Продолжение. Начало в NN 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49, 50, 2001г.,1-2, 4, 2002 г.
ЕДИНСТВЕННАЯ дисциплина, где всерьез рассматривается воздействие архитектурных форм на психику и самочувствие, носит название "эниология". Один из принципов этой науки следующий: форма жилища есть такая же материальная субстанция, как бревна или кирпичи. Другой, не менее важный постулат гласит: мелодия постройки - не застывшая, как это принято считать. Она живет и дышит, а каменные формы - всего лишь элементы нотной грамоты.
"Застывшая симфония" является таким же неотъемлемым ингредиентом нашей жизни, как широта и долгота. И переезд на новую квартиру - почти такая же морока, как смена климатических условий.
Эта зависимость подмечена давно. Искусство Древнего Китая под названием "фэн-шуй" изрядно осложняло европейцам жизнь, когда они пытались навязать китайцам свою систему возведения сооружений и жилых домов. Китайские муниципалитеты яростно противились. Египетские пирамиды также служат поводом для размышлений. Мумии в них не портятся. Состав дезинфицирующей среды науке неизвестен. Единственным понятным объяснением этого феномена сегодня служит правило эниологии: "На пересечении биссекторных линий пирамиды образуется мертвая точка. В ней погибает все: и микроорганизмы, и другие организмы. И человек погибнет тоже, если будет слишком долго находиться в пирамиде".
Сегодня мы имеем "счастье" наблюдать высокую (44-метровую) пирамиду, построенную в Нахабино Александром Голодом по особым пропорциям. Но Александр Голод тоже не рассказывает о влиянии углов и граней этого сооружения на те или иные органы "паломников". По его мнению, такая пирамида лишь гармонизирует пространство и со временем ее воздействие окажется решающим в оздоровлении всей человеческой породы. Однако верить этому проблематично. Во-первых, потому, что нет растолкования, а во-вторых, из-за того, что благостное пожертвование народу сопровождается усердно рекламируемой продажей малых пирамидок по $125 за штуку.
Но мы в пирамидах не живем. И тем не менее такая информация может волновать нас. Крыши бывают разными, их форма хоть и не пирамидальная, но близкая к тому, и для несведущего человека непонятно, влияют они как-то на здоровье или нет, и если да, то как. Вот, например, плоские крыши - совсем непирамидальные. Но плохо это или хорошо?
По мнению архитектора Михаила Лимонада, старейшего эниолога страны, низкие потолки и плоские крыши - страшная неурядица XX столетия: "Они привносят в нашу жизнь некий информационный голод, скудоумие и ограниченность, провоцируют подавленность, забитость. Это способствует развитию нервных расстройств и вытекающих заболеваний. Есть также целый ряд влияния подобных форм и непосредственно на физиологию, без участия психосоматики. Любое помещение имеет форму. А форма порождает волновую композицию. Она так и называется - "поле формы". В случае с низкими потолками внешнее поле человека (биополе) изрядно деформируется внешним полем низкой нависающей конструкции".
Полезными для самочувствия в эниологии считаются структуры куполов, особенно луковичные структуры. Кроме того, любое здание имеет выступы, углы, альковы, ниши и т. д. Для эниолога все эти компоненты - энергетические зоны, которые надо использовать в строжайшем соответствии с их сущностью. Так, острые (и прямые) углы жилого помещения снимают с человека энергию, усыпляют. Округлые стены небольшого здания, наоборот, являются источниками энергии благого свойства. Очень большие круглые конструкции не вредны для здоровья, но несут в себе ряд недостатков, некоторым образом снижают работоспособность.
Эниология исследует также теорию грамотного выбора мест будущей застройки. Известно правило: "Город должен стоять на семи холмах", иначе говоря, на возвышении. Кроме того, около дома не должно быть елок, а должны произрастать сирени и липы. Правило объясняется тягой ельников к местам средоточия подземных вод. Однако эниологи подобные "геологические неурядицы" считают лишь поверхностными признаками патогенности. Ключ, по их мнению, зарыт гораздо глубже - в недрах Земли, откуда испускаются вовне потоки энергии неизученной природы. Греки, этруски, кельты об этом знали и использовали в качестве защиты от них многослойные прокладки из камыша, песка, яичной скорлупы и глины. Сегодня разработаны специальные устройства из металла, экранирующие вредные воздействия.
Однако наиболее результативным способом уберечь себя от признаков природной патогенности эниология считает грамотное архитектурное облагораживание местности.
ГИЦем проводится экспертиза градостроительных объектов. Это напоминает инженерно-геологические и геофизические изыскания. Как полагает руководитель Испытательного центра Эниокомитета Андрей Цыганов, один из наиболее распространенных патогенных факторов - изменение естественного магнитного поля: "Даже отнюдь не патогенное, "благое" место, если на нем изменены естественные магнитные показатели, может стать источником серьезных недомоганий. Причиной изменения магнитного поля могут быть промышленные объекты, ЛЭП и... кладбища. Трубчатые кости скелета за счет структуры костной ткани представляют собой систему электромагнитных волноводов. Для большинства конфессий правильная ориентировка могил - восток-запад. Т. е. кладбище превращается в очень мощный электромагнитный волновод. А не секрет, что городские кладбища по истечении лет порой "замалчиваются", засыпаются и на таких участках строятся дома". Кроме того, ГИЦ проводит геофизическую съемку внутренних пространств сооружений и домов, что позволяет выявить болезнетворные участки внутри жилого помещения. В итоге не только "отбиваются" патогенные зоны естественного происхождения, но и определяются границы влияния техногенных факторов на окружающую среду (подземные коммуникации, радиорелейные терминалы, телеретрансляторы, телекоммуникации, бытовые приборы и пр.). Сотрудники ГИЦа вовсю используют и биолокационный метод, который, как известно, базируется на природной восприимчивости человека (оператора биолокации).
Однако строгого официального научного толкования биолокации (как, впрочем, и самой эниологии) пока не существует.
О том, что форма здания, его расположение и облик влияют на здоровье обитателей, говорено уже немало. Ввиду чего рекламные проспекты пестрят сегодня объявлениями об услугах по поиску, "отбивке" патогенных зон - как под открытым небом, так и в помещениях. Кто выявляет эти зоны? По какому принципу? Как действует на человека эта зона и что это вообще такое?
Эниология - наука молодая. А поиски патогенных зон сегодня стали притчей во языцех. Многие хотят на этом заработать, но о профессионализме и необходимых знаниях порою речи не идет. Поэтому в 1997 году организован Комитет по проблемам ЭНергоИнформационного благополучия населения (Эниокомитет). При Эниокомитете в 1997 году организован Главный Испытательный Центр, аккредитованный затем при Госсанэпиднадзоре.
Продолжение следует