Примерное время чтения: 9 минут
2587

Самое главное - остаться с носом

Если мы видим уши разных габаритов на одной и той же голове - это наверняка умелец по заламываниям в греко-римском стиле. Если же асимметричен нос, то это, как правило, свидетельствует о другом спортивном увлечении - о боксе. Хотя... Но если вы придёте на соревнования, то увидеть, как "свертывают" нос на ринге, - огромная редкость. Гораздо больше вероятности увидеть битые носы в больнице.
По мнению врача-отоларинголога Владимира ШЕВЦОВА, ИСКРИВЛЕНИЕ ПЕРЕГОРОДКИ НОСА от кулачного удара - это бытовая травма. Такой диагноз ставится по три-четыре раза за одно дежурство. Ну а в дни праздников...

Врожденное и благоприобретенное

КРОМЕ ТОГО, бывают искривления врожденные. Ведь безупречно ровная перегородка носа - редкость. Это не означает, что младенцы большей частью кривоносые. Как правило, НАРУЖНЫЙ НОС новорожденного в порядке. А патологию - смещение перегородки в ту или иную сторону и вытекающую отсюда трансформацию дыхательных путей - находит отоларинголог, проводя осмотр.

Но все же наиболее распространенной подоплекой искривления перегородки носа остается травма, содеянная не в утробе, а уже "в летах", она, как правило, затрагивает и наружный нос.

Форма наружного носа складывается из парных носовых костей, стоящих "домиком", и множества хрящей. Перегородка носа - это тоже хрящ. По обе ее стороны природой запланированы одинаковые ноздри, одинаковые половинки кожи и нормальное дыхание. Когда участок этой хрящевой пластинки изгибается, один из носовых ходов перекрывается, дышать становится труднее. Перегородка может изогнуться так, что перекроет оба хода. Тогда дышать придется только ртом. Во время операции ту часть перегородки, которая отклонена от нормы, удаляют. Дыхание нормализуется.

Перегородка носа более хрупкий элемент, чем носовые кости, и в большей степени подвержена различным перекосам даже от несильного тычка. Но тем не менее и носовые кости сделаны не из железа.

Итог боксерского удара

ПРЯМОЙ УДАР - это не что иное, как расплющивание. Если удар "пошел", нос превращается в "утиный". Кости разламываются на множество осколков, проваливаются вниз. "Завал туннеля". Ломается перегородка. Носовые ходы сужаются и видоизменяются. Если не делать РЕПОЗИЦИИ - не ставить кости на свои места, - то через 6-7 дней фрагменты МНОГООСКОЛЬЧАТОГО перелома более или менее схватываются между собой, это ведет к образованию костной мозоли и стойкой деформации. Поэтому с такой проблемой обращаться к отоларингологу необходимо сразу, в течение 5 дней, когда он еще может попытаться в какой-то мере все восстановить. Для этих целей существует специальный ЭЛЕВАТОР ВОЛКОВА, а при его отсутствии используются примитивные ручные инструменты. С их помощью раздробленные части водворяются обратно. В каждую половину носа вводится марлевый тампон, пропитанный эмульсией синтомицина или антибактериальной мазью типа левомеколи. Бывают ситуации унылые настолько, что четко репозицию произвести не удается, кость рассыпается и требует фиксации. Тогда по направлению предполагаемой воздушной колеи запихиваются тампоны, смоченные жидким парафином. Как правило, на 3-4 суток. Сегодня могут применяться и другие средства, которыми пропитывается тампон, что позволяет увеличить экзекуцию до 7 дней. Излечиваемый все это время дышит через рот. Такая процедура до крайности малоприятна. Но в практике используется довольно широко.

Удары снизу

ЦЕЛЬЮ классического апперкота в боксе является не нос, а подбородок. А вот на улице, где происходит подавляющее большинство увечий, удары снизу в нос - явление нередкое. Правда, они проводятся уже не по боксерским правилам, а скорее по футбольным. Но сути дела это не меняет. При удачном попадании проходит вклинивание костей носа в ситовидную пластинку черепа. Что вызывает внутричерепное осложнение.

И все же эти травмы не считаются тяжелыми. Как правило, медпомощь оказывается на уровне травмопункта и городской больницы. В травмопункте врач обязан сделать заключение, отправить на рентген и после этого откомандировать в лоротделение больницы.

Если такая неприятность произошла в походе или в дальней экспедиции, единственное, что можно сделать, - это положить на нос что-то холодное. Хотя бывали случаи невиданных манипуляций, когда мужчина, устанавливая в гараже коробку передач, ронял ее на область носа, потом крутил-вертел свой нос перед карманным зеркальцем и приходил в травмопункт уже с нормальным, почти что ровным носом. Однако это требует не только редкостной закалки, но и как минимум знаний того, ЧТО нужно делать и КАК. Или - особого везения. Но никакой нормальный доктор делать этого не посоветует.

Нередко искривление перегородки носа происходит в юношеском возрасте, не сказываясь на самочувствии. А после тридцати - закладывает нос и затрудняется дыхание. Подобные ситуации - отдельная строка в работе отоларинголога. Технически такую операцию выполнить сложнее. И вероятность ее благополучного исхода понижается. Хотя в теории врачи лоротделения способны сделать нос даже заведомо более ровным и красивым, вылепить новую анатомию, проявить себя в той области, которую хирурги называют пластикой. Но... главная задача отоларинголога - создать условия для полноценного дыхания. А, как уже упоминалось, контур наружного носа не отражает состояния носовых ходов - ни у младенцев, ни тем более у пациентов. Поэтому, ложась под нож (с надеждой на выравнивание), следует быть готовым ко всему.

С дыханием тоже не все так просто. Допустим, нос 25 лет торчал у человека мертвым грузом, не функционировал. И вдруг за час ему поставили нормальную перегородку. Условия для идеального потока воздуха обрушиваются на "дикий, нелюдимый" нос. Вся слизистая оболочка носа приспосабливается и меняется. И возникают новые проблемы. Поэтому через неделю, через две и через месяц после операции необходимо показаться доктору.

Последствия удара сбоку

ТАКОЙ удар, как правило, НЕ оставляет множества фрагментов. Левая кость, возможно, треснет, а правая останется нетронутой. Или наоборот. А могут пострадать и обе: они смещаются по одному и тому же курсу - тогда имеет место характерная боксерская "горбинка вбок". По ней легко определить, откуда били: справа или слева.

Сломанный - значит, крепкий?

ЭТО последствие чрезвычайно сильного и меткого - уникального - удара, которому на ринге способствуют определенные условия. Гораздо чаще у боксеров мы наблюдаем просто некое утолщение в срединной части носа - как будто нос распух, а после этого окаменел, - так называемую костную мозоль. Благодаря репоративным (защитным) свойствам организма она всегда будет формироваться в месте, где соприкасаются фрагменты ломаных костей - травмируете вы руку или ногу.

Так называемая боксерская горбинка выпячивается как наружу, так и внутрь. Она не только занимает окружающее пространство, но и в такой же степени перекрывает полость носа. Как правило, по форме это короткая и ярко выраженная шишка. Но в некоторых случаях, когда механика у перелома неясна, такая аномалия может растягиваться чуть ли не по всей длине наружного носа. В какой-то мере это разрастание случается из-за того, что травма повторялась много раз. Но главная причина - стойкое пренебрежение медпомощью. Если нос вовремя "отрихтовать" как надо, то вероятность аномальных нарастаний резко понижается. Хотя, даже если ничего не делать, кость срастется, и "сопатка" не рассыплется. Но... как срастется, так уж и срастется...

Бытует мнение, что после перелома кости укрепляются и нос приобретает большую сопротивляемость последующим ударам. Отчасти это так. Нос делается более жестким, ткани - более плотными. Боксер, довольный "мужественным" носом, чихает на врачей и продолжает биться, демонстрируя мозоль. Но в принципе удачным попаданием пробить можно любой нос. И вот, "бац!". Нос ломается еще раз. Да как! Если до этого было обыденное утолщение, то теперь это... какой-то "мистер Скрудж". Спортсмен решается на операцию. Доктор, конечно, не отказывается, но говорит: "Не обессудь, браток, по этому граниту делать репозицию непросто. Вот если бы ты в первый раз пришел..."

Не спеши домой

ВООБЩЕ, по всем канонам старой отечественной медицины, с момента операции больному надо пролежать в стационаре 10 дней. А что у нас обычно происходит? Больным, конечно, некогда. "На воле" - дел невпроворот. И многие заранее планируют отдать на растерзание перегородку носа и с чувством выполненного долга улизнуть. И зачастую результат подобной операции, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Однажды, пребывая в отпуске в Соединенных Штатах, больной ВладимирП. был вынужден лечь в клинику на операцию по пересадке слизистой, которая окутывает перегородку носа. На следующие сутки его выписали - это было оговорено заранее, при поступлении в стационар, ведь койко-день в таких больницах очень дорогой. Когда он вернулся в Москву, стал жаловаться на затрудненное дыхание. Произошло соединение перегородки носа с правой стенкой, т. е. одного из носовых ходов не стало. Это случилось НЕ из-за того, что американские врачи не знают, как проводить резекцию по слизистой, и даже НЕ из-за того, что после операции два месяца нельзя было спать на боку. Просто в течение первых 10 дней послеоперационного периода необходимо проводить так называемый туалет полости носа: нос нужно чистить, убирать всякого рода корочки, геморрагические сгустки и т. п. Такая профилактика заведомо предотвратит какие-либо осложнения. А ежели больной гуляет, вероятны стойкие изменения в носу. Поэтому разумнее будет отлежать свою неделю, используя возможность исцелиться.

В наших больницах койкодень хоть и дешевле, нежели в Америке, но тем не менее способствует тому, что люди покидают койки, не дожидаясь разрешения врача. В муниципальной клинике за день обслуживания придется заплатить порядка 100-200 рублей. В центральных клиниках Москвы - до 150 долларов. Все это ощутимо, особенно если учесть, что человек уже внес деньги за саму операцию. Цена ее колеблется от 2 до 15 тысяч рублей.

Напрашивается вывод: если нос боксера, или "везучего" авторемонтника, или другого мужа искривлен, но дышит, как испанский кондиционер, то операцию, наверно, делать и не нужно. Но если стародавний хук, не изуродовав обличья, теперь напоминает о себе стабильным насморком, то следует задуматься. Давно известно, что левая половина носа отвечает за левое легкое, а правая - за правое. Когда искривлены перегородки носа, вариации недомоганий могут быть самые разные, включая и повышенную утомляемость, и головную боль, которую не в полной мере могут объяснить невропатологи и терапевты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно