Примерное время чтения: 7 минут
1485

Так чьи "Эти глаза напротив"?

Дочери певца Валерия Ободзинского (песни "Эти глаза напротив", "Вечная весна", "Белые крылья" и пр.) пытаются через суд вернуть права на творческое наследие отца.

ЗА ДВА года до смерти (Ободзинский умер в апреле 1997 г.) певец составил завещание: все авторские права на свои песни он передаёт Анне Есениной. Есенина была его администратором, давней поклонницей, у неё он прожил последние четыре года своей жизни.

Самоучка с пляжа

В СССР 60-70-х Ободзинский был мегазвездой. По популярности с ним мог сравниться разве что Муслим Магомаев. Правда, за плечами у Магомаева было классическое музыкальное образование, а у Ободзинского - одесские пляжи.

Максимальный гонорар, который тогда можно было получить за выступление, равнялся 40 рублям. Ободзинский умудрялся в месяц зарабатывать по несколько тысяч рублей.

- Он работал на износ. И всё - живьём, - рассказывает Анжела Ободзинская. - Выходил со сцены весь мокрый. Переодевался, дома ложился отдохнуть, а вечером - снова на концерт. Днём обязательно спал, сидел на диетах, потому что считал, что артист не должен распускать себя. Когда приближалось время выступления, уходил к себе в комнату, медитировал...

- Мы всегда жили хорошо, даже в советские времена, - вспоминает Валерия, младшая дочь. - Мы его ждали, скучали, а он всё время привозил подарки. Он вообще любил всё выбирать и покупать сам - вплоть до ложек и вилок. Обожал дарить маме кольца, драгоценности.

Как-то маме пришлось уехать с гастролей на несколько дней раньше. Все свои украшения, папины именные часы она сложила в один чемодан - чтобы легче было следить. Именно этот чемодан у неё и украли - видимо, утянул кто-то из своих. Уже из дома она в слезах позвонила папе: "Унесли всё! Подчистую!" А он в ответ: "Успокойся, пойди в магазин и купи себе новое кольцо!"

Сорвался через 15 лет

ЕГО мучила совсем другая болезнь - гораздо страшнее звёздной. Алкоголизм.

- Пить он начал рано - совсем молодым, - говорит Анжела. - И маме, ещё когда они познакомились, сразу же об этом рассказал. Они встретились в Иркутске - мама (первая жена Валерия Ободзинского Нелли Кучкильдина. - Прим. ред.) там жила, а папа приехал с гастролями. Он заметил её в зале, после концерта сам подошёл, представился... Ей было 18 лет. Папа говорил, что у него серьёзная проблема, что он алкоголик... Но маму, молоденькую девочку, это не испугало. Наоборот, он казался ей таким взрослым, опытным. Артист! Столько в жизни повидал! Да ещё так страдает.

Папа прекрасно понимал свою проблему и держался почти 15 лет. Он даже курить практически бросил. Аутотренингом занимался, искал ещё какие-то способы - только бы не возвращаться к этой заразе. Но как-то он простудился, и ему прописали лекарство от кашля. Он его попринимал, а потом как-то заметил: "Какое странное ощущение! Оказывается, никакого алкоголя не надо. Выпил лекарство - и так хорошо себя чувствую!" Тогда про зависимость от лекарственных препаратов не говорили... А папа постепенно стал привыкать к этим таблеткам...

Ему становилось всё хуже. Он понимал, что пора лечиться. Ему нашли хорошего нарколога, который из врача превратился в друга. Папа очень ему доверял. Но однажды приехал на очередной приём и узнал, что доктор попал в аварию и погиб. Вот тут отец и сорвался...

Он не пьянствовал беспробудно - мог пить месяца два-три, а потом несколько лет вообще не брать спиртного в рот. Но срывы случались всё чаще. Да и на эстраде начались проблемы. Партийное начальство Ободзинского недолюбливало - за его репертуар, в котором он смешивал и "одобренных" композиторов, и западный шансон, за его "несоветскую" манеру исполнения. А Ободзинский не хотел и не рвался угождать боссам.

В конце 70-х жизнь Ободзинского пошла вразнос. Выступал всё реже - говорил, что ему неинтересно, что он достиг потолка. А пил всё чаще. В конце концов устроился сторожем - охранял склад стройматериалов. В это время он и сошёлся с Анной Есениной. Таких называют "профессиональная фанатка". Она не пропускала ни одного концерта Ободзинского, всегда дарила цветы. Она и разыскала Ободзинского на этих заброшенных складах, забрала "из сторожей", попыталась вернуть на сцену, помогла записать диск... Он снова начал работать - благо на голосе все эти срывы не отразились. Записал диск с песнями Вертинского, потом - свои. Но всё это время он снова и снова срывался. В конце концов сердце не выдержало...

Цена таланта

- ПАПА прожил с Аней Есениной четыре года. Не самых лёгких - он срывался, уходил, снимал квартиры, снова возвращался. Мы были с ней в очень хороших отношениях, приезжали его навестить, иногда даже жили у них. Папа часто приходил и к нам домой, вместе отмечали праздники, он до последнего дня был прописан вместе с нами и любил свой дом, - продолжает Валерия. - Пока папа был жив, он ни разу не упомянул, что написал какое бы то ни было завещание. И в нашем последнем с ним разговоре - за несколько дней до его смерти - он сказал: "Вы с Анжелой теперь остаётесь одни, вам продолжать моё дело". И снова - ни слова о завещании.

Собственно, нам и в голову не приходило беспокоиться. Ведь по закону мы являлись его прямыми наследницами, и все папины права автоматически переходили к нам с Анжелой. И вдруг Анна заявляет, что, оказывается, папа оставил завещание, передавая ей авторские права на его произведения.

- У Ободзинского был богатый репертуар - порядка 150 песен, авторы музыки и слов известны. Певец являлся обладателем авторских (как автор воспоминаний, композитор) и смежных исполнительских прав (исполнение и фонограмма песен, написанных не им), - объясняет юрист, представитель Ободзинских Елена Богатырёва. - По завещанию Ободзинский передал авторские права Есениной. Смежные права в завещании не указаны, а значит, не были переданы. Однако решением районного суда нотариуса обязали выдать свидетельство на наследство по завещанию на авторское право, включая смежные права. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" чётко разделяет эти два понятия. Исходя из этого закона, мы считаем, что авторские права принадлежат Есениной, и данного факта не оспариваем. К тому же нотариус указал Ободзинскому на различие в смежных и авторских правах. И о смежных правах он в завещании не написал ни слова. Раз эти права там не указаны, значит, они принадлежат сёстрам Ободзинским как наследницам первой очереди.

По оценкам экспертов, смежные права приносят неплохую прибыль - желающий исполнить ту или иную песню должен заплатить порядка 150 долларов. Платятся деньги и за предоставление права провести творческий вечер (100 долл. за песню), снять фильм, издать книгу и т. п. И зачастую прибыль эту получают не прямые родственники, а музы творцов.

Валерий Ободзинский был талантливым певцом. Но Судьба одной рукой даёт, а другой отнимает. За свой красивый голос Ободзинский заплатил сполна - той трагедией, в которую превратились последние годы его жизни. А дочери певца, подав заявление в суд, надеются, что там спокойно и грамотно оценят ситуацию и вернут им то, на что они действительно имеют право.

Читайте еще: Валерий Ободзинский не просто пел про любовь, он ее проповедовал

Оцените материал

Также вам может быть интересно