90-летие со дня рождения С. Есенина
ЧЕМ КРУПНЕЕ ПОЭТ, масштабнее его творчество, самобытнее талант, тем труднее порой современникам полностью оценить его вклад в духовную жизнь нации, глубоко и всесторонне раскрыть все грани его дарования.
Еще при жизни Сергея Есенина его поэтический путь сопровождался легендами. Ими было окружено и творчество поэта после его смерти. В сознании нескольких поколений читателей переплеталось подлинное, существенное со "случайными чертами", говоря словами Блока, которые жизнь "стирала", но возникали новые, подчас столь же "случайные".
Были годы, особенно после смерти поэта, когда все его творчество определялось как "есенинщина". И поныне мы встречаем самые необычные суждения о творческом облике Сергея Есенина. Особенно у "советологов" Запада.
Прежде всего о термине "есенинщина".
В одной из статей поэт А. Решетов вспоминал:
"...С 1934 г. до самой Отечественной войны Есенин для соотечественников не издавался. Рапповские теоретики и критики все чаще и чаще с начала 30-х годов стали называть его, вкупе со старшим собратом Н. Клюевым, кулацким поэтом. Само имя Есенина в официальной обстановке стало произноситься все реже и глуше, а потом и с оттенком враждебности.
Вот вспоминаю и улыбаюсь (а тогда было совсем не до улыбки), как за чтение в дружеском кругу рабочей молодежи лучших стихов Есенина комитет комсомола... объявил мне выговор".
По прошествии лет стало ясно, что часто отдельные стороны поэзии Есенина заострялись и подвергались суровой критике потому, что это было необходимо для воспитания молодого поколения. Кабацкие стихи поэта, мотивы увядания и смерти оказывали негативное влияние на часть молодежи трудной эпохи нэпа.
Но и тогда многие видели разницу между Есениным и есенинщиной. Сошлемся хотя бы на выступление А. В. Луначарского: "Обыкновенно, когда подходят к Есенину, к его поэзии, то прежде всего стараются доказать, что он сам был хулиган, пессимист и упадочник. Это верно, но только до известной степени. Это односторонняя и для нас маловыгодная позиция.
Мы замалчиваем некоторые факты, которые нужны для борьбы с есенинщиной, ибо, по- моему, одним из самых крупных борцов против есенинщины должен явиться сам Есенин. Это тот человек, который совершил в некоторой степени акт большого мужества в борьбе с хулиганством. Не нужно Есенина и есенинщину абсолютно отождествлять".
Время все расставило по своим местам. В тяжелую пору Великой Отечественной поэзия С. Есенина пришла на фронт, она оказалась жизненно необходимой там. В массовой книге "Русские поэты о Родине" были щедро представлены и стихи Есенина. Они принесли изнуренным в боях соотечественникам поэта животворную силу любви к родной земле в час нависшей над ней опасности. Есенин был с теми, кто шел в бой за человечность и человечество.
ЕСЕНИН И РЕВОЛЮЦИЯ
В канун юбилея поэта "радиоголоса", как это было 10, 20 и 30 лет назад, называют Есенина "жертвой революции", "внутренним диссидентом". Но факты говорят об ином. Вспоминаются строчки поэта: "Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская власть!"
Друг Есенина П. Орешин писал: Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему..." В лирике этого периода у Есенина звучит со всей определенностью: "Да здравствует революция на земле и на небесах!"
Однако это не означает, что поэт не знал горьких минут, сомнений, колебаний, неуверенности. Тяжкие годы гражданской войны, разруха, голод повергают его в горестные раздумья. "Куда несет нас рок событий?"- задумывается он. В становлении сознательного, прочного отношения к революционным преобразованиям в России существенную роль сыграли заграничные впечатления Есенина.
С неиссякаемым интересом и восхищением относился поэт к В. И. Ленину. Вначале он писал: "Он вроде сфинкса предо мной". Поэт стремился понять источник нравственной силы вождя, мотивы его великой деятельности. К нему приходит это понимание; сила Ленина в единении с массами. В "Анне Снегиной" крестьяне спрашивают, кто такой Ленин, "Он - вы", - следует ответ. Признанием в нежной любви к вождю звучит строка: "Я счастлив тем, что сумрачной порою одними чувствами я с ним дышал и жил". Есенин мечтал написать большую поэму о великом человеке, но этот замысел не успел осуществиться.
"ЖЕЛЕЗНЫЙ МИРГОРОД"
Пожалуй, больше всего "советологи" передергивают факты, когда пишут о том периоде жизни поэта, когда он совершил длительное путешествие с женой по Европе и Америке.
"В 1921 г., - отмечает Есенин в автобиографии, - я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании". В Советскую Россию Дункан была приглашена наркомом просвещения А. В. Луначарским. Она приехала из Франции, обеспокоенная гибелью искусства на Западе. Она была твердо убеждена, что только русская революция открыла путь к действительной свободе творчества и созданию глубокого народного искусства. В Москве Айседора Дункан создает балетную школу. Она с увлечением занимается в ней с детьми рабочих.
Перед заграничной поездкой Есенин и Дункан зарегистрировали свой брак. С организаторами зарубежных гастролей Дункан были оговорены и условия литературных выступлений Есенина.
Есенин вылетел на самолете вместе с Дункан 10 мая 1922 г. и вернулся в Россию 3 августа 1923 г. Вдали от дома он мало писал и сильно тосковал о Родине. "После заграницы, - отмечал он, - я смотрел на страну свою и события по-другому". Эту же мысль Есенин еще более определенно и ясно выразил в интервью корреспонденту газеты "Накануне" в Берлине. На вопрос об отношении его к России и событиям 1917 г. поэт ответил: "Я люблю Россию. Она не принимает иной власти, кроме Советской. Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства..."
Когда Есенин собирался за границу, то его имажинистские "друзья" говорили, что там он сможет увидеть, какой широкой свободой пользуются художники в своем творчестве на Западе, как велик там по сравнению с Россией интерес к искусству.
Столкнувшись с буржуазной действительностью, с подлинным положением писателей в западном мире, Есенин испытывает резкий перелом в своих взглядах. Так, тяжелое впечатление оставили у Есенина дикие нравы буржуазной американской прессы. "Море огня с Бродвея, - писал он в очерке "Железный Мир город", - освещает в Нью-Йорке толпы продажных и беспринципных журналистов. У нас таких и на порог не пускают, несмотря на то, что мы живем чуть ли не при керосиновых лампах, а зачастую и совсем без огня".
Сергей Есенин прожил короткую жизнь - всего тридцать лет, но сделанное им в поэзии даровало ему бессмертие. За годы Советской власти книги С. Есенина выходили 267 раз, тиражом 58 млн. 109 тыс. экземпляров на 21 языке народов СССР. Они широко издавались и за рубежом. Творчество великого русского поэта оказалось нужным всем.