Брайан Де Пальма - одно из самых культовых имён среди современных режиссёров. В его случае даже объяснять ничего не надо - достаточно назвать лишь снятые им фильмы: "Миссия невыполнима", "Путь Карлито", "Лицо со шрамом", "Роковая женщина".
ОН - МАСТЕР снимать старые картины на новый лад, воскрешая "золотой век" американского кино. Вот и новый фильм "Чёрная Орхидея" отправляет нас в 40-е годы, когда в Голливуде расцвёл жанр "нуар" ("чёрный фильм"), показавший послевоенную Америку как страну-победительницу, тут же попавшую под власть криминалитета. "Чёрная Орхидея", совсем недавно открывавшая Венецианский фестиваль, уже выходит в российский прокат.
В ОСНОВУ картины легла реальная история - убийство молоденькой голливудской красотки Бетти Энн Шорт, которое в конце 40-х годов потрясло Америку. Чего там только не смешалось: и подпольная порноиндустрия, и педофилия, и полицейская коррупция... Брайан Де Пальма сделал всё, чтобы увлечь зрителей, использовав для приманки самых модных голливудских артистов во главе с Джошем Хартнеттом, Скарлетт Йоханссон и Хилари Суонк. Несчастную Бетти, ставшую жертвой своего невинно-порочного имиджа, играет Миа Киршнер.
И сам Брайан Де Пальма в жизни похож на человека, давно расставшегося со всеми иллюзиями (если они у него вообще когда-то были). Он резок, ироничен, если не сказать - желчен. Но - по делу.
"Все мои герои попадут в ад"
- ПОЧЕМУ вы взялись за этот сюжет, один из самых избитых в голливудской "мифологии"?
- В своё время меня занимала история Бетти Шорт, но тогда никто не хотел её финансировать. Потом ситуация изменилась - идея мне почти осточертела, зато нашлись деньги. Вот тут и настало самое время снимать кино.
- Как же вам удалось сохранить своё вдохновение?
- В конце концов, не так важно, какой сюжет ты снимаешь, если уметь создать на экране свой собственный мир. Это гораздо проще, когда ты работаешь в Европе, например во Франции, или с независимыми продюсерами. На больших голливудских студиях куда сложнее. Однако я всегда подкупал продюсеров тем, что мои фильмы - стильные, но дешёвые, даже с учётом гонораров для звёзд. "Чёрная Орхидея" снималась в Болгарии, это тоже сэкономило бюджет. Я всегда выхожу не за счёт дорогих декораций и спецэффектов, а за счёт гротескных, сумасшедших характеров, которые привлекают публику.
- А говорят, публика любит положительных героев, которым можно подражать.
- Не повторяйте глупости, которые распространяют мастера рекламы. Посмотрите на моих персонажей, разве они похожи на обычных голливудских героев? Зло у меня выглядывает буквально из каждого угла. В "Чёрной Орхидее" все поголовно, даже положительные герои и героини, лгут, изворачиваются, в них ощущается коварнейшее двойное дно. А семья главных злодеев - она ведь настолько же безумна и смешна, как знаменитая семейка Аддамс. Всё, как в жизни: добро негероично, а зло вовсе не зловеще, очень часто даже комично. Все мои герои - и плохие, и хорошие - кончат в аду.
"Курение стало хуже порнографии"
- ВЫ РУГАЕТЕ Голливуд и вместе с тем опираетесь на его классическое наследие...
- После войны Голливуд пережил краткий период расцвета. Туда приехали эмигранты из Европы, сами американцы чувствовали подъём духа, обострение чувств. Возникло великое кино, но оно просуществовало недолго. Как недолгой была и эйфория в обществе после победы над фашизмом. Началась "охота на ведьм", крупные личности были выкинуты из Голливуда. Даже великий Стэнли Кубрик не мог работать в полную силу. Сегодня дело обстоит ещё хуже.
- Как же вы делаете кино в отсутствие единомышленников?
- Я не сказал, что их нет. "Чёрная Орхидея" снята по роману Джеймса Эллроя, уникального человека и писателя. Музыку для моих фильмов писали Нино Рота и Ричи Сакамото, на последней картине для меня работал оскароносец, выдающийся дизайнер Данте Ферретти.
- Вы не назвали актёров...
- В "Чёрной Орхидее" снимались главным образом молодые, но уже очень знаменитые. И заслуженно. Скарлетт Йоханссон - самая сексуальная женщина в сегодняшнем Голливуде, к тому же обладающая стильной ретровнешностью. Хилари Суонк - смелая и острая актриса, которая не боится играть самые провокативные роли. Джош Хартнетт - отличный парень, талантливый артист и знаток старого кино, что редкость среди молодёжи.
- В вашем фильме герои без конца курят. Это вызов некурящей Америке?
- Да, студии это не жалуют, курение стало хуже порнографии. Вот наконец нашли источник зла - не то что, например, дьявол или плохая администрация...