Примерное время чтения: 4 минуты
95

Онегин в лабиринтах свободы

Что важнее для молодёжи? Делать "бабки", создавать семью или предаваться удовольствиям? Кто даст ответ?

ПРОВОРНЫЙ московский торговец делает свой маленький бизнес на необычном товаре. На мосту, ведущем с Кадашевской набережной на Болотную площадь, он продаёт старые висячие замки. А молодые пары с удовольствием их покупают. Что же их привлекает?

НА ОТЧИЩЕННЫХ от ржавчины замках торговец гравирует всякие нехитрые надписи: "Любовь до гроба", "люби меня, как я тебя", или сочетания различных имён - мужского и женского. Есть и просто смешные надписи: "Поцеловал раз, так и веди в загс". "Замок для влюблённых - символ супружеской связи, семейных уз, крепости чувств", - объяснил мне торговец. Похоже, он чутко уловил новую тенденцию. После десятилетия увлечения деньгами, наживой, Ходорковскими и Абрамовичами молодёжь возвращается к традиционным ценностям. Любовь, семья, надёжный дом, счастливый брак.

Выбор счастья

ОТКРЫТИЕ торговца подтверждают и социологи. Проведённое ВЦИОМом исследование на тему "Ваше представление о хорошей жизни" свидетельствует о том, что многие поверхностные ценности прошедшего десятилетия если и не уходят окончательно, то отодвигаются на второй план. Обжёгшись на разнузданном российском капитализме, молодёжь всё отчетливее начинает понимать то, что давно поняли на Западе. Бизнес, крутые разборки, гламурная жизнь и связанные с нею нравственные компромиссы - удел узкой группы людей, наделённых особым характером, нервами, жёсткостью. Западные социологи давно подсчитали, что среди активного населения таких - 5-6%.

С другой стороны, не в моде и жизненные стереотипы советских времён: "Ух ты, ах ты - все мы космонавты", "Украсим Родину садами!" и т. д. Среди современных Онегиных и Ленских призывы "Все - на стройку Магнитки", "Все - на целину" сегодня едва ли найдут горячий отклик. Павка Корчагин всё ещё остаётся героем китайской молодёжи (китайский сериал "Как закалялась сталь" пользуется в Поднебесной бешеной популярностью). Но на родине самого Павки он - забытый герой. По свидетельству социологов, привлекательность "работы, приносящей пользу обществу" за годы перехода к капитализму упала в три раза.

Вечные ценности

НУЖНО ли огорчаться по этому поводу? Скорее всего, нет. Лозунги и призывы "отдать жизнь за тов. Сталина", жертвы "во имя строительства коммунизма" и "свободу Африки" были столь же фальшивыми, как и сама идеология пролетарского интернационализма и коммунизма. Погоня за призраками, в которые всё ещё верит тов. Зюганов, слишком дорого обошлась российскому народу. И слава богу, что в Россию возвращаются вечные, в том числе и христианские ценности. Собственный дом, счастливый брак, хорошая работа и двое детей в семье занимают верхние строчки в представлениях россиян о хорошей жизни.

Было бы полезно, если бы власть сумела поддержать эти новые тенденции. К сожалению, чиновники настолько озабочены собственным благоустройством, что нравственная сторона жизни фактически отдана на откуп дельцам от попсы и новым телевизионным баронам. Социологи уже не первый год бьют в тревожные колокола: если власть не поможет молодёжи обрести новую систему нравственных ценностей и политических координат, она может качнуться в сторону экстремизма.

Когда "засочатся" Ксюши?

К СОЖАЛЕНИЮ, не все политики расслышали предостережение украинского майдана, на котором, как известно, тон задавала именно молодёжь. Отсюда и увлечение сомнительными политическими и электоральными технологиями в ущерб реальной молодёжной стратегии. Однако нынешняя молодёжь - это не наивные и одураченные пропагандой комсомольцы, готовые, задрав штаны, бежать за надувными "комиссарами". Комиссары, у которых вместо "Ленина в башке" в голове только карьера, конечно же, освоят отпущенный им бюджет, отчитаются о съеденной на пленере тушёнке, но едва ли затащат к урнам те 80% молодых, которые, по оценкам социологов, "ещё не определились" со своими политическими симпатиями. Это происходит в том числе и оттого, что самым рентабельным телевизионным продуктом сегодня являются безвкусица, примитивный секс, насилие, одурманивающая попса. То есть тот фон, на котором лучше всего идёт реклама пива, табака и политической "импазы".

***

НЕДАВНО на первой странице одной из бульварных газет красовался заголовок "Ксюша Собчак сочится молоком". При нынешней телевизионной политике популярная телеведущая скоро заменит кому-то и Толстого, и Достоевского, и Чехова. А в будущем, может быть, и президента. И мы просто обязаны будем знать, где, когда и откуда у неё "сочится".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно