Примерное время чтения: 7 минут
216

АНАТОМИЯ ЛЖИ. Зачем нужна сенсация?

Цели и методы буржуазной пропаганды на молодежь

МОЛОДЕЖЬ капиталистических стран ведет упорную борьбу за расширение демократических и политических прав, решительно выступает с социально-экономическими требованиями. Это побуждает буржуазию совершенствовать свою тактику, усиливать идеологическую обработку молодого поколения.

ЦЕЛИ

Западные пропагандисты пытаются выработать у молодежи своих стран политическую индифферентность, породить настроения индивидуализма, духовной отчужденности от общества.

Потребительская психология. Под влиянием пропаганды и рекламы в сознании молодых людей капиталистического общества пускает корни потребительская психология. Вот их кредо: я - маленький человек и не стремлюсь стать великим мира сего. У меня есть очаг, защищающий меня от холодного и равнодушного внешнего мира. Если мне скучно, я могу почитать книжку, посмотреть телевизор, сходить в кино. Если моя собственная жизнь кажется мне бедной я однообразной, я могу "обогатить" ее информацией об интимных подробностях жизни кинозвезд и других знаменитостей. Чего же еще?

Аполитичность. Об отсутствии интереса у молодого поколения к политике много и часто пишут буржуазные социологи. В некоторых своих публикациях они пытаются создать портрет молодого человека начала 80-х годов. С их точки зрения, нынешние молодые люди "сменили доспехи борцов за справедливость и свободу на домашние халаты", думают исключительно о благополучии и потреблении. И только "беспокойное меньшинство мечтает о том, как сделать революцию, не отказываясь от приятной жизни".

Молодые люди, несомненно, испытывают на себе влияние буржуазного образа жизни. И все же западной пропаганде не удается ограничить их интересы сферой потребления, отстранить их от участия в общественно-политической жизни.

Как показали "обследования молодежного сознания", проведенные авторитетными социологическими службами США, ФРГ, Франции, Японии, среди молодого поколения этих стран весьма высок процент тех, кто не удовлетворен обществом, в котором живет. Если в среднем по исследованным странам пять лет назад их было 33,6%, то сегодня - уже 40,2%.

Именно эти "недовольные" молодые люди, которых, как видим, с каждым годом становится все больше, проявляют политическую активность.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

"Отлучение" от политики. Политика объявляется "запретной зоной" для молодежи, уделом "избранных специалистов". Эту точку зрения пропагандирует, к примеру, западногерманский социолог Х. Гизеке. В книге "Дидактика политического образования" он пишет: "Что такое политическая активность? Должен ли гражданин проявлять интерес ко всем политическим мероприятиям и решениям? Но это означало бы, что каждый гражданин в любое время может заменить политика... Лучше всего, если политической работой будут заниматься профессиональные политики".

Другой пример. В "демократическом обществе", отмечается в западногерманском учебнике для гимназий "История и обществоведение", существует четкое разграничение функций и обязанностей. Каждый должен заниматься лишь своим делом: профсоюзы представляют экономические интересы работающих по найму, партии решают политические вопросы, спортивные объединения занимаются организацией спортивной работы и т. д. "Если случится пожар, если река выйдет из берегов и затопит населенные пункты, кто поможет людям в беде и спасет их жизнь? Пожарные, полиция, жандармы и бундесвер - звучит в ответ. Если воры, убийцы нападут на вас, кто их схватит за руку и накажет? Полиция, жандармы, суд, - говорят люди".

Таким образом, западная пропаганда пытается внушить молодому человеку, что он лишь пассивный исполнитель предписаний и постановлений, которые исходят от правительства и органов местной власти. Вся политическая активность молодого человека сводится лишь к его участию в избирательных кампаниях.

Сенсация превратилась в самый распространенный и тонко действующий прием, при помощи которого молодежь отвлекают от социальной действительности и ее узловых проблем; она стала своего рода наркотиком. Сенсация привлекает к себе внимание главным образом тем, что в ней содержатся разительные факты, описания необычных ситуаций и т. п., она отвлекает внимание "на себя", тем самым отодвигая на второй план серьезные материалы, заставляющие читателя думать.

Смещение акцентов. Чтобы отвлечь молодежь от острых политических и социальных проблем, западная печать, радио, телевидение стараются сконцентрировать внимание подрастающего поколения на насилии и преступлениях, на описаниях личной жизни киноактрис и т. д.

В статье, опубликованной в американском журнале "Нейшн", анализируется одна из типичных программ телевидения: "Насилие начинается в 5 часов дня с таинственного убийства. В этот вечер демонстрируются еще два убийства, два ковбойских боевика с резвей и кровопролитием, фильм о юном головорезе, история одного мошенника и фильм ужасов. Эта неизменно кровавая, сексуальная, воинственная, мучительная агония повторяется час за часом, вечер за вечером, неделя за неделей, год за годом, отравляя страхом сознание нашего народа".

Американцы подсчитали, что школьники проводят от 10 до 70 часов в неделю у телевизора, уткнувшись в экран, который кажется им "окном в большой мир". По свидетельству американских психиатров, к 15 годам юноша уже видел по телевидению примерно 13 тыс. убийств.

Огромными тиражами выходят так называемые комиксы - иллюстрированные книжки, состоящие из серии картинок с короткими подписями, которые рассчитаны на детей, подростков и юношей. Так, в США каждый месяц издается и продается несколько миллионов экземпляров комиксов. Их названия говорят сами за себя: "Путешествие в ужас", "В мире страха", "Таинственные преступления", "Знаменитые гангстеры", "Супермен", "Преступление не оплачивается" и т. д.

Основным в буржуазной пропаганде становится апелляция к низменным чувствам и инстинктам. Как отмечают публицисты из ГДР Г. Хаак и Х. Касслер, организованное запугивание, как и всякого рода пошлые сенсации, служит средством превращения молодых читателей в инертную, пассивную массу, послушную господствующим классам.

Замалчивание. Какое-нибудь сенсационное убийство может занимать несколько газетных страниц, и в то же время проблема массового убийства, связанная с угрозой мировой войны, привлекает крайне незначительное внимание прессы. Так, в частности, буржуазная молодежная пресса дает крайне скудную информацию о событиях, происходящих на мировой арене, о предложениях Советского Союза по обеспечению мира, о борьбе мировой общественности за разрядку напряженности и т. д.

"Подтасовка карт". Важные политические события преподносятся так же, как развлекательный материал, уголовная хроника, сообщения о спортивных соревнованиях или интимных похождениях. В этой же плоскости рассматриваются и отдельные классовые выступления трудящихся. Например, во время проведения стачки в газетах может появиться репортаж, в котором всячески смакуются и красочно описываются подробности случайной драки между забастовщиками. Цель такого репортажа - скомпрометировать саму идею и причину забастовки. Когда "сенсаций" такого рода не хватает, их изобретают.

Отвлечение. "Человек в наше время часто использует иллюзорную действительность для бегства от повседневности жизни, которая его не устраивает, - пишет западногерманский социолог Р. Хейплер. - Поэтому следует удовлетворять инстинктивное стремление к иллюзиям".

Конечно, для буржуазных пропагандистов этот выход самый удобный. Их вполне устроит, если молодые люди будут интересоваться исключительно биографиями кинозвезд, сенсациями, сексом и телевизионными передачами. Главное, чтобы они не заинтересовались политикой.

Ю. АНТРУШИН, кандидат исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно