Примерное время чтения: 10 минут
192

КОМАНДИРОВКА ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Люди и недра (часть 1)

В редакцию приходят письма, связанные с развитием Западно- Сибирского топливно-энергетического комплекса, со строительством сети газопроводов из Тюменской области в европейскую часть Советского Союза, один из которых соединит наше Заполярье с Западной Европой. Читателей интересуют самые различные вопросы: сколь велики запасы газа и насколько рачительно мы их расходуем, какова экономическая эффективность использования этого энергетического сырья в народном хозяйстве, кто трудится на трассах и газопромыслах Крайнего Севера, в каких условиях живут и работают люди.

Наш специальный корреспондент побывал в Тюмени, Надыме, Новом Уренгое. Сегодня мы публикуем его первую корреспонденцию.

I. У истоков газовой реки

И ВНОВЬ ДОВЕЛОСЬ УВИДЕТЬ то, что поразило меня когда-то здесь, на Севере - радуга... зимой. Алмазно искрилась заснеженная тундра, а над нею - низкое бледно-розовое солнце, обрамленное двумя сочными разноцветными дугами. Они были дополнительными красочными штрихами уренгойского праздника по случаю добычи триллионного кубометра тюменского газа.

В тот день по всей области после коротких митингов к пультам газопромыслов на почетную вахту стали многонациональные коллективы. Отметить такое событие приехали газодобытчики из Туркмении, Узбекистана, Коми АССР, с Украины и Кубани.

Факт символичный. Вся страна помогает осваивать обширные северные пространства. В Стерлитамаке изготавливают тяжелые трубоукладчики, ленинградские машиностроители поставляют мощные и экономичные газоперекачивающие агрегаты, уральские металлурги обеспечивают трубами, на Украине создаются уникальные сварочные комплексы "Север". (Лицензии на этот метод электросварки приобрели фирмы США и Японии.)

Для нужд сибиряков некоторые предприятия даже перестраивают свою работу. В Ужгороде завод "Газоаппарат" раньше предназначался для производства только бытовой газовой аппаратуры, сейчас здесь освоен выпуск компрессоров к отечественным турбинам и запасных частей для турбин иностранного производства.

Из всех этих коллективных усилий и складываются тюменские миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров природного газа.

ЭФФЕКТ 1000 000 000 000

* Каждая тысяча кубометров использованного газа в народном хозяйстве взамен других фондоемких видов сырья дает 21 рубль экономии. Значит - 21 млрд. сбереженных народных рублей.

* Замена газом в доменном процессе остродефицитного кокса позволила сберечь его лишь в прошлом году 7 - 8 млн. тонн. Значит, не потребовалось строительства 13 - 15 мощных шахт для добычи коксующихся углей.

* Более 90% азотных удобрений мы сейчас получаем из природного газа. Эта цифра красноречиво определяет его место в процессе реализации Продовольственной программы.

* На 50 млрд. руб. вложений в Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс за 1965 - 1980-е годы было произведено чистой продукции на 116 млрд. руб. (причем по ценам внутреннего рынка, которые в несколько раз ниже мировых). Средний срок окупаемости вложений - один год.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Еще полвека назад, в 1932 г. академик И. М. Губкин в интервью корреспонденту "Правды" сказал, что нефть пора искать за Уралом.

Выполняя решения XVIII съезда ВКП(б), Народный комиссариат нефтяной промышленности с ноября 1939 г. начинает разработку планов изучения недр Сибири, создает геофизические экспедиции. Однако война приостановила геологоразведочные работы в Тюменской обл.

В 50-е годы разведочные буровые вышки постепенно продвигались на Север без результатов, пока одна из них не поднялась на окраине старинного села Березово. До той поры оно было знаменито лишь тем, что здесь отбывал ссылку сподвижник Петра I, опальный князь Меньшиков.

21 сентября 1953 г. буровой инструмент, набирая скорость, сам пошел из глубины - 200 м стальных труб под мощным давлением в десятки атмосфер вылетели пулей, а над буровой с ревом взметнулся 50-метровый газоводяной фонтан. Так было открыто первое месторождение "голубого топлива" - Березовское, с которого начались газовые и нефтяные реки Тюмени, берущие истоки на площади почти в полтора миллиона квадратных километров. Для сравнения: приблизительно такую территорию занимают все страны "Общего рынка".

Сбылись научные предвидения академика И. М. Губкина, любившего повторять: "Недра не подведут, если не подведут люди".

ЧТО ТАКОЕ УКПГ

На вертолете можно лететь час, полтора, не зацепившись взглядом за какое-либо жилье. Разве что повезет, и увидишь два-три чума оленеводов.

И вот среди стерильно белого зимнего однообразия, под лучами низкого солнца вдруг вспыхивают сверкающие стеклом и алюминием параллелепипеды. Так выглядит установка комплексной подготовки газа (УКПГ), проще говоря - газовый завод. От многочисленных скважин, разбросанных по тундре, газ собирается на такое предприятие, где происходит механическая и химическая очистка его от примесей. Затем установка подает в магистральную трубу чистый, готовый для потребления газ.

Внутри больших производственных корпусов царит автоматика. Здесь нужны люди, в совершенстве владеющие своей профессией и способные работать в специфических условиях. И хотя в бытовых помещениях есть все необходимое для жизни, отдыха, даже спортивный инвентарь, все-таки условия жизни здесь экстремальные. Неделю маленький коллектив смены (меньше 10 человек), рассредоточившись по всему огромному предприятию, обеспечивает бесперебойную работу всех участков УКПГ. А вокруг на десятки, сотни километров "белое безмолвие". В такой ситуации каждый должен быть уверен в каждом, как в самом себе.

На соседнем с Уренгойским месторождением - Медвежьем, побывал западногерманский журналист Гельмут Вайнанд. Ему показали две установки - УКПГ-4 и УКПГ-8. Одна из них оснащена импортным оборудованием, другая - отечественным. Гость обратил внимание, что отечественная установка, не уступая зарубежной по технологичности, производительнее и более приспособлена к местным условиям. Но его поразила не столько высокая оснащенность предприятий электроникой и автоматикой, сколько психологическая атмосфера, царящая здесь.

На УКПГ-4 он увидел теплицу, где вызревали помидоры, огурцы, выращивались цветы. Ему рассказали, что ребята каждой смены выращивают все это друг для друга. Затем западногерманский журналист внимательнейшим образом прочитал материалы на стенде социалистического соревнования, познакомился с динамикой трудового соперничества между сменами и внутри каждой вахты. Как бы подводя итог увиденному, он сказал: "В ФРГ мы не только не можем себе это представить, но даже и помечтать об этом. У нас на предприятиях нет атмосферы товарищеского соперничества. Люди, скованные конкуренцией, постоянной угрозой безработицы, все больше отчуждаются друг от друга, каждый сам по себе". А потом уже сделал общий вывод: "Ваши северяне достойны большого уважения".

ОДИН ИЗ ТЫСЯЧ

Комсомольцем приехал молодой инженер Иван Никоненко с Шебелинского месторождения из-под Харькова в Березовский район. Так с середины 60-х годов для украинского парня обширные северные пространства стали родным краем.

На его памяти не только работа с первопроходцами трасс при пятидесятиградусных морозах, когда металл крошится, как стекло, или летом в заскорузлой от болотной грязи спецовке, облепленный злым сибирским гнусом. Помнит он и западные "санкции", "эмбарго" 60-, 70-х годов и совсем недавние - рейгановские. Несмотря на это, дело продвигалось в несколько раз быстрее, чем на похожих стройках Аляски.

Десять лет назад с восхищением говорилось о 12,9 млрд. м"sup"3"/sup" "голубого топлива", поданного этими первыми месторождениями Тюмени за год предприятиям Урала. Таким трудовым подарком отмечался полувековой юбилей СССР. Это действительно было немало, если учесть, что в 1940 г. вся страна добывала лишь 3 млрд. м"sup"3"/sup" газа, а разведанные запасы составляли всего 15 млрд. м"sup"23"/sup", которых сегодня не хватило бы для обеспечения годового потребления только одной Москвы. В то время мы отставали от Америки по уровню добычи газа в 100 раз.

Поиск уходил все дальше к Полярному кругу, к берегам Ледовитого океана. Строились промыслы на месторождении Медвежье - первом из гигантов, запасы которых исчисляются триллионами кубометров. Уренгойское и Ямбургское будут потом. В центре Медвежьего растет город Надым, который в минувшем году отметил свое первое десятилетие. Здесь тоже потребовались инженерные и организаторские способности И. С. Никоненко, его богатый опыт эксплуатации месторождений Крайнего Севера.

В Надыме не чувствуется ни суровости полярной тундры, ни неустроенности быта. Здесь есть все необходимое для того, чтобы жить с комфортом.

Особенно много делается для детей и молодежи, поскольку средний возраст надымчан 28 лет. Здесь 5 школ общеобразовательных, музыкальная и спортивная, 6 спортзалов, Дом пионеров, мотоклуб и шахматный клуб, 10 библиотек, в которых 18 тыс. читателей.

Такая забота о людях обеспечила в известной степени трудовую отдачу: в добытый тюменский триллион надымские промысловики вложили больше половины - 510,4 млрд. м"sup"3"/sup".

Новый этап своей биографии И. С. Никоненко - теперь уже генеральный директор объединения Уренгойгаздобыча - начал в 1978 г. в Новом Уренгое, в городе, который был заложен с улицы Оптимистов.

СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ РИТМЫ УРЕНГОЯ

Даже сегодня специалисты, ученые затрудняются дать точную оценку запасам уникального Уренгойского газоконденсатного месторождения, названного "открытием века". Оно занимает площадь свыше 4500 км"sup"2"/sup". Запасы газа в 1981 г. оценивались в 6,2 трлн. м"sup"3"/sup", миллионы тонн конденсата, есть и нефть. Сейчас разрабатывается лишь первый "этаж" - так называемая сеноманская залежь, - а существует не только второй, но и третий "этаж" газоносности - на глубине более 3,5 тыс. м. Однако Уренгой еще далеко не раскрыл всех своих тайн.

Приступая к освоению Уренгойского геологического феномена, специалистам ясно было одно - прежние методы здесь уже не подходят. И вот здесь в полной мере проявились преимущества социалистического способа хозяйствования: умение и возможности быстрой переориентации различных отраслей с учетом изменившейся ситуации.

Прежде существовала такая схема: сначала полная разведка месторождения (2 - 4 года), затем рассмотрение и утверждение запасов (1,5 - 2 года), составление технологической схемы разработки (1 - 1,5 года), обустройство и разбуривание месторождения (2 - 2,5 года) и, наконец, промышленная добыча.

Поставили задачу все работы проводить одновременно, в несколько раз сокращая привычные сроки, преодолевая сложившуюся практику. Курс был взят на технический прогресс, экономическую эффективность, на высокую производительность труда, то есть на все то, что при минимальных затратах обеспечивало высокие конечные результаты. Верность направления убедительно подтверждает динамика событий на Уренгое:

апрель 1977 г. - начато строительство УКПГ-1

22 апреля 1978 г. - пущена ее первая очередь

23 мая 1978 г. - УКПГ-1 выведена на проектную мощность

30 мая 1978 г. - в магистральный газопровод подан первый миллиард уренгойского газа

29 октября 1978 г. - сдана в эксплуатацию УКПГ-2

13 октября 1978 г. - к числу действующих подключена УКПГ-3

ноябрь 1979 г. - начато строительство УКПГ-4

10 января 1980 г. - с первой установки комплексной подготовки газа получен 25-й млрд. м"sup"3"/sup"

22 апреля 1982 г. -есть 200 млрд. м"sup"3"/sup" уренгойского газа!

И это все за пятилетие. Работая по старинке, на это ушел бы добрый десяток лет.

За последние 15 лет наращивание ежегодной добычи газа в стране составило 308 млрд. м"sup"3"/sup". В одиннадцатой пятилетке к этой цифре прибавится еще около 200 млрд. м"sup"2"/sup". Америке для достижения такого роста понадобилось 30 лет, а мы должны пройти этот путь за пятилетку.

Значение месторождений Западной Сибири характеризуется следующим показателем: в год шестидесятилетия СССР в стране добыто 500 млрд. м"sup"2"/sup" "голубого топлива", половина - из тюменских недр.

(Продолжение следует)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно