ТРЕНЕР по боксу Поляков, держа зачетку в руках, беседовал с второкурсником, пытавшимся доказать, что тот весь семестр в поте лица занимался боксом. Видел его Поляков впервые.
- Я к другому преподавателю ходил, - юлил студент.
- К какому?
- К этому, - студент замялся, - к Полякову.
Случай этот до сих пор ходит в Бауманском университете как анекдот. Хотя ничего удивительного в нем нет: многие студенты филонят весь семестр и начинают подтягиваться в спортзал лишь к сессии, впервые сталкиваясь там со своими преподавателями физкультуры.
На вопрос, почему они так не любят физкультуру, студенты отвечают по-разному: "Лень заниматься", - говорят одни. "Лучший спорт - это любовь..." - отвечают другие. "У нас тренер по легкой атлетике любит "вмазать" прямо на занятии, а мы и рады сбежать", - признаются третьи, выразительно щелкая по шее.
Похоже, что здоровый образ жизни у нас пока так и не вошел в моду. Наблюдая в очередном блокбастере за крутыми парнями с прекрасной физической подготовкой, студент лежит на диване и лениво потягивает "продвинутое" пивко. "Мы так лежим, потому что так мы пьем наше пиво".
Между тем от вузов по-прежнему требуют "показателей" спортивной работы. От этого во многом зависят престиж вуза и отношение к нему вышестоящего начальства. Поэтому, как и в застойные времена, в дни спартакиад студенческие команды пополняются "липовыми" вузовцами - профессиональными спортсменами, не имеющими к студенчеству никакого отношения. Например, между тренерами ходит история об одной очень известной наставнице по плаванию, воспитавшей не одно поколение "вузовских" пловцов-призеров. Правда, в том институте даже не было бассейна...
Секция - это роскошь
А что же обычные студенты? Увы, с точки зрения настоящего спорта они в большинстве своем бесперспективны. А вузовскому тренеру гораздо выгодней сделать одного кандидата мастером спорта, чем десяток человек довести хотя бы до первого разряда. Поэтому первокурсники, не отличающиеся особой спортивной подготовкой, вынуждены с боем пробивать свое право ходить в спортсекцию, где с ними будут заниматься. Но большинство все же оказывается в группе общефизической подготовки и два года вынуждено "наматывать" бегом круги по стадиону под страхом неполучения зачета. Все это идет не на благо здоровью, а скорее - наоборот. В конце семестра в ОФП наибольшую зависть вызывает тот, кто, не выдержав унылых занятий в дождь и снег, заболевает, надолго расставаясь с "любимым" тренером. Стоит ли говорить, что такое "приобщение" к спорту вызывает отвращение к физкультуре на всю оставшуюся жизнь.
- Мы пытаемся увеличивать количество спортивных секций, - говорит руководитель Российского студенческого спортивного союза Алексей КИСЕЛЕВ. - Внутривузовские чемпионаты проходят уже более чем по 30 видам спорта. При этом стараемся отобрать то, что нравится студентам, - восточные единоборства, бейсбол, мини-футбол, лапта. Но не надо забывать, что спорт требует специального оснащения, и возникает вопрос: кто за все это будет платить? К нам приезжают американцы и говорят: какие вы богатые, у вас все занимаются спортом. А мы на деле сегодня с трудом проводим межвузовские соревнования - нет денег даже на то, чтобы доставить студентов до места состязаний.
Проблемы вузовских физкультурников можно понять: спорт, по сути, стал роскошью, которую не всякий может себе позволить. В столичных магазинах обычные гантели стоят от 100 до 300 рублей за штуку. Штанга - 2 доллара за килограмм (средняя должна быть не меньше 100 кг). Купальник - 300-600 рублей, и даже такая "мелочь", как приличные очки для плавания, - 100 рублей. Не менее разорительны и посещения городских спортсооружений: один сеанс в бассейне обойдется в 50-80 рублей.
Вузы пытаются решить проблему, кто как может. Кто-то тянет со студентов "натурой" - хочешь заниматься, неси свой спортинвентарь. Другие кидаются в ноги к бывшим выпускникам, преуспевшим на ниве коммерции, с просьбой о спонсорстве. Многие уже ввели на институтских площадках так называемые "свободные часы", когда пускают за деньги всех подряд.
- Пробовали мы деньги брать с учащихся за пользование спортзалом, - делится Эдуард КУРАКОВ, завкафедрой физвоспитания Государственной академии управления. - Они просто перестают ходить. А появляются совершенно посторонние люди.
В Московском энергетическом институте, по словам студентов, если ты не попал в секцию пловцов, то не можешь посещать бассейн бесплатно. Более того, если раньше существовали определенные скидки на билеты, то теперь их нет - студенты со своих стипендий платят столько же, сколько люди, не имеющие отношения к институту, за которым бассейн теперь числится только формально.
Кто заплатит за студента?
Между тем все это неново. Например, в США вопрос, кто платит за институтский спорт, решен однозначно - студент. В американских вузах нет кафедр физвоспитания и спорт - личное дело учащегося и его кошелька. Например, университетский спортивный клуб штата Делавэр действует практически как коммерческий центр. Кроме студентов здесь занимаются преподаватели, сотрудники университета, члены их семей. Все как один вносят абонементную плату за каток, корт или зал, оплачивают услуги тренера, приобретают спортивную форму. Получается, единственное, что американское государство дает своим студентам для занятий физкультурой, - свободное время. Все остальное он покупает сам. А что в итоге?
Алексей Киселев, заслуженный мастер спорта по боксу, дважды в 60-х годах бравший олимпийское "серебро", став впоследствии заслуженным тренером СССР, не раз бывал в американских спортивных центрах. Каковы его впечатления?
- Прихожу в университетский спортзал, скажем, где-нибудь в Атланте - пусто. Спрашиваю: где студенты? А мне в ответ: да зачем им спорт - у каждого за воротами своя машина стоит. Вопреки расхожему мнению о спортивности американцев там каждый второй такой неимоверной толщины, что у нас ему вслед пальцем бы показывали. Есть, конечно, в университете баскетбольная команда экстра-класса. Но это человек пятнадцать. А всего студентов 30 тысяч, и большинство ограничивается участием в группах поддержки на студенческих матчах.
Излишняя полнота нашему студенту вряд ли грозит, скорее - хилость да болезненность. Ведь сегодня лишь 10 процентов выпускников школ можно считать практически здоровыми. Около половины страдают хроническими заболеваниями. Примерно треть сразу после поступления в институт освобождается от физкультуры по состоянию здоровья. И самое главное - заокеанский опыт мы, как всегда, используем без особого толка для людей. Несмотря на попытку коммерциализации студенческого спорта, преподаватели физкультуры остаются бедными, как церковные мыши. Тренеры уходят, а на кафедрах физвоспитания остаются, как ни странно, полярные люди. Либо те, кому уже все безразлично, в том числе и физподготовка студентов, либо настоящие энтузиасты, которые за 1000 рублей в месяц не дают окончательно развалиться студенческому спорту.