СРЕДИ различных идеологических средств, используемых американским империализмом в историческом противоборстве двух противоположных социально-политических систем, особое место занимает религия. Многие действия, направленные на развертывание гонки вооружений, подрыв процесса разрядки, разжигание антикоммунизма и антисоветизма, Вашингтон фарисейски прикрывает религиозным камуфляжем. Благоприятные условия для этого создает высокая степень религиозности населения США.
В "Едином кодексе военной юстиции" - документе, регламентирующем дисциплинарную и уголовную практику, законодательно зафиксирована строгая ответственность командиров всех ступеней за проведение религиозной работы с подчиненными.
Официально церковь в Соединенных Штатах отделена от государства. Однако это не мешает командованию содержать целый корпус военных священников. "Капелланы, - заявил М. Лэрд, будучи министром обороны США, - являются не только желательной, но и необходимой частью вооруженных сил".
Корпус военных священников - одна из старейших и испытанных служб аппарата идеологической обработки личного состава. Он был создан одновременно с формированием регулярной армии. В 1918 г. конгресс принял закон, регламентирующий численность служителей культа в вооруженных силах, - один капеллан на каждые 1200 солдат и офицеров. Кроме того, на военный округ выделялось дополнительно 20 священников. В настоящее время, по данным иностранной прессы, на 700 человек личного состава сухопутных войск приходится один штатный капеллан. Таким образом, в США отмечается тенденция к увеличению штата военных служителей культа, назначаемых во все соединения и части вплоть до отдельного батальона.
В своей повседневной практике военные священники опираются на помощников капелланов, которые выделяются из числа специально подготовленных сержантов и рядовых. Такая структура религиозных органов, по оценке зарубежных специалистов, позволяет командованию оказывать постоянное целенаправленное идеологическое воздействие на сознание и поведение военнослужащих.
ПОДГОТОВКА офицеров-капелланов и их помощников осуществляется в разветвленной системе обучения специалистов идеологического аппарата министерства обороны. Первый этап обучения - курсы по переподготовке гражданских священников для службы в вооруженных силах (девять недель), на которые принимаются лица от 18 до 30 лет, с точки зрения правящих кругов политически благонадежные, а также обладающие достаточно высокими интеллектуальными и физическими данными. На курсах слушатели изучают основы боевой подготовки, воинские уставы и наставления, военную технику, приемы владения оружием и ряд специальных дисциплин, среди которых особое место занимают военная психология и педагогика. Выпускникам присваивается звание "второй лейтенант".
С дальнейшим углублением основных противоречий империализма в американском обществе на капелланов в вооруженных силах возлагаются все более утилитарные, прагматические задачи. По существу они являются социологами-консультантами при командирах и штабах, занимающимися выработкой у военнослужащих политической индифферентности (невосприимчивости к научной идеологии и лояльности к политике господствующего класса). Капелланы принимают активное и непосредственное участие в формировании у солдат и офицеров так называемого "комплекса агрессивности"- слепой ненависти к коммунизму, народам и вооруженным силам стран социалистического содружества.
Антикоммунизм и антисоветизм преподносятся военными теологами как составная часть веры. В одной из проповедей в период агрессии американского империализма против Вьетнама отмечалось: "Не может быть сомнения в том, что размах благородной деятельности нашей армии (американской. - И. Д.) во Вьетнаме является невиданным в истории человечества. Ценою своих жертв мы сохраняем тысячи жизней. Не верьте лжи коммунистов".
"Война во Вьетнаме, - писал в свое время главный капеллан вооруженных сил генерал- майор Сэмпсон, - это война не только за свободу местного населения, но и за идеалы, которые отстаивают американцы. Поэтому выполнение нашими военнослужащими всех приказов в этой войне - высшее проявление веры в бога". Таким образом подчеркивается богоугодность службы в вооруженных силах империалистического государства, именем бога освящаются злодеяния пентагоновской военщины, обосновывается военная помощь антидемократическим режимам и усиление милитаристского присутствия в "горячих точках" планеты.
Целям духовного закабаления солдат и офицеров служит поток разнообразных религиозных мероприятий: ежедневная молитва, участие в программах "Моральное наследство" и "Человеческое самосовершенствование", час капеллана, религиозные дни, исповеди, индивидуальные пасторские беседы и т. д.
Для усиления психологического воздействия на личный состав проповедям, благословениям, организуемым во время национальных и религиозных праздников, придается экзальтированный характер.
Помимо стационарных и походных церквей, в частях и на кораблях для индивидуальной и групповой работы с военнослужащими имеются специальные "уголки капелланов", "дома уединения", "молитвенные приюты". В них организуются религиозные пения, прослушивание радио- и телепередач с участием проповедников.
ЦЕРКОВЬ в американском обществе имеет мощный пропагандистский аппарат. Насчитывается около 900 протестантских, католических и иудаистских периодических изданий. Кроме того, практически во всех центральных и местных журналах и газетах одна страница посвящена вопросам религиозного воспитания. В самих вооруженных силах действует свыше 400 радио- и телестанций, через которые регулярно транслируются религиозные передачи "Взгляд в мир", "Час капеллана" и другие.
Помимо традиционной религиозной деятельности, капелланы читают военнослужащим лекции о международном положении, проводят мероприятия по организации досуга и т. п. С целью оказания помощи командованию в выявлении среди солдат и офицеров так называемых "подрывных элементов" военные священники ведут специальные картотеки. Вместе с командирами они участвуют в решении вопросов о поощрении и наказании личного состава.
В зарубежной прессе отмечается, что влияние военно-религиозной службы США распространяется также на население и вооруженные силы стран НАТО и других государств, на территориях которых дислоцируются американские войска. Для стран- участниц Североатлантического блока за последнее время характерным стало стремление к стандартизации идеологической обработки военнослужащих и членов их семей. Эта тенденция коснулась и вопросов религиозного воспитания.
С начала 80-х годов в вооруженных силах США и некоторых натовских государств принята единая военно-религиозная программа. В ее основе лежит стремление выработать у личного состава чувство "атлантической солидарности", подготовить их к войне против "общего врага", под которым подразумевается "безбожный коммунизм".
По оценке иностранных специалистов, религиозная обработка оказывает значительное влияния на американских военнослужащих. Сочетаясь с другими формами идеологического оболванивания, она обеспечивает формирования у них качеств, необходимых для проведения антинародной милитаристской политики правящих кругов. Всю свою работу военное духовенство осуществляет в духе патологической ненависти к идеям социализма, воздействуя прежде всего на эмоционально-психологические компоненты сознания солдат и офицеров. Избирательно и целенаправленно манипулируя эмоциями верующих, военные священники делают упор на те религиозные чувства, которые в наибольшей степени отвечают агрессивным замыслам американской администрации.