Примерное время чтения: 8 минут
850

Сердце донорское или искусственное

В науке под названием "медицина" есть проблемы решенные, есть решаемые, а есть такие, которые определяют развитие самой медицины как науки. К таким проблемам относится создание и замена жизненно важных органов человека. Вот что думает о сегодняшнем дне этого направления в деле спасения наших с вами жизней директор Института трансплантологии и искусственных органов Валерий Иванович ШУМАКОВ.

- ЕСЛИ говорить о пересадке сердца - операции, которая была немыслима еще несколько десятилетий тому назад, - то сегодня она уже вошла в клиническую практику и заняла там свое твердое место. У этой операции нет альтернативы, потому что ее рекомендуют тем людям, у которых на данном этапе развития медицины других шансов на продление жизни просто нет. Она дает хорошие результаты: люди живут по 10, 20 лет и не чувствуют себя больными, поскольку после вмешательства хирургов полностью реабилитируются физически, социально и психологически.

- Тем не менее даже непосвященным понятно, что одна из основных проблем трансплантологии - это нехватка донорских органов. Что здесь можно сделать?

- Одной из приоритетных задач трансплантологии является задача создания длительно работающих искусственных органов. В деле создания искусственной почки прогресс очевиден. Теперь можно вплотную решать проблему создания искусственного сердца. Долгое время ученые работали над сердцем, которое могло бы на какое-то время заменить собственное и послужить своеобразным мостом для последующей пересадки трансплантата. То есть человек, у которого свое сердце не работает, с искусственным ждет, когда для него будет найден подходящий трансплантат. Проблема была решена более десяти лет назад. Мы создали искусственное сердце собственной оригинальной конструкции. С течением времени оказалось, что механическая поддержка необязательно должна быть такой громоздкой и травматичной. Сегодня достаточно применять те или иные конструкции механических насосов в обход одной или двух половин сердца для того, чтобы больной мог дождаться собственного трансплантата. Это так называемая двухэтапная замена сердца.

Но все равно такие искусственные сердца, находясь в организме больного, соединяются трубками с внешним приводом. Ясно, что если говорить о многолетнем применении, то это не решение проблемы, поскольку человек в этой ситуации оказывается привязанным к аппаратуре.

Поэтому сегодня встал вопрос о том, чтобы создать искусственное сердце, которое было бы полностью вживлено в организм и работало годами. Такое сердце интенсивно разрабатывается, в том числе и в нашем институте. Созданы экспериментальные образцы, которые проходят испытания на животных. После того как будут устранены имеющиеся недостатки или те, которые будут выявлены в процессе эксперимента, можно будет говорить о создании автономного искусственного сердца. Это первый путь решения проблемы.

Второй путь - возможность пересаживать органы не только от человека к человеку, но и от животных к человеку, так называемая ксенотрансплантация. Здесь, по-видимому, предпочтение будет отдаваться свиньям.

- Почему не обезьянам?

- Потому что обезьяны, чтобы стать донорами человека, должны быть размером с него. Значит, речь о человекообразных обезьянах, гориллах, а их очень мало, они дороги плюс они считаются предками человека, и тут уже встают морально-этические проблемы. Убивать их считается аморальным. Кроме того, обезьяны страдают различными заболеваниями, которые могут быть переданы человечеству, а мы и так перегружены всякими болезнями. Поэтому мы говорим о свиньях, но не об обычных хрюшках, а о свиньях модифицированных.

- Что это означает?

- С помощью генной инженерии надо создать трансгенных животных, у которых в эмбрион будут введены хотя бы два гена человека. Внешне эти свиньи не будут отличаться от своих сородичей, но иммунологически будут промежуточным звеном между человеком и обычной свиньей. Это направление интенсивно разрабатывается и в других странах. Ученые уже подошли к практическому использованию такого метода, но в большинстве государств введен мораторий на его применение, так как, по мнению некоторых специалистов, у свиней есть какие-то дремлющие ретровирусы, которые могут перейти к человеку и принести ему дополнительные болезни. Это пока еще твердо не доказано, но, раз вопрос возник, надо на него так или иначе ответить и, если наличие ретровирусов подтвердится, надо придумывать меры, как эти вирусы устранить до пересадки органа. Но я думаю, что в ближайшие годы это направление войдет в клиническую практику.

И наконец, самый красивый метод решения вопроса, а по срокам, наверное, самый дальний - это клонирование органов. Не человека, а органов. Есть так называемые стволовые клетки, которые в основном находятся в костном мозге, их можно оттуда извлечь и модифицировать, а на их основе вырастить здоровый орган для человека, который, по сути, будет его собственным. То есть человек становится донором самому себе. Идея красивая, она всех увлекает, но, когда будет решена, трудно сказать.

- Какие факторы учитываются при решении вопроса о совместимости пригодного для пересадки сердца с организмом реципиента?

- Антропометрические (вес и рост), группа крови и иммунологический профиль - чем ближе они совместимы по иммунологическому профилю, тем лучше. Иногда иммунологический профиль детально не изучается, потому что на это не хватает времени - ведь для того, чтобы забрать сердце у донора и включить его в систему кровообращения реципиента, сегодня у хирургов очень мало времени. Если почку или печень можно ждать сутки и больше, то сердце - всего 5-6 часов...

- Если происходит отторжение пересаженного сердца, всегда ли врач знает причину этого и имеет средства борьбы с грозным осложнением?

- Острое отторжение происходит не так часто, и с ним можно в большинстве случаев справиться при помощи фармакологических средств. Что касается хронического отторжения и такого специфического осложнения, как поражение коронарных сосудов пересаженного сердца, то эти проблемы существуют. Мы с ними боремся, но профилактические меры, которые надо предпринимать, чтобы этого не происходило, окончательно еще не выработаны. Если эти проблемы удастся решить, то сроки жизни людей с пересаженным сердцем еще увеличатся, хотя и сейчас они составляют 10-20 лет...

- Валерий Иванович, вы сделали ровно сто операций по пересадке сердца. Это как бы знак принадлежности к некоему элитному клубу хирургов высшей квалификации, но в масштабах всей нашей страны цифра получается очень маленькая...

- Действительно, людей, нуждающихся в этой операции, гораздо больше. К сожалению, сейчас в нашей стране пересадки сердца производятся только в нашем институте. Раньше их делали еще в научном Центре хирургии (около тридцати операций) и еще в ряде мест. Но сейчас только мы. В других странах подобных операций делается намного больше...

- А в чем причина отставания?

- Во-первых, это проблема донорства - она у нас стоит еще острее, чем за рубежом. Во-вторых, различные финансовые затруднения. Это же очень дорогая операция! Мы, например, за все время деньги - 90 тысяч долларов - только с одного больного из Белоруссии получили. И это цена минимальная. В Штатах такая операция стоит более 200 000 долларов. У нас - 90 000, и это практически себестоимость. Все делается за счет бюджета, который очень и очень скуден. Да и вся наша медицина финансируется процентов на тридцать-тридцать пять от требуемого.

- А как обстоит дело с пересадкой сердца за океаном?

- У них, так же как и в России, проблема дефицита донорских органов. Но операции по пересадке сердца делаются не в одном-двух, а в семидесяти центрах.

- Валерий Иванович, какие воспоминания из вашей лечебной практики помогают вам в минуты трудных операций?

- Я вспоминаю первую удачную операцию пересадки сердца, которая проходила на очень неблагоприятном фоне... Когда разрешили наконец первую пересадку, я операцию сделал, и больной сначала был в хорошем состоянии, но дней через 5-6 у него развилась острая почечная недостаточность, и через 7 дней он погиб. Сразу начались разговоры: а надо ли вообще продолжать? Мне даже был сделан прозрачный намек, что если и следующая операция окажется неудачной, то это скажется не только на моем личном будущем, но и на будущем всего института. Вот на таком фоне я сделал вторую пересадку, которая оказалась удачной. Эта операция, естественно, запомнилась не только мне, но и всем, кто в ней участвовал.

- Что за любопытная картина висит на стене вашего кабинета?

- На ней изображены святые Косма и Дамиан, пересадившие человеку, у которого отмерла нога, здоровую ногу от негра. Это, естественно, легенда, но она говорит о том, что и много веков тому назад люди задумывались над возможностью замены вышедшего из строя органа. Это копия, а оригинал картины висит, кажется, в Дрезденской галерее. Раньше у меня было цветное фото этого полотна, но один мой пациент, художник, хотел после операции мне в благодарность что-нибудь нарисовать. Ну я дал ему этот снимок, и он нарисовал...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно