Примерное время чтения: 9 минут
2174

Боль можно и нужно лечить

Онкология как наука появилась сравнительно недавно - 40-50 лет назад. Помощью пациентам с онкологическими болями стали заниматься еще позже - примерно 30 лет назад. В России впервые на эту проблему обратили внимание в Российском онкологическом научном центре им. Н. Н. Блохина. В 70-х годах были разработаны методы лечения болевого синдрома. В настоящее время здесь накоплен огромный опыт в оказании помощи людям, страдающим онкологическими болями.

О болях и о том, как их лечить, мы беседуем с ведущим научным сотрудником терапии болевых синдромов у онкологических больных, доктором мед. наук Мариной Ефимовной ИСАКОВОЙ.

- Марина Ефимовна, всегда ли онкология сопровождается болью?

- Нет, не всегда. Примерно в 60-70% случаев у больных III-IV стадии заболевания. На первых порах и даже при критических состояниях боли может не быть. Но такое случается очень редко. Это зависит от локализации опухоли. Иногда у человека даже рак желудка на четвертой стадии протекает бессимптомно. Опухоли молочной железы тоже не всегда вызывают боли. Она появляется только тогда, когда начинается метастазирование в кости скелета.

- Поясните, пожалуйста, вы боретесь только с болевым синдромом или и с основным заболеванием тоже?

- Когда к нам приходит больной и жалуется на боли, мы начинаем его обследовать, одновременно назначая лекарственную анальгезирующую терапию и специфическое лечение. Боль - это сигнал организма о заболевании. Поэтому, когда человек обращается к нам с болью, мы обязательно должны ее диагностировать, выявить причину, иначе лечение боли не будет эффективным. Не только при онкологических, но и вообще при любых болях. Причиной возникновения боли может служить как сама опухоль, так и результат ее лечения (гормональная, лучевая или химиотерапия).

- Как можно классифицировать боль?

- По характеру боли делятся на острые и хронические. Послеоперационная боль - острая. Ее можно быстро купировать, анальгетики действует сразу же, в то время как хроническая боль наступает тогда, когда острая боль притупляется и не проходит в течение 3-4 месяцев.

- Каков механизм реакции организма на боль?

- Раньше считали, что боль - это защитная реакция организма, которая настораживает человека. То есть сигнал подан - действуйте, лечите. Но хроническая боль переходит в хроническую болезнь. В организме есть защитные силы - в первую очередь это эндокринная система, надпочечники, опиоидные рецепторы, которые первыми реагируют на боль, выбрасывая в кровь обезболивающий гормон. При длительной боли они тоже истощаются, что требует назначения анальгетиков. Именно опиоиды чувствительны к органическим препаратам. Тот же трамал защищает опиоидные рецепторы, помогая им сохранять какой-то резерв.

- Вы лечите одновременно и основное заболевание, и боль. Но если болевой синдром снят, как узнать, проходит ли болезнь?

- Хорошо, когда боль проходит. Но это совсем не значит, что пациент излечен. Он продолжает обследование, после установления диагноза начинает курс лечения. И если боль вновь появляется, одновременно проходит и курс противоболевой терапии.

- Болит именно тот орган, который поражен?

- Вовсе нет. Например, больная раком молочной железы может успешно проходить лечение, но на определенном этапе вдруг возникают боли, зачастую обусловленные метастазами в кости скелета.

- И все-таки непонятно. Ведь это боль. Как ее можно вылечить?

- Лечение боли связано с самим заболеванием. Иногда удаление опухоли или лечение хи- миопрепаратами, облучением снимают, если хотите - облегчают боль.

- А если после удаления опухоли боль все-таки останется?

- Боль остается только в том случае, если опухоль метастазирует в другие органы. Самые болезненные - первичные опухоли костной ткани, поджелудочной железы, костные метастазы. Действительно, боль может уйти не полностью. Тогда применяется комплексное лечение: мы со своей стороны используем лекарственную терапию лечения боли, с другой стороны проводится лечение, как я уже говорила, химией или облучением. Все-таки страдания больного удается намного уменьшить.

Если болезнь запущена настолько, что ничего не помогает, остаются одни анальгетики. Боли могут усиливаться, появляться новые, поэтому и препараты приходится назначать более сильные, переходить к наркотическим средствам. Но тоже постепенно, чтобы в дальнейшем в резерве оставалось то, чем можно помочь.

Начинают лечение обычно с нестероидных противовоспалительных анальгетиков. Их очень много, но самое главное - правильно подобрать препарат и дозу. Ведь нередко выписывают по таблетке 3 раза в день. Сейчас достаточно открыть любой справочник и посмотреть, на сколько часов помогает лекарство. Если таблетка успокаивает боль на 5-6 часов - это хорошо. Значит, принимать ее нужно каждые 4-5 часов, не дожидаться новых приступов боли. Мы всегда говорим, что боль терпеть нельзя. Выпили таблетку - посмотрите, на сколько ее хватает. Когда установите нужный интервал, принимайте, не дожидайтесь приступа.

- Что еще применяется для лечения кроме таблеток?

- Все зависит от характера и силы болевого синдрома. Впервые вопросом лечения болей занялась Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая разработала трехступенчатую систему лечения, разделила боль на слабую, умеренную, сильную и очень сильную.

Острую боль, например, после операции, лучше всего снимать инъекциями. А хроническая боль лечится и таблетками, и инъекциями, и инвазидными методами - это так называемая региональная анестезия, которая применяется, когда не помогают ни таблетки, ни уколы, а человек страдает хроническими болями. В настоящее время появились такие сильные анальгетики, которые снимают боль на 60-80%. Это очень большой процент. В последние 10-20 лет медицина в этом направлении шагнула далеко вперед. Причем исследования по изучению обезболивающих препаратов продолжаются. На современном этапе лечения можно принимать таблетки вообще 2 раза в день. Одну утром, одну на ночь - и боль купируется на 12 часов. А в скором будущем для снятия боли можно будет принимать только одну таблетку в день.

Кроме таблеток и инъекций существует совершенно новый универсальный препарат - так называемый дюрогезик. Это специальный пластырь, в который в виде геля помещен мощный обезболивающий препарат. Пациент самостоятельно по назначению врача накладывает пластырь на 72 часа. Содержащийся в нем анальгетик приводит к облегчению любой боли. Главное, чтобы кожа не была повреждена. Если будет поражена кожа, препарат не сможет всасываться и обезболивающего эффекта не будет.

Такой препарат апробирован в нашей клинике, получены обнадеживающие результаты. Он прост в использовании, действует 3 дня, нет никаких побочных эффектов. Надеемся, что скоро он появится в аптеках для широкого применения.

Есть еще такие методы, которые разработаны у нас в институте. Можно сказать, что мы являемся пионерами в их применении. В настоящее время они успешно используются, в том числе и нашими учениками для лечения болевого синдрома у "тяжелой" группы онкологических больных.

Например, есть такая методика, которая позволяет облегчить страдания больного с помощью вставленного в спинной мозг катетера. Она используется, когда ни таблетки, ни инъекции не помогают, а боль остается. Через катетер родственники больного вводят обезболивающие препараты. На сегодняшний день этот метод считается самым универсальным для лечения боли у пациентов в терминальной стадии заболевания. Препарат, введенный через катетер, действует 12 часов. А тот же препарат, введенный внутримышечно, действует только 4 часа. Но если катетер установлен, человек должен постоянно находиться под наблюдением родственников и врача.

- Если не принимать обезболивающие препараты, что может произойти?

- Если человек с онкологической болью не будет принимать обезболивающих препаратов, он, конечно, не погибнет в одночасье. Но у него начинаются серьезные нарушения в центральной нервной системе, наступает тяжелая депрессия, что усугубляет и без того тяжелое состояние. Поэтому и лечение боли начинается с поиска правильного контакта с больным. Ведь боль - достаточно субъективный фактор. Каждый человек описывает свою боль по-разному. Необходимо выслушать пациента, потом поверить самому в его страдания и заставить его поверить вам. Чтобы человек знал, что ему не просто нужно выписать обезболивающие препараты, но и помочь в психологическом плане. Мы выступаем и в роли психиатров, и в роли невропатологов.

Бывает, что больные придумывают себе рак, причем рассказывают всю симптоматику, все болевые ощущения. С ними тоже нужно очень аккуратно работать и помогать: провести курс обследования, документально показать отсутствие у него онкологии, провести курс лечения антидепрессантами.

- Что вы посоветуете тем, у кого уже что-то болит?

- Как только появился какой-то дискомфорт, тошнота или сама боль то появляется, то исчезает, нужно обращаться за помощью. Многие начинают мучиться, слушать советы знакомых, у которых "что-то такое тоже было". Принимают какие-то препараты, садятся на диеты... Но какими бы ни были болевые синдромы, с ними надо бороться, а для этого провести полное обследование, поставить диагноз. Некоторые бояться приходить даже не из-за того, что у них обнаружат что-то тяжелое и неизлечимое. Люди боятся самой боли, боятся умереть в муках. Здесь даже рак отходит на второй план.

- Если появилась боль, которая не снимается анальгетиками, можно ли сразу говорить о раке?

- Нет! Но насторожиться надо. Непременно обратитесь в поликлинику, где врачи помогут разобраться и своевременно назначат терапию.

- Вы говорите: приходите, обследуйтесь. Но это Москва. Как быть людям из других городов, они могут получить помощь у себя дома?

- Знаете, просто удивительно, как мало специалистов хотели бы заняться методами лечения болей. К сожалению, в нашей стране немного опоздали обратить внимание на эту тему. Действительно, очень мало врачей, которые занимались бы только проблемой боли. На Западе человеку, страдающему неизлечимыми формами рака, обеспечивают поддержку, уход в хосписах. У нас же больные, как правило, замыкаются в себе. От них отходят друзья, знакомые, а часто и родственники. Многие сами не хотят, чтобы кто-то приходил и видел их в таком состоянии. Но мы надеемся, что вскоре и наши пациенты обретут надлежащий уход в подобных учреждениях.

СТАТИСТИКА

Из 6 млн. заболевших раком 3,5 млн. ежедневно во всем мире страдают от боли.

Считается, что 25%, или каждый четвертый, всех онкологических больных в мире умирает без действенной помощи.

Ежегодно в России около 200 000 онкологических больных страдают от боли. Из них действенную помощь получают всего 5% больных, находящихся вне стационара.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно