Доводилось слышать, будто продолжительность срочной службы в Советской Армии недостаточна для подготовки квалифицированных военных специалистов. Мне кажутся подобные суждения неправильными. Не могли бы вы привести данные, которые помогли бы мне убедить слушателей?
П. Иванов, лектор, Стерлитамак, Башкирская АССР
РАССМАТРИВАЯ вопросы комплектования Вооруженных Сил СССР, в том числе и сроки действительной военной службы, следует учитывать ряд обстоятельств.
Не только само существование, но и численность вооруженных сил, так же как и масштабы подготовки населения социалистических государств к защите (завоеваний социализма, предопределены агрессивной политикой империалистических держав. Защита социалистического Отечества, будучи закономерностью строительства социализма, неизбежно требует отвлечения людских ресурсов для нужд армии. В зависимости от уровня развития военного дела, международной обстановки, характера решаемых задач применяется та или иная система комплектования вооруженных сил. К примеру, в СССР на различных этапах исторического развития применялись и добровольческий, и территориально-милиционный принципы комплектования. Рост агрессивности мирового империализма в 30-е годы обусловил переход к комплектованию армии на основе кадрового принципа, т. е. к созданию массовой регулярной армии.
Существуя около полувека, эта система постоянно совершенствуется. Одним из примеров такого совершенствования явилось принятие в конце 60-х годов нового Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности". Именно этим Законом осуществлен переход на 2 - 3-летний срок действительной военной службы вместо 3 - 4 лет. Был также на один год снижен призывной возраст молодежи.
Данное решение явилось результатом обстоятельного анализа и учета многих факторов: экономических, социальных, медико-биологических и, конечно же, собственно военных. Самым внимательным образом изучались и вопросы качественной подготовки военно-обученных резервов в сократившиеся сроки.
Во-первых, существенные качественные изменения произошли в личном составе Вооруженных Сил. Ушли в прошлое времена, когда абсолютное большинство лиц, призываемых в армию, составляла молодежь с 6 - 8 классами образования. Переход ко всеобщему среднему образованию в стране положительно сказался на комплектовании армии людскими ресурсами. Уже пять лет назад среди призванных на военную службу около 88% имели среднее и высшее образование и 12% - неполное среднее образование. Сегодня же доля военнослужащих с высшим и средним образованием составляет свыше 93%, а остальные имеют неполное среднее образование.
"Высокая общая подготовка молодежи, приходящей в армию и на флот, - писал министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов, - позволяет ей в короткие сроки успешно овладевать сложным оружием и боевой техникой, постигать "секреты" воинского мастерства..."
Во-вторых, весьма положительно на комплектовании армии сказывается последовательно осуществляемая в нашей стране политехнизация общеобразовательной школы. В значительной мере благодаря этому сегодня более 84% призывников имеют различные технические специальности, полученные ими еще до призыва в армию. Новые широкие перспективы в рассматриваемом плане открываются в связи с проводимой по решению партии реформой школьного образования. Усиление трудового обучения и воспитания, приближение школы к производству благоприятно скажется и на овладении молодежью сложными военными специальностями в армии.
В-третьих, важным фактором повышения эффективности системы подготовки военных специалистов являются и качественные изменения советского офицерского корпуса. Если на заре создания регулярной Красной Армии, в 1929 г., лишь 4,5% начальствующего состава имели высшее образование, то в начале 70-х годов уже каждый второй офицер имел высшее военное и военно-специальное образование. Сегодня более 90% командиров полков и 100% командиров кораблей 1-го и 2-го ранга имеют высшее образование. При этом более половины офицерских должностей в армии занимают инженеры и техники. Следует также учесть, что для современного этапа характерен рост удельного веса офицерского состава в общей численности Вооруженных Сил. А офицер, как известно, является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса в армейских условиях.
В-четвертых, непрерывно совершенствуется и учебно- материальная база подразделений и частей, занимающихся подготовкой военных специалистов. В учебном процессе получили широкое применение разнообразные тренажеры, включая и электронные, действующие модели сложных агрегатов и механизмов, специализированные классы и макеты. Все это позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс, существенно улучшить наглядность обучения и за счет этого в более короткие сроки добиться больших результатов.
В-пятых, успешная подготовка специалиста в короткие сроки становится возможной благодаря созданию в армейских условиях особой атмосферы при решении данной задачи. Именно этой цели подчинены основные усилия командиров и политработников, партийных и комсомольских организаций частей и подразделений. Неотъемлемой чертой Советских Вооруженных Сил стало патриотическое стремление молодых воинов в возможно короткий срок овладеть своей военной специальностью.
В войсках широко развернута борьба за повышение квалификации, за овладение смежной специальностью. Важная роль в подготовке молодых специалистов принадлежит старослужащим воинам, которые оказывают большую помощь тем, кто их заменит после увольнения в запас.
Наконец, в-шестых, нельзя представлять дело так, будто подготовка военного специалиста ограничена временем пребывания молодого человека в армии. Фактически дело обстоит иначе.
Прежде всего следует иметь в виду, что некоторые гражданские и военные специальности во многом схожи. А что касается таких, как шофер, тракторист, механик-водитель, радист, оператор, вычислитель, не говоря уже о поварах, киномеханиках и ремонтниках, то они в равной мере нужны и армии, и народному хозяйству. И, естественно, если юноша до призыва получил одну из таких "родственных" для армии специальностей (а, по расчетам ученых, их более половины), это уже в определенной степени является решением задачи и в интересах Вооруженных Сил.
Кроме того, согласно принятому Закону, для всех юношей допризывного и призывного возрастов организуется начальная военная подготовка (НВП) и подготовка военно- технических специалистов для армии.
С учащейся молодежью НВП проводится в общеобразовательных школах, а также в средних специальных учебных заведениях. Юноши, не обучающиеся в дневных (очных) учебных заведениях, НВП проходят в военно- учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Подготовка военно-технических специалистов для армии и флота проводится в учебных организациях ДОСААФ и в учебных заведениях системы профессионально - технического обучения. Сегодня клубы и организации этого оборонного общества и учебные заведения ПТО готовят призывников по многим военным специальностям, и каждый третий призывник приходит в армию со специальностью, полученной в этих учебных организациях.
Подготовка военнослужащего как военного специалиста не заканчивается с завершением действительной военной службы и увольнением в запас. В соответствии с существующим порядком все граждане, находящиеся в запасе, периодически привлекаются на сборы с целью повышения имеющейся квалификации.
Таким образом, как показывает многолетний опыт, установленные Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" система комплектования Вооруженных Сил военнослужащими срочной службы и порядок подготовки военных специалистов как в период службы в армии, так и в период нахождения в запасе полностью отвечают современным потребностям обороны страны. Об этом красноречиво свидетельствует тот высочайший уровень боеготовности Советских Вооруженных Сил, который обеспечивается на современном этапе и который они демонстрируют всякий раз, когда того требует обстановка.
Полковник Н. ПАВЛОВ