренней или внешней политики, после чего его высказывания требуют "разъяснений", "дополнений" и т. п. В определенной степени для того, чтобы исключить случайности, было проведено и переоборудование пресс-комнаты Белого дома, где проводятся встречи журналистов с представителями администрации. На это было затрачено почти 200 тыс. долларов.

Руководство всеми мероприятиями по созданию "благопристойного образа" президента Рейгана осуществляет глава пропагандистского аппарата Белого дома М. Дивер.

ВЧЕРАШНИЕ "НОВОСТИ"

Любопытен один из методов, которыми действует пресс-отдел, "делая новости". Когда речь заходит о невыгодных для администрации сообщениях, которые в любом случае скрыть нельзя, пресс-отдел прибегает к так называемому "правилу четырех часов": информация о случившемся в виде соответствующего пресс-релиза вывешивается на стенде в пресс-комнате Белого дома после 4 часов дня в пятницу.

Как признал Д. Герген, "правило четырех часов" было первым правилом, которое он усвоил, оказавшись в Вашингтоне. Смысл же его в том, чтобы похоронить "неприятную" новость: в пятницу, после 4 часов дня в пресс-комнате Белого дома обычно уже пусто, так как к тому времени большинство репортеров разъезжается на отдых. А к понедельнику новость уже перестает быть новостью...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно