Печки, валенки, сугробы, Конёк-горбунок и золотая рыбка. Немецкая школьница Карин с нетерпением ждала субботы. В этот день по телевизору показывали советские мультики.
МИЛАЯ фрейлейн даже не предполагала, что через два десятка лет вслед за русским мужем она отправится в эту заснеженную страну. Муж через некоторое время уйдёт, а Карин останется. Останется, чтобы жить в трудной, но любимой сказке - в России.
"Я готова ехать за ним хоть на край света"
ЮНАЯ гражданка ГДР Карин и советский военнослужащий Василий Шаньгин встретились взглядами на одной из автобусных остановок немецкого Карл-Маркс-Штадта (ныне Кемниц), обменялись улыбками и... Такая вот типичная история любви. Карин ничегошеньки не понимала по-русски, а Василий не владел немецким. Но любви, как известно, слова не нужны, и некоторое время спустя выяснилось, что жить друг без друга им уже совершенно невозможно. Василий сделал Карин предложение, и она наперекор воле родителей стала фрау Шаньгин.
"Муж сразу предупредил, что не собирается оставаться в Германии. Но я готова была ехать за ним хоть на край света", - вспоминает Карин.
Впрочем, первый визит фрау Шаньгин в Россию случился незапланированно. Василий уехал на родину улаживать кое-какие дела и попал... в больницу с воспалением лёгких. Его состояние было настолько тяжёлым, что врачи решили сообщить ей о болезни. Долго мучились, как написать, - в результате отправили текст на русском, набранный латиницей. Карин получила телеграмму аккурат в свой день рождения. Смысла её не поняла и приняла за поздравление от мужа. Но какое-то неприятное чувство осталось. Неделю спустя побежала к русской знакомой: "Прочитай!"
Ох и долгой была дорога в Россию! Василий ведь не из столицы родом, а из глухой деревеньки в Архангельской области. Сначала ехала до Москвы, оттуда - до Котласа, дальше - Ильинско-Подомское. А там с телегой и валенками (попробуйте-ка из мягкой западноевропейской зимы в нашу сорокаградусную шагнуть!) свекровь встречает.
Так и добралась до малой родины мужа, деревни на восемь дворов. Карин по дороге, как зачарованная, смотрела на бескрайние снежные поля, деревянные домики, словно игрушки, разбросанные по берегам, и, вспоминая детство, думала: в сказку попала.
Зарплата в 123 рубля
СЕГОДНЯ, тридцать лет спустя, это первое впечатление от России свежо в памяти Карин. Его не стёрли ни трудные последующие годы жизни здесь, ни развод с мужем.
Насовсем перебраться в Россию Шаньгины смогли только в 1993 году. У них было уже шестеро детей (пятеро мальчиков и одна девочка), старший заканчивал школу.
Девяностые - тяжелейшие для страны годы. "Как выживали? - улыбается Карин. - Огород, конечно, помогал". Фрау Шаньгин приехала в Россию подготовленной. Родители так воспитали, что умела и печку топить, и грядки полоть. "Мама с папой до сих пор держат огород. Закручивают на зиму компоты. Так что мне такая работа не в новинку была, - говорит она. - А вот по ягоды-грибы только здесь ходить научилась и полюбила лес всей душой".
Карин - многодетная мать - долго не работала. Занималась воспитанием детей. Они одинаково свободно говорят и на русском, и на немецком. Получили образование в престижных вузах страны и разъехались из родительского дома. Кто-то живёт в Белоруссии, кто-то - в Москве. В Германию, несмотря на имеющееся гражданство, переезжать не спешат.
Шесть лет назад в личной жизни Карин произошла драма. Она рассталась с мужем. Развод переживала тяжело и, как сама признаётся, чтобы сохранить рассудок, стала искать работу.
Знакомые помогли устроиться санитаркой в больницу. Зарплата - 123 рубля. Но не ради денег, ради общения туда ходила. Потом вела секцию в спортивной школе, была поваром в Доме культуры. Вот уже полтора года Карин трудится нянечкой в детском саду.
Чудо для пограничника
"МНЕ здесь хорошо, я не собираюсь уезжать, - улыбается Карин на уже дежурный для неё вопрос о том, почему после развода с мужем она не вернулась на родину. - Недавно с подругой были в гостях у моих родителей. Подруга заскучала через три дня, я - через неделю. Возвращаемся, в Бресте пограничник спрашивает меня: "В гости едете?" Я говорю: "Нет, домой". Он не верит. В Архангельскую область домой?! Я киваю. Он за коллегами побежал - "чудо" показать".
"От души" - главное определение России в видении Карин. Она и сама уже научилась так жить. Не удивляется поздним визитам подруг на чашечку чая - свет горит: почему бы не зайти? Ночует в избушке посреди снежного леса - романтика! Кладёт чеснок практически во все блюда: для немцев это кошмар, у них даже стоматолог пациента с запахом чеснока изо рта принимать не будет.
К чему до сих пор не привыкла немка у нас, так это к грязи на улицах и в подъездах домов. И, рассказывая о порядке, даже не Германию в пример приводит - Белоруссию, куда ездит навещать детей. Но, несмотря на этот существенный для опрятной фрау недостаток, её вере в нашу страну мог бы позавидовать иной россиянин. "Россия будет самой лучшей, самой богатой страной", - говорит на прощание Карин Шаньгин, гражданка Германии, волею судьбы оказавшаяся в российской глубинке, покидать которую не собирается.