Сегодня, когда Коммунистическая партия Советского Союза готовится к своему XXVII съезду, на Западе снова активизировались ее "критики". Они пытаются дискредитировать КПСС в глазах трудящихся, очернить опыт ее руководящей деятельности в советском обществе, извратить основы марксистско-ленинского учения о пролетарской партии.
МИФ ПЕРВЫЙ сводится к тому, что никакой общей теории партий в марксизме якобы не существует.
Несостоятельность такого роде утверждений буржуазных идеологов становится особенно очевидной, если вспомнить об огромном теоретическом наследии классиков марксизма-ленинизма по вопросу о политических партиях, в том числе "Манифест Коммунистической партии", работы К. Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Гражданская война во Франции", произведения В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Что делать?", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме". В них глубоко раскрыто классовое содержание феномена политических партий, дано подлинно научное толкование их природы и общественных функций.
Марксизм-ленинизм исходит из того, что в антагонистическом обществе, разделенном на противостоящие классы и группы, неизбежно появление различных политических партий, представляющих интересы тех или иных классовых сил. Эта закономерность проистекает из особенностей развития самого эксплуататорского общества, обусловлена его социальной структурой. "В обществе, основанном на делении классов, - писал В. И. Ленин, - борьба между враждебными классами неизбежно становится, на известной ступени ее развития, политической борьбой. Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий". Политическая партия, представляя собой наиболее активную и организованную часть класса или его слоя, призвана отстаивать их интересы, руководить ими в классовой борьбе, направлять их усилия на достижение конкретных исторических целей.
МИФ ВТОРОЙ. Противники ленинизма стараются доказать, будто ленинское учение о роли коммунистической партии в освободительном движении пролетариата не совпадает с позицией К. Маркса и Ф. Энгельса, которые, дескать, не придавали большого значения партии.
Для того чтобы постигнуть суть марксистской концепции пролетарской партии, нужно рассматривать ее не изолированно, как это имеет место у буржуазных "критиков", а в общем контексте взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на исторический процесс и развитие рабочего движения в особенности. Именно в результате анализа тенденций общественного прогресса К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу о необходимости оформления пролетарского движения в самостоятельную политическую партию.
На достижение этой цели была направлена вся многолетняя деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса, их бескомпромиссная борьба против всевозможных буржуазных и мелкобуржуазных влияний на рабочий класс, отвлекавших его от выполнения своей великой исторической миссии. Всякий, кто отрицает необходимость для пролетариата самостоятельной политической партии и ее классовой политики, считали К. Маркс и Ф. Энгельс, ставит себя вне пролетарского движения и оказывается в рядах мелкобуржуазного социализма.
Уже в "Манифесте Коммунистической партии" К. Маркс и Ф. Энгельс четко определили роль коммунистов, которые "на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед" частью рабочего класса. Именно эту роль и выполняли созданные ими Союз коммунистов и Международное Товарищество Рабочих, положившие начало процессу оформления пролетарских партий во многих странах.
МИФ ТРЕТИЙ. Идеологи империализма утверждают, будто В. И, Ленин не разделял уверенности К. Маркса в рабочем классе, приписывал пролетариату только стихийность, а сознательность связывал исключительно с партией.
Это утверждение также не выдерживает критики. Когда В. И. Ленин говорит о необходимости внесения в рабочее движение социалистического сознания извне, он везде подразумевает под этим способ распространения передовой идеологии, а не источник ее возникновения и развития. Когда он пишет, что учение основоположников марксизма выросло из экономических, политических и философских теорий, то тем самым характеризует исторические предпосылки его происхождения, его теоретические корни. Это вовсе не означает, однако, что рабочие автоматически исключаются из процесса выработки и развития социалистической идеологии. Они тоже участвуют в нем, но участвуют, как подчеркивал В. И. Ленин, "не в качестве рабочих, а в качестве теоретиков социализма, в качестве Прудонов и Вейтлингов, участвуют, другими словами, лишь тогда и постольку, поскольку им в большей или в меньшей степени удается овладевать знанием своего века и двигать вперед это знание".
В то же время, формирование классового сознания происходит на основе практического опыта трудящихся масс, приобретенного в ходе повседневной борьбы за удовлетворение своих жизненных интересов. Но как один только практический опыт не может еще сделать рабочих зрелыми классовыми бойцами, так и научный социализм останется безжизненной схемой и не овладеет сознанием масс, если он не будет опираться на их собственный опыт. Роль партии как идейного руководителя трудящихся масс в том и состоит, чтобы на основе их повседневного социального опыта выработать зрелое политическое классовое сознание.
Наряду с внесением социалистического сознания в стихийные выступления, В. И. Ленин обращал особое внимание на организационную сторону рабочего движения. Единство сознательности и организованности - вот в чем видел он залог успеха массового пролетарского движения. Поэтому в качестве другой важнейшей задачи революционной марксистской партии В. И. Ленин считал сплочение сил пролетариата, ибо у него нет "иного оружия в борьбе за власть, кроме организации".
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Выступая против ленинского учения об авангардной роли партии в пролетарском движении, "советологи" пытаются обосновать противоположность взглядов В. И. Ленина на партию как авангард пролетариата, всех трудящихся точке зрения К. Маркса и Ф. Энгельса, отождествлявших, дескать, ее со всем классом. При этом приводятся слова из "Манифеста Коммунистической партии" о том, что "коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям".
Вырывая из контекста одну-единственную фразу, фальсификаторы старательно обходят другие положения "Манифеста", из которых вполне ясно, что К. Маркс и Ф. Энгельс не только не отождествляли коммунистическую партию с другими рабочими организациями, а тем более со всем рабочим классом, но, напротив, настойчиво подчеркивали ее авангардную роль в общей борьбе пролетариата. Причем, указывается в "Манифесте", не выставляя никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение, коммунисты в то же время отличаются от остальных рабочих организаций тем, что "в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата" и что "на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом".
Таким образом, основатели марксизма четко определили характер коммунистической партии как революционного авангарда рабочего класса.
В борьбе с оппортунизмом меньшевиков, пытавшихся растворить партию в классе, В. И. Ленин развил и углубил марксистское положение об авангардной роли пролетарской партии. "Политику в серьезном смысле слова могут делать только массы, - указывал В. И Ленин, - а масса беспартийная и не идущая за крепкой партией есть масса распыленная, бессознательная, не способная к выдержке и превращающаяся в игрушку ловких политиканов..."
Мы рассмотрели лишь некоторые основные тезисы "советологов", касающиеся марксистско-ленинского учения о коммунистической партии. Но и из них ясно, что наши противники покушаются на самые существенные стороны этого умения, ибо хорошо понимают опасность для империализма идей В. И. Ленина о роли сознательности, организованности и активности рабочего класса, революционно-преобразующей деятельности его политического авангарда.
В. МАЛОВ, доктор исторических наук
***
Партия вышла на политическую арену как достойная преемница идей социалистического преобразования общества, провозглашенных в первом программном документе коммунистов - "Манифесте Коммунистической партии", революционных традиций международного рабочего движения, немеркнущего подвига героев Парижской Коммуны.
Из проекта новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза