МАЛО кто знает, что из тех 6 млн. т нефти и нефтепродуктов, которые, по подсчетам океанологов, каждый год попадают в моря нашей планеты, на долю аварийных разливов, связанных с катастрофами, приходится всего-навсего одна двадцатая часть!
Главный загрязнитель океана, оказывается, суша: почти половину (точнее, 44%) нефтепродуктов приносят в океан реки и сточные воды расположенных на морских берегах предприятий и городов.
Морской флот стоит на втором месте в мировой статистике нефтяного загрязнения океана. Причем речь идет не о катастрофических разливах, а о повседневной эксплуатации десятков тысяч судов, плавающих по океанским просторам. Здесь и загрязненные нефтепродуктами промывочные воды, и балласт, который сбрасывается за борт; здесь и мелкие, но многочисленные разливы при бункеровке, разгрузке и перегрузке нефти... В общей сложности набирается почти 2,5 млн. т нефти в год. Для сравнения скажем, что из всех танкеров, потерпевших крушение, например, в 1980 г. вытекло в море 187 тыс. т нефти - т. е. в тринадцать раз меньше.
НЕФТЬ ИЗ ВОДЫ
Никакие суда не приходится мыть так часто, как нефтяные танкеры. Не потому, что они настолько уж грязнее других судов, - просто специфика работы такая. Танкеры мыли просто горячей водой, которую затем сливали за борт вместе с отмытой нефтью, потому что быстро и эффективно разделить эту смесь до последнего времени не было практической возможности. Появилась она в 60-х годах в результате замены старой технологии мойки танкеров новой - по замкнутому циклу, которая может быть отнесена к числу безотходных, так как позволяет собирать и в дальнейшем утилизировать отмытую нефть. В одной из лабораторий института "Союзморниипроект" (сейчас она входит в состав Института океанологии АН СССР) был создан химический препарат для мойки танкеров МЛ-6 - родоначальник целого семейства подобных препаратов, которые сейчас выпускаются десятками тысяч тонн. Они не имеют конкурентов в мировой практике и запатентованы во многих странах мира.
ПЛАВУЧИЕ СТАНЦИИ
Препараты для мойки танкеров выполняют двойную задачу. Во-первых, как и любое поверхностно-активное вещество, они намного ускоряют мойку. Во-вторых, по прошествии некоторого времени нефть сама отделяется от раствора, который потом можно использовать снова и снова, в замкнутом цикле, сберегая немалые количества топлива, которое идет на подогрев. Собранную же нефть можно утилизировать; каждая тонна препарата позволяет получить сотни тонн регенерированной нефти.
Морской флот состоит не только из танкеров. На каждом сухогрузе тоже есть топливные цистерны. Но если на танкерах есть и мощные насосы для мойки и перекачки, и емкости для отстоя нефти, то сухогрузу без посторонней помощи не обойтись.
Помощь эту оказывают плавучие химические зачистные станции (ХЗС). Вот несколько цифр из годового отчета ХЗС N 1: обработано 434 судна, принято 45 тыс. м"sup"3"/sup" загрязненных вод, помыто около 60 тыс. м"sup"3"/sup" емкостей, утилизировано 2227 т нефтепродуктов. Утилизировано - это значит, что не просто предотвращен сброс нефти в море; мертвый остаток обрел вторую жизнь и был использован по назначению. Всего в портах нашей страны работает больше 20 зачистных станций - за год они отмывают и утилизируют около 60 тыс. т нефти. Это 160 т в сутки - дебит приличной нефтяной скважины...
ЭКОЛОГИЯ ТОЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ
Вот уже несколько лет морской флот нашей страны практически не сбрасывает в море нефть и нефтепродукты - во всяком случае, в количествах, превышающих нормы.
А нормы сейчас строгие. Существует Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов, сокращенно - МАРПОЛ-73/78, одно из самых представительных международных соглашений: в нем участвует более 30 стран, владеющих 70% мирового торгового тоннажа. В ноябре 1983 г. к этой конвенции присоединился и Советский Союз.
Конвенция предусматривает жесткие ограничения на сброс в море нефтесодержащих отходов, требует оборудования судов разнообразными природоохранными устройствами, приборами автоматики и контроля. Советские суда выполняют все требования конвенции, что подтверждают и самые придирчивые инспектора, которые то и дело посещают их во время плавания в чужих водах.
Природоохранные меры и технологии, применяемые на морском транспорте СССР в последние годы, позволяют каждый год собирать и использовать дополнительно около 350 тыс. т нефти. Вот первый, самый очевидный и ощутимый экономический эффект.
Мойка и зачистка танкеров сейчас механизирована на 80 - 85%, что экономит в год сотни тысяч человеко-дней труда, причем труда тяжелейшего, грязного, вредного, - а это уже эффект социальный.
Механизация - это еще и экономия времени. День простоя крупного судна обходится в тысячи рублей; сокращение простоев под мойкой и зачисткой на 220 млн. тоннаже-суток в год (это шесть лет непрерывной работы танкера-стотысячника) - вот еще один вполне ощутимый эффект, который при желании можно тоже перевести в рубли.