Примерное время чтения: 8 минут
268

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Р. Паулс: "МУЗЫКА ЛЮБОВЬЮ РОЖДЕНА..."

В его музыке удивительно переплелись тонкие лирические раздумья и ритму сегодняшнего дня. Популярность музыки Р. Паулса чрезвычайно широка не только у нас в стране, но и за рубежом. Во время проходивших недавно в Москве творческих вечеров композитора наш корреспондент Т. Лаврентьева встретилась с Р. ПАУЛСОМ и попросила его ответить на ряд вопросов.

КОРР. В последние годы Вы, Раймонд, к своим многочисленным обязанностям прибавили еще одну - стали главным музыкальным редактором Латвийского радио. Вам приходится очень много времени отводить прослушиванию записей эстрадной музыки, сделанных у нас в стране и за рубежом, просмотру видеозаписей. Наверное, именно эта работа позволяет Вам сделать выводы о том, какие процессы характерны сегодня для эстрадной музыки и, в частности, для эстрадной песни.

ПАУЛС. Я думаю, что эстрадная музыка, и песня в том числе, во всем мире переживает сейчас чрезвычайно трудный момент. Композитор со своей музыкой остается где-то на заднем плане, а на передний выходят различные спецэффекты. Когда смотришь зарубежные видеозаписи, бываешь просто подавлен этими эффектами: цвет, свет, электронные и лазерные установки - все направлено на то, чтобы любой ценой привлечь внимание публики. Эти эффекты уводят слушателя и от музыки, и от содержания песни.

Почему это делается? Мне кажется, потому, что нет настоящей музыки, мелодии. Когда раньше на Западе чрезвычайной популярностью пользовался ансамбль "Битлз", этот феномен можно было объяснить: в основе каждой песни была мелодия. Ребята выходили с гитарами, играли, пели и зал им подпевал, мелодию запоминали сразу. Потом появилась новая волна - спецэффекты. Вначале это привлекало, казалось интересным, но постепенно люди от этого устали.

Где выход из этого кризиса? Когда я был в ФРГ, там бизнесмены от музыки мне прямо говорили: "Господин Паулс, только мелодию найдите, остальное мы сделаем сами"... Мелодию! Вот в чем вопрос! И это говорят люди, которые знают свое дело, Они помяли, что аранжировка, электронные эффекты, цвет - это лишь окраска, а главное - музыка, мелодия.

Далее, особенностью музыкальной жизни на Западе я бы назвал чисто коммерческий подход к эстрадной музыке. Сейчас в Западной Европе, например, очень сильно наступление американской музыки и мало кто может выдержать такую конкуренцию, потому что все решают деньги: широко поставленная реклама, психологические службы, мода - все работает на очередную "звезду". Это - мощная система бизнеса. Рассчитывается все, вплоть до таких деталей: в какой момент выпускать пластинку, в какой момент должны пойти в продажу майки с оттисками фотографий очередного кумира, как этот кумир должен одеваться, как двигаться... Как говорится, никакой импровизации, один холодный расчет. И Западная Европа отступает перед американскими деньгами, ее эстрадное искусство все более американизируется.

КОРР. Об эстрадной музыке, песне, исполнителях, вокально- инструментальных ансамблях много пишут и спорят в последние годы и в нашей прессе. Но, видимо, одними этими разговорами ограничиваться нельзя. Ваши творческие вечера в течение 16 дней собирали огромную аудиторию любителей эстрадной музыки в Государственном центральном концертном зале "Россия", Они вылились в настоящий праздник музыки.

Эти концерты не спутаешь ни с какими другими, они отмечены индивидуальностью, - это не комплименты, это наблюдения зрителя и слушателя. И это еще одно подтверждение того, что наша эстрада имеет большие достижения, может успешно развиваться. И все-таки такие концерты пока что редкость. А ведь нам нужны композиторы, создающие свежие, запоминающиеся мелодии, поэты, пишущие стихи к музыке, а не просто тексты, нужны талантливые, яркие исполнители, каждый из которых был бы индивидуальностью...

ПАУЛС. Надо признаться, что с поисками индивидуальностей обстоят у нас дела пока неважно. Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, София Ротару... Я называю тех певцов, которых ценю и которых считаю эстрадными по-настоящему. У нас есть еще десятки талантливейших певцов, с прекрасными голосами, но это уже в других жанрах. И дело не в том, что нет у нас талантов для эстрады, - мы их плохо ищем. Правда, и найти талант это еще полдела, надо его учить и воспитывать. Учить двигаться, учить одеваться, учить общаться с публикой. Кроме того, необходимо, чтобы наши певцы выходили бы не только на подмостки отечественной эстрады, но и обязательно выезжали за рубеж, могли бы завоевывать сердца зарубежных слушателей, потому что музыка, песня - это могучее оружие идеологической борьбы.

КОРР. Коль скоро Вы заговорили о зарубежных поездках, я бы хотела попросить Вас вспомнить Ваши поездки в Австралию, ФРГ, США и Канаду, где Вы не только давали концерты, но и встречались с соотечественниками, с теми, кто покинул Латвию в разные годы и по разным причинам. Как принимали они Вас, советского, латышского композитора и исполнителя?

ПАУЛС. Для таких встреч очень важно было правильно подобрать программу. Мы составили ее на латышском языке. Актер читал стихи наших латышских классиков, я исполнял музыкальные произведения - тоже наших классиков. Много рассказывали о сегодняшней Латвии, о Риге. Каждый вечер мы выступали в небольших залах, которые снимали латышские эмигранты. Почему они приходили на наши концерты? В первую очередь потому, что хотели услышать родную речь, родной латышский язык. Они все считают себя латышами, стараются детей своих учить латышскому языку... И когда я с ними общался, то понял, какая тоска по оставленной Родине у этих людей! Они семьями приходят на наши концерты, хотят показать, что не забыли родной язык, бережно сохраняют какие-то реликвии...

Латышская эмиграция чрезвычайно неоднородна. Есть люди, которые покинули Латвию еще в годы первой мировой войны, спасаясь от голода и безработицы. Есть среди них люди, которые смогли найти работу, заработать деньги. И когда начинаешь с ними разговаривать, то они вначале очень кичатся своим положением: "у меня дом", "у меня две машины" и т. д. Только хватает этого ненадолго. Поговоришь с ними немного по душам, и вдруг открывается тебе в этой душе такая боль, такая бездна, что делается страшно, - как же он живет с этой болью?! И видишь, что и дома, и машины, и деньги-все немило. Чего бы только этот человек сейчас ни отдал, чтобы пройти по улицам Риги, побывать на нашем Празднике песни.

Кстати, они там тоже пытаются устраивать такие "праздники песни", но выглядит это все очень жалко. Между собой эти люди постоянно не ладят, процветают рознь социальная, рознь религиозная (католики, лютеране). Мне даже как-то смешно стало: в Австралии, в одном маленьком городке живет всего 200 латышей, и все равно они постоянно в разладе друг с другом. Спрашиваю: "Вас же так мало тут, что вы не поделили?" Пожалуй, они и сами толком не объяснят. И так во всех странах.

Есть среди эмигрантов люди, которые очень доброжелательно настроены к своей бывшей Родине, ловят о ней каждое слово. Они, может быть, и хотели бы вернуться, но запуганы лживой западной пропагандой. Особенно те, кто был насильно угнан в Германию во время войны, а потом оказался в зоне, оккупированной американскими войсками. Есть и наши ярые враги, так называемые "даугавские ястребы". Но, представьте себе, что и они приходили на мои концерты... Приходили и садились в кресла, с плотно сжатыми губами, с тяжелыми, недоброжелательными взглядами.

И все-таки музыка делала свое великое дело: к концу вечера что-то менялось в их глазах. Эти люди, наверное, ни за что бы в этом не признались, но я-то видел, что боль, тоска живет в душе у них. И после концерта некоторые из них даже подходили, благодарили, хотели сказать несколько слов на родном языке.

Трудно было разговаривать лишь с теми, кто недавно покинул Родину (не выдержали и тоже пришли) и теперь, чтобы как-то заработать у своих новых хозяев, поливает нашу страну грязью. Этих людей я ненавижу, это мерзкие люди.

Свои недостатки мы знаем лучше всех, мы с ними боремся. Но если ты уехал, сбежал, соблюдай хоть какие-то этические нормы и не смей порочить Родину. Лично для меня Родина - это святое! Это то, без чего нет ни жизни, ни музыки.

Музыка ведь - это особый вид искусства, она рождает в душе каждого человека только ему одному понятные ассоциации и чувства, и порой чрезвычайно сильные. Вот почему хочется, чтобы наша советская эстрадная музыка и песня чаще выходили бы на мировую эстраду, помогали установлению между людьми контактов, взаимопонимания.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно