Примерное время чтения: 6 минут
326

"Страшилки" или предупреждение

СКАНДАЛЬНЫЙ побег в США в 1992 году Канаджана Алибекова, заместителя директора российского предприятия "Биопрепарат", который рассказал сначала на допросах ЦРУ, а потом и всему миру в книге (ясно, ставшей бестселлером) о масштабах советского производства всевозможной заразы в военных целях, тогда имел эффект взорвавшейся бомбы. Все узнали в том числе и об острове Возрождения в Аральском море - биополигоне, до сих пор зараженном сибирской язвой, что подтвердилось в результате международной инспекции. И о том, что 66 человек в Екатеринбурге умерли не от того, что "что-то съели", а от вирусов, вырвавшихся из секретных лабораторий в центре города. В России "предателя" Алибекова назвали еще и "фантастом", рассказывающим "страшилки" для придания стратегического значения и статуса себе, любимому. Мы не беремся судить господина Алибекова, ныне гражданина США Кена Алибека, 50 лет, консультанта американского правительственного ведомства и совладельца частной фирмы, разрабатывающей средства защиты от биологического оружия. Но его давнишние предостережения о том, что опасность биооружия прежде всего в том, что оно может попасть в руки террористов, сегодня актуальны как никогда. С Кеном АЛИБЕКОМ беседует корреспондент "АиФ" в США Владимир Козловский.

- Американские средства массовой информации наперебой толкуют об угрозе биологических терактов. С одной стороны, после того, что недавно там произошло, этот страх объясним. Но если рассуждать здраво - возможность использования смертоносных вирусов все же смахивает на научную фантастику.

- Нет, это совсем не сказки. Опасность того, что террористы могут применить биологическое оружие, очень велика. Это дело ближайшего будущего.

- Все чаще звучат опасения, что террористы могли в свое время просто-напросто купить биологическое оружие в России.

- Если говорить о правительстве - конечно, оно на это никогда бы не пошло. Но частные лица, специалисты, которые знают технологию... Здесь ничего нельзя гарантировать, такие могут найтись в любой стране.

- Насколько реальна защита от вирусов и бактерий в случае, если такое оружие будет применено?

- Проблема в том, что в течение десятилетий все страны разрабатывали защиту от биооружия лишь в отношении войск. Предположим, американские солдаты отправляются в зону Персидского залива, условно говоря, воевать с Ираком. Известно, что Ирак имел возможность - и скорее всего до сих пор располагает ею - производить сибирскую язву. Солдатам можно сделать прививки и в определенной степени дать защиту от болезни. Но не получится провести иммунизацию против сибирской язвы всего населения России или США. Тем более что в качестве оружия скорее всего будут использоваться десятки разных патогенов - генетически модифицированных вариантов возбудителей. Если делать прививки от всех них - человек умрет от такого количества прививок.

- Правда ли, что в советские времена было заготовлено огромное количество различной "заразы" в военных целях?

- Советская программа производства биологического оружия была грандиозна по своему размаху и объему производства. Сразу после окончания вуза я попал в Кировскую область, в поселок городского типа под названием Восточный. Центром этого поселка был Омутнинский химический завод. Основной его задачей было декларировано производство биопестицидов. Но параллельно разрабатывались технологии по производству чумы, туляремии, бруцеллеза. Что из себя представлял завод по производству биологического оружия? Для окружающих он официально производил антибиотики или те же пестициды, при этом существовала так называемая "третья площадка". Она включала в себя несколько разных производств: производство питательной среды для культивирования возбудителей, их концентрирование, сушка, измельчение и смешивание с наполнителями, фасовка в так называемые биологические бомбочки, сборки их в кассетные бомбы или боеголовки ракет. И корпуса хранения, в которых при низкой температуре складировались готовые бомбы и боеголовки. К такому заводу подходила железнодорожная линия, по которой оружие могло доставляться до ближайшего военного аэродрома.

- И много было таких заводов?

- В составе предприятия "Биопрепарат" их было шесть. Так называемое 15-е управление Министерства обороны, которое тогда возглавлял генерал-полковник Ефим Смирнов, включало в себя 3 главных центра. Вирусологический центр МО в Загорске, ныне Сергиевом Посаде, занимался разработкой вирусного оружия. Бактериальным оружием занимался завод и институт в Кирове, расположенный в самом центре - на Октябрьском проспекте. И институт в Свердловске под условным названием "19-й городок". В бункерах Кирова хранилось порядка 20 тонн чумы, Свердловск наготовил около 200 тонн сибирской язвы, и тонны натуральной оспы находились в Сергиевом Посаде. Во времена Ельцина все это, по идее, должны были уничтожить.

- Вирусы оспы - единственной инфекционной болезни, которую человечеству удалось полностью искоренить, - до сих пор хранятся в так называемых "музеях особо опасных инфекций". ВОЗ уже не первый раз рекомендует уничтожить вирусы оспы, но ученые и России и США голосуют против, и процедура опять откладывается на 2 года. Разве не лучше было бы избавиться от возбудителей страшной болезни?

- Сейчас имеются два официальных хранилища вирусов натуральной оспы - в Атланте (США), в Центре по контролю над инфекционными заболеваниями, и в России, в поселке Кольцово под Новосибирском, в Государственном центре биотехнологии "Вектор". "Вектор" в свое время был одним из самых крупных предприятий в составе "Биопрепарата". Это официальные "запасы", они находятся под контролем Всемирной организации здравоохранения. Неофициальные - я больше чем уверен - тоже существуют. Ученые против уничтожения вирусов оспы, в частности, и потому, что не уверены, что все государства полностью уничтожили их запасы, и живые вирусы необходимы, чтобы разрабатывать средства защиты на тот случай, если кто-то применит их как бактериологическое оружие. Все прекрасно понимают, что при отсутствии иммунитета у огромной части населения Земли - так как прививки против оспы перестали делать в 80-м году - эпидемия вернет все человечество в средневековье.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно