Примерное время чтения: 11 минут
134

НАУКА - ЭКОНОМИКА - ПРОГРЕСС. Поиски резервов в энергетике

Вопросам развития энергетического комплекса была посвящена одна из прямых телевизионных передач цикла "Проблемы - поиски - решения", выдержки из которой мы сегодня публикуем. В ней принимали участие заместитель Председателя Совета Министров СССР Б. Е. ЩЕРБИНА, министр нефтяной промышленности СССР В. А. ДИНКОВ, министр энергетики и электрификации СССР А. И. МАЙОРЕЦ, заместитель министра угольной промышленности СССР Г. И. НУЖДИХИН, министр газовой промышленности СССР В. С. ЧЕРНОМЫРДИН. Вел передачу политический обозреватель Центрального телевидения по вопросам внутренней жизни СССР Л. А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Мы все знаем, что основу экономического могущества страны составляет ее тяжелая индустрия, а базовые отрасли тяжелой индустрии - это отрасли топливно- энергетического комплекса. Поэтому естественно, что один из главных вопросов, поступивших в наш адрес, касается обеспеченности нашей страны на ближайшую и более отдаленную историческую перспективу топливно- энергетическими ресурсами.

ЩЕРБИНА. Советский Союз - единственная промышленно развитая страна, которая полностью обеспечивает свои потребности в топливе и электроэнергии за счет собственного сырья и производства. Наш топливно-энергетический комплекс ежегодно производит более 2 - 2,2 млрд. тонн условного топлива - цифра очень внушительная. (Поясню: условное топливо - это единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива.)

За последние 15 лет топливный потенциал страны вырос в 3, а выработка электроэнергии - в 5,3 раза. По добыче нефти и газа мы занимаем первое место в мире, а электроэнергии вырабатываем больше, чем все европейские капиталистические страны, вместе взятые.

Можно твердо сказать, что природных запасов у нас достаточно и их хватит на многие годы. Однако это не снимает с нас забот о завтрашнем дне, о проблемах повышения эффективности использования энергетического сырья.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. А не ущемляются ли интересы отечественных потребителей из-за продажи газа за рубеж?

ЩЕРБИНА. В 1984 г. мы продали в социалистические и капиталистические страны на взаимовыгодных началах всего 15% добытых в стране нефти, нефтепродуктов и газа. Кстати, газа мы продаем только 10% от того, что добываем. На внутреннем потреблении это не сказывается, а общий экономический эффект значителен, ведь за счет этого мы получаем необходимую технологию, машины, механизмы, которые по каким-либо причинам мы не производим, товары народного потребления, фуражные продовольственные культуры. Развитие таких взаимовыгодных экономических связей можно только приветствовать.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Многих людей тревожит, что при добыче нефти сжигается попутный газ. Можно ли его использовать в народном хозяйстве?

ДИНКОВ. В Западной Сибири действительно сжигается большое количество такого газа. И мы сейчас ищем пути скорейшего решения этого вопроса. В двенадцатой пятилетке планируется использовать для хозяйственных нужд до 90% попутного газа. За счет этого можно получить несколько миллионов тонн очень ценных жидких компонентов, в том числе и бензиновых фракций.

Вопрос, казалось бы, ясный: нельзя сжигать эти богатства. В то же время для того, чтобы собрать попутный газ на территории Западной Сибири, где очень много болот, рек, требуется большая работа и привлечение солидных средств.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Атомные электростанции по праву считаются электростанциями будущего. Но не окажет ли создание атомной индустрии пагубного воздействия на здоровье человека, на окружающую среду? Проблема, казалось бы, уже достаточно прояснена, но, судя по обилию вопросов, она все же продолжает волновать многих.

МАЙОРЕЦ. Ответ здесь однозначен: конечно же нет. Более того, многолетние наблюдения показали, что сегодня АЭС являются самым экологически чистым источником электроэнергии. Не вызывает сомнений и надежность атомных электростанций, ведь при проектировании реакторных конструкций учитывается возможность всех аварий, даже таких, вероятность которых порядка одной миллионной. Люди, проживающие в районах действия АЭС, практически не подвергаются дополнительному радиационному воздействию. Оно настолько мало, что его можно оценить только расчетным путем.

Сейчас мощность АЭС составляет 28 млн. киловатт. А в двенадцатой пятилетке намечено ввести в строй 41 млн. киловатт. Для выполнения этих заданий необходимо ускорить строительство станций. Нормативный срок строительства энергетического блока мощностью 1 млн. киловатт составляет 60 месяцев. Но для того, чтобы начать строительство такого блока в соответствии с существующими инструкциями, для выбора площадки, разработки технико-экономических обоснований и проектов требуется семь лет. Если же принять решение о совмещении во времени проектирования и строительства и обеспечить непрерывность финансирования, то эти сроки можно значительно сократить.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Почему сократилась добыча торфа? Этот вопрос задает товарищ Власенко.

ЩЕРБИНА. Отчасти причина тому - климатические условия. Торф можно добывать в сухую погоду, в последние три года она нас не балует. Поэтому мы никак не можем справиться с программой добычи торфа.

Есть и другая причина: сегодня торф рассматривается не только как топливо. Частично его добыча переориентирована на нужды сельского хозяйства, поскольку специалисты обратили внимание на высокую эффективность его как удобрения, особенно сортов с фосфоросодержащими элементами.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Товарищи Сидоров, Семенов и многие другие интересуются тем, что предпринимается для улучшения снабжения сельских районов электроэнергией. Речь идет о том, что электроэнергия по воздушным линиям поступает нерегулярно, с перебоями.

МАЙОРЕЦ. Мы, энергетики, не всегда поспеваем за бурным развитием села. Бывает, что нет параллельной линии для снабжения электричеством, если вышла из строя первая. Зачастую эксплуатируется устаревшее оборудование, и резервные электростанции многих хозяйств находятся в нерабочем состоянии.

На двенадцатую пятилетку предусмотрено полностью принять на баланс Минэнерго все линии, которые сегодня эксплуатируются колхозами или совхозами, заменить большое количество оборудования, построить параллельные линии. Все это даст возможность поднять устойчивость энергообеспечения сельскохозяйственных предприятий.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Некоторые товарищи жалуются на низкое качество угля, который получает население для отопления жилых домов. И они спрашивают: когда наконец мы будем получать уголь по тем нормам, которые реально могут удовлетворить наши запросы?

НУЖДИХИН. В быту у нас в основном потребляются угольные брикеты и крупно-средние сорта антрацитов, которых производится сейчас 25 - 26 млн. тонн в год.

Дело в том, что с внедрением новой высокопроизводительной техники - комбайнов, комплексов - заметно сократился выход топлива крупно-средних сортов. Но мы уже создаем такие виды комбайнов и струговых агрегатов, которые значительно увеличат выпуск необходимого населению сортового топлива.

Что касается брикетов, то у нас несколько устарели оборудование и механизмы обогатительных фабрик. Сейчас принято решение, в котором предусматривается выделение для них специального оборудования, что позволит брикетным фабрикам улучшить свою работу.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Много вопросов задается и об использовании так называемых нетрадиционных источников энергии - солнца, ветра, морских приливов. Каковы перспективы в этом отношении?

МАЙОРЕЦ. Перед народным хозяйством стоит задача сэкономить к 2000 г. от 20 до 40 млн. тонн природного топлива за счет использования нетрадиционных источников энергии.

В 1985 г., например, задействована солнечная станция мощностью 5 тыс. киловатт в Крыму. На этой опытной станции будут отрабатываться технологические процессы получения электроэнергии, чтобы в дальнейшем можно было приступить к строительству более мощных станций на солнечной энергии.

В районе Кольского полуострова работает опытная станция, которая использует энергию приливов. На энергии горячих подземных вод работают станции на Камчатке. Намечается их строительство и в других районах нашей страны. Если же говорить об использовании ветра, то производство таких установок в широких масштабах еще не налажено. Минэнерго ведет сейчас исследовательские работы по созданию мощных ветроэнергетических установок.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Важнейший рычаг и источник нашего роста - это режим строжайшей экономии энергии, сырья, материалов и топлива. Как показали расчеты, сегодня за счет экономии можно получить 75 - 80% прироста ресурсов. Это касается экономного отношения к расходованию электроэнергии и в промышленности, особенно в машиностроении, и в быту. Известно, что излишний вес продукции машиностроения достигает 12 - 15 млн. тонн. Но ведь на выпуск и работу этого тяжелого оборудования тратится сверх нормы значительное количество топлива и электроэнергии. В то же время только одна сорокаваттная лампочка, выключенная всего на 1 час в каждой квартире, экономит в масштабах страны столько электроэнергии, сколько ее понадобилось бы для выпуска 800 млн. метров ситца или выплавки 24 млн. тонн стали.

ЩЕРБИНА. Да-да. Например, вес самолета Ту-154 за последние годы снизился на 800 кг, а значит, существенно сократился расход горючего на каждые 100 км полета.

Еще один пример - мы имеем в стране телевизоров суммарной мощностью 11 млн. киловатт. Это мощность Саяно-Шушенской и Братской станций. А нынешняя технология позволяет, при улучшении конструкции телевизоров, по крайней мере вдвое снизить объем потребляемой ими энергии.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Хорошим подспорьем в разрешении этой проблемы мог бы стать и массовый выпуск энергосберегающего оборудования и приборов учета электроэнергии.

МАЙОРЕЦ. К сожалению, в нашей стране не хватает средств для контроля расходования электрической и тепловой энергии. А без них регулировать потребление очень непросто. Думаю, что Министерство приборостроения и другие министерства, связанные с этой проблемой, обязаны в ближайшее время наладить массовое производство таких приборов, с тем чтобы они применялись и в промышленности, и в быту.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Есть проблема, которая касается всех министерств, представленных здесь: как будут решаться вопросы охраны природы в связи с деятельностью ваших предприятий?

ЧЕРНОМЫРДИН. Известно, что основную часть газа мы получаем из северных районов и тундры, которые очень легкоранимы, а их способность к восстановлению низка. Поэтому все проекты, которые сегодня выпускаются, прежде всего учитывают вопросы экологии, сохранения тундры.

НУЖДИХИН. Задача охраны природы тесно связана с внедрением безотходных технологий при добыче угля. Угольщики стараются сейчас выдавать как можно меньше пустой породы из шахты. Но все же есть еще отвалы, особенно рядом с шахтами, построенными в годы войны и в первые послевоенные годы. Каждый год мы ликвидируем 50 - 60 таких отвалов. А значит, к концу пятилетки их число уменьшится более чем наполовину.

Безусловно, производственные объединения, которые занимаются добычей угля открытым способом, обязательно должны проводить рекультивацию со снятием плодородного слоя и дальнейшим его восстановлением. В каждом объединении у нас созданы управления рекультивации, оснащенные специальной техникой.

МАЙОРЕЦ. Минэнерго направляет большие средства на защиту окружающей среды. За годы десятой и одиннадцатой пятилеток выработка электроэнергии увеличилась на 30%, а вредные выбросы в атмосферу на 20% уменьшились.

Здесь главную роль сыграло развитие экологически чистых источников электроэнергии - атомных и гидроэлектрических станций. Все больше тепловых станций работает на газе, который является наиболее чистым видом топлива. Будет расширяться строительство теплоцентралей, и это приведет к тому, что мелкие котельные, которые являются основным источником вредных выбросов, будут ликвидироваться. Так, например, в планах развития одного только города Красноярска предусмотрено в двенадцатой пятилетке закрыть 160 котельных. Планируется их массовое закрытие и в других городах страны.

ДИНКОВ. Перед нефтяной промышленностью стоит задача обеспечения надежности всего нефтяного оборудования. Мы стараемся не допускать сброса загрязненной нефтепродуктами воды на территории промысла. Сейчас эти сточные воды собираются и закачиваются в нефтяные пласты, где они поддерживают давление.

* * *

* Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусматривается образовать в качестве постоянно действующего органа бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу. Его важнейшими задачами являются увеличение производства топлива, электрической и тепловой энергии на основе широкого внедрения достижений научно-технического прогресса, осуществление комплексного использования топливно- энергетических ресурсов, проведение единой энергосберегающей политики, развитие новых прогрессивных видов специализированного транспорта, а также дальнейшее расширение сотрудничества в этих областях со странами - членами СЭВ. В пределах своей компетенции бюро будет принимать решения, издаваемые в виде распоряжений Совета Министров СССР.

* * *

Идея коренной реконструкции топливно-энергетического комплекса пронизывает Энергетическую программу. В ней упор сделан на применение энергосберегающих технологий, замену жидкого топлива газом и углем, более глубокую переработку нефти. Освоение передовых технологий намечено и в добывающей промышленности - открытая добыча и гидродобыча угля, повышение уровня и надежности нефтяного оборудования, повсеместное внедрение автоматизированных систем. В текущей пятилетке будет введено в два с половиной раза больше, чем в прошлой, мощностей атомных электростанций, а также осуществлена массовая замена устаревших агрегатов на тепловых станциях.

Из Политического доклада ЦК КПСС XXVII съезду партии

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно