Обозреватель "АиФ" передаёт из деревни каннибалов
Продолжение. Начало в "АиФ" N 38.
...ТЕЛО копчёного человека подтащили прямо ко мне. Рот страдальца, почерневший от огня, был широко открыт. Обессилев, я прислонился к пальме и молча глядел на оскаленный череп. Надежда, что "всё обойдётся", таяла с каждой секундой. "Это великий воин из соседнего вражеского племени, - неожиданно произнёс мой проводник, тыча пальцем в труп. - Он погиб в бою, но был очень храбр. В знак уважения к его храбрости тело решили сохранить на века: в жилы мертвеца закачали специальный раствор, после чего закоптили". Мумию носят в дозор, чтобы её дух предупреждал о появлении отрядов противника, а во время праздников вождь сажает её рядом с собой и жертвует лучшие куски свинины. Это уже потом я узнал, что в таком поведении нет ничего необычного. Почти в каждой деревне в обязательном порядке присутствует мумия своего или чужого знаменитого воина, некоторым по 300 лет, а другие - совсем свежие. Те деревни, где нет собственных мумий, туземцы презирают и называют "отсталыми".
Как уничтожить злой дух магнитофона
- ДУХИ мёртвых вообще имеют большое значение у папуасов, - объяснил мне в Вамене полицейский офицер Мартин Сопутри. - Иногда мертвецам ломают ноги и срезают кожу со ступней: иначе они придут ночью к своему обидчику. Даже такие вещи, как автомобиль или банановая пальма, и те у туземцев имеют собственную душу. Однажды мы подарили вождю племени магнитофон на батарейках. Прихожу через месяц - нет магнитофона. Куда дели? А он, говорят, умер и мы его похоронили: чтобы дух этой машины нам не угрожал, разломали её тело на части. Я схватился за голову: "Что вы наделали, это же просто батарейки "сдохли"!" Но мне не поверили.
...Почтительно неся копчёного врага под локотки, туземцы вернулись в селение. Нам пришлось перелезть через частокол, чтобы попасть внутрь, калитка оказалась на уровне груди, и до неё пришлось подтягиваться на руках. Молодой вождь с копьём в руке, который вышел нам навстречу, не был рад гостям. Даже крещёные папуасы настороженно относятся к белым, поскольку вместе с чужеземцем в деревню могут проникнуть злые духи. Но уже через пару секунд недобрый взгляд вождя потеплел и оживился: папуас узрел поросёнка, бултыхающегося в мешке. Вопрос о моём пребывании в деревне сразу был решён положительно: свинья в племенах, населяющих джунгли Папуа, считается не меньшей ценностью, чем у нас бриллиант. Все расчёты серьёзных сделок, будь то покупка дома или картофельного поля, ведутся именно в свиньях. Когда мужчина желает жениться, то он обязан подарить семье невесты кабана. Если девушка красавица, ему придётся выложить сразу трёх хавроний. Богатые свиновладельцы имеют до десяти жён, однако местные женщины не в обиде, им тоже разрешается обзавестись парой-тройкой мужей на аналогичных условиях - презентовать семье супруга жирную свинью. В племени мне показали предприимчивую 22-летнюю девушку, у которой в собственности было целых четыре свиньи и два мужа. Не будучи удовлетворена ситуацией, она присматривала себе третьего. Условия брака в Папуа и впрямь более демократичные, нежели в лесах острова Борнео. Там, чтобы жениться, юноша до сих пор обязан принести возлюбленной доказательство своей мужественности - засушенную голову врага. Полиция с этим милым обычаем активно борется, но не всегда удачно.
...Бедного поросёнка тут же застрелили из лука и разделали на части острыми, как бритва, бамбуковыми ножами. Железа в племени не знают. Даже наконечники стрел сделаны из бамбука. Мясо положили в яму вместе со сладким картофелем, а сверху от души насыпали раскалённые камни. Огонь для этой "духовки" извлекался с помощью трения друг о друга сыромятного ремешка и сухой деревяшки. "Хоть бы уж разорились и купили себе на рынке пару зажигалок", - подумал я, глядя на страдания папуаса. Багровый от натуги, он пыхтел над слабо дымившимся ремнём. Вождь тем временем рассказывал мне, что они уже два года воюют с соседним племенем, хотя раньше очень дружили.
- К ним как-то раз наша свинья случайно забежала, - объяснял он, наблюдая за струйками дыма. - А они её вернуть отказались, гады такие. С тех пор пятеро наших воинов погибло и ещё семеро - с их стороны. Три месяца назад мы одного их воина положили как раз в эту яму, - показал вождь рукой. - Он, конечно, храбро себя вёл - проклинал нас даже тогда, когда мы развели огонь, и призывал на нашу голову страшные кары. В его честь мы сложили песню, которую поём, когда хотим, чтобы нас охватило такое же бесстрашие.
- Простите... но вы что - его съели? - спросил я дрогнувшим голосом.
Вождь ласково улыбнулся и ничего не ответил, повернувшись в сторону ямы.
Принимать участие в пиршестве почему-то сразу расхотелось...
"Если она храбрая, почему её не съели?"
ПРОВОДНИК подлил масла в огонь, рассказав, что на пиру сердце храбреца делится между воинами, чтобы они преисполнились силой убитого, а мозг, как средоточие мудрости, кушает вождь. В общем, для того чтобы не быть съеденным, в Папуа желательно не показывать на людях чудеса героизма. В январе голландский учитель рассказывал в начальной школе Вамены детям про казнённую женщину - героиню Сопротивления. Рассказ прошёл при гробовом молчании, и только после одна девочка подняла руку: "Господин, а почему немцы её не съели, раз она была такая храбрая?"
Полиция пытается предотвращать межплеменные стычки, устраивая переговоры между вождями. Во время моей поездки ТВ Папуа сообщило, что удалось завершить боевые действия двух племён возле посёлка Тимика. Война началась из-за того, что юноша на охоте случайно ранил стрелой девушку из другого племени и отказался платить штраф в пять свиней. Погибло десять человек, двоих из которых взяли в плен. Перебив пленным кости, их сутки "вымачивали" в ручье - как предполагают в полиции, победители бедолаг съели. Индонезийские власти объявили, что не будут преследовать папуасов за людоедство, однако призвали племена проявлять "сдержанность и человеколюбие".
...Через пару часов дымящееся мясо достали из ямы и грудой свалили на банановые листья. Сначала ели вождь и старейшины, потом к "столу" допустили молодых воинов. Объедки и кости швырнули женщинам - столь ужасающая несправедливость была встречена женским полом с огромной радостью, поднялся ужасный треск и хруст; лишь гордая владелица четырёх свиней, брезгливо фыркнув, ушла к себе в хижину.
После того как от поросёнка не осталось даже костей, папуасы повели меня по деревне, дабы показать своё житьё-бытьё. Собственно, показывать там было нечего - однотипные хижины с круглой крышей из пальмовых листьев. Внутри - пусто, люди спят на подстилке из сушёной травы. Мужчины живут отдельно от женщин: в центре деревни имеется лишь специальная "хижина свиданий", где каждую ночь уединяется одна женатая пара - на эту хижину существует строгая очередь, "записываться" надо за неделю.
После экскурсии вождь пригласил нас перекурить, для чего извлёк из плетёного сундука пачку самосада. Я вообще не курю, но хорошего человека лучше было не обижать.
- Скоро к нам колдун должен прийти, - сообщил вождь, затягиваясь сизым дымом. - Очень злой. Один раз сказал моему воину: через два дня ты умрёшь, и точно - он умер. Кстати, белых этот колдун не любит. Может, ты в джунгли ночевать пойдёшь?
"Час от часу не легче, - тоскливо подумал я, закашлявшись от раздирающего горло крепчайшего чёрного табака. - И на черта я вообще сюда приехал?"
Ночевать в джунгли наш корреспондент не пошёл. После встречи с колдуном он передал в Россию свой последний репортаж из Новой Гвинеи. Читайте его в следующем номере "АиФ".
Смотрите также: