Примерное время чтения: 6 минут
304

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Цирк - искусство радости

"Мира радостный салют" - так называется новое представление Московского цирка на Цветном бульваре, которое поставил вместе с молодым режиссером В. Крымко народный артист СССР Ю. В. Никулин. Известный клоун Ю. Никулин уже несколько лет не выходит на манеж, он теперь художественный руководитель цирка. Но бывший солдат- фронтовик Никулин вновь вышел на арену 9 мая, чтобы поздравить всех гостей цирка с юбилеем Великой Победы.

О развитии советского цирка, о жизни цирковых артистов в нашей стране и за рубежом наш корреспондент Т. Лаврентьева беседует с Ю. НИКУЛИНЫМ.

КОРР. Юрий Владимирович, спектакль, посвященный Дню Победы, вы назвали "Мира радостный салют". Слово "радостный", присутствующее в названии представления, наверное, еще раз подчеркивает специфику цирка...

НИКУЛИН. Да, цирк несет людям доброе, хорошее настроение, радость. Это искусство рождалось на народных праздниках, ярмарках, в балаганах, конечно, для развлечения, но оно никогда не было аполитичным: злая сатира на купцов и кулаков, на попов и даже на царя присутствовала в бродячих цирках - в злободневных куплетах, шутках, репризах. И русское самодержавие постоянно преследовало артистов. Но убить сатиру оно было не в состоянии. Народ любил свой цирк. После победы Великого Октября цирковое искусство в нашей стране получило новый импульс для своего развития. Цирк стал предприятием государственным, а значит, начал получать постоянную материальную поддержку. Кроме того, была создана первая в мире цирковая школа. Все цирки страны объединились в одну творческую организацию, руководимую Союзгосцирком.

КОРР. Присутствуя на цирковых представлениях, обращаешь внимание, что в зале всегда очень много зарубежных гостей...

НИКУЛИН. Искусство цирка - интернационально, оно понятно всем. Другая причина намного глубже: дело в том, что на Западе цирк сейчас находится в упадке. Многие частные цирки под угрозой закрытия. Почему это происходит? Искусство цирка там практически остановилось на уровне начала века, не развивается, не обогащается. Не гак давно, например, я был во Франции, там народ в цирк почти не ходит. Единственный цирк животных держится только благодаря дневным представлениям, на которые приходят дети.

Или, скажем, в США, где стремятся к громадности, гигантизму. Можно себе представить, что видит зритель, если цирк шапито размахивается на 25 тысяч мест и представление идет сразу на трех аренах. Но бизнесменам, которым надо сорвать побольше денег, на это наплевать. Я не хочу сказать, что на Западе нет талантливых, ищущих артистов, они, конечно, есть, но не они сегодня "делают погоду" в цирке. даже лучшим из них, победителям различных конкурсов и смотров, порой негде показать свое искусство.

КОРР. В декабре 1984 года в Монте-Карло прошел Всемирный фестиваль циркового искусства, где вы присутствовали. Как выступали мастера советского цирка?

НИКУЛИН. Без ложной скромности могу сказать, что выступления наших актеров проходили очень успешно, в номера джигитов Нугзаровых и воздушных акробатов Александровых отмечены высшими призами. Наш цирк часто гастролирует и по стране, и за рубежом. На Западе зрители всегда тепло приветствуют наших артистов.

КОРР. У вас, конечно, бывали неофициальные встречи с цирковыми актерами, наверное, они интересовались постановкой циркового дела в СССР, положением актеров, отношением к ним?

НИКУЛИН. Некоторые зарубежные актеры любят хвастаться тем, что выступают без страховки. Я считаю, что это ненормально, вызывает совсем не ту реакцию, которая нужна.

Зритель смотрит "смертельный" номер и думает лишь об одном: разобьется актер или нет. А хозяин цирка именно таких выступлений требует от актеров. В Монте-Карло я был свидетелем выступления канатоходцев под куполом цирка. И я не мог ни о чем другом думать, как "только бы не сорвались". А разве это задача цирка? В таких "смертельных" номерах зритель перестает видеть красоту, силу, ловкость артиста. Кроме того, многие из таких артистов все-таки падают... Вот почему в нашем цирке, искусство которого по своей сути глубоко гуманно, неоправданный риск просто-напросто не разрешен. Особо опасные номера исполняются либо с лонжей, либо над страховочной сеткой, что нисколько не умаляет мастерства артиста.

КОРР. А как государство заботится о цирковых артистах, которые уже не могут выступать?

НИКУЛИН. Наша система социального страхования, забота о цирковых актерах многим на Западе кажется чистой пропагандой. Они не могут поверить, что государство берет на себя все расходы по лечению артиста, как долго бы это ни продолжалось, что артисты цирка, как и все советские люди, имеют право на пенсию по старости. Причем для многих категорий артистов возрастной ценз значительно снижен, Нужно только иметь 20-летний стаж работы в цирке, Так как многие выходят на арену очень рано, с 10-12 лет, то уже в 30- 35 лет они могут уходить на пенсию. Однако если они не могут выступать в своем жанре, то имеют право перейти в другой, выступать в новом амплуа. В этом случае пенсия им полностью сохраняется, а за новые выступления они, как и все, получают заработную плату.

Конечно, артистам Запада все это кажется сказкой, ведь они всю жизнь должны вносить большую страховку для того, чтобы получить минимальную пенсию по старости. Я видел артистов, в прошлом известных, влачащих в старости жалкое, порой полуголодное существование. И только воспитанное многими годами цирковой работы умение "держать кураж" помогает им в жизни. А тех, кто выступает, невероятно теснят налоги. Например, в США многие цирковые артисты работают всего 4-6 месяцев в году, в дальнейшем, если продолжать работать, почти весь заработок уйдет на уплату налога. Значит, артист полгода простаивает. Поэтому наша система постоянных заработков, низ-кик подоходных налогов артистам из капиталистических стран кажется чем-то невероятным.

КОРР. Сейчас в нашей стране 72 стационарных цирка, а летом в десятках городов страны появляются купола шапито и люди идут и идут в цирк, потому что он никогда не надоедает...

НИКУЛИН. Вы забыли еще "Цирк на сцене". А это гоже сотни профессиональных артистов, выступающих на эстрадах, концертных площадках, в театрах. В Москве существует училище циркового и эстрадного искусства, со своими гимнастическими залами, учебным манежем. А сейчас строится новое здание училища. Государство вкладывает большие деньги в то, чтобы советский цирк постоянно обновлялся, расширялся.

Пришла очередь и реконструкции старого, любимого москвичами цирка на Цветном бульваре. Этот 105-й сезон станет для него последним перед обновлением. А через 2 года москвичи и гости столицы увидят новое здание, оснащенное всем необходимым оборудованием.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно