Примерное время чтения: 6 минут
233

Валентин Смирнитский: "Синяков было выше крыши"

Так уж получилось, что, сыграв немало ярких, разноплановых ролей в кино и театре, для большинства зрителей Валентин СМИРНИТСКИЙ в первую очередь - олицетворение неповоротливого, но очень доблестного Портоса. Валентин Георгиевич производит впечатление человека уравновешенного, даже несколько флегматичного. Но разве можно преуспеть в актерской профессии, оставаясь в состоянии покоя?

- ДАВНО хотела вас спросить: в замечательном фильме "Щит и меч" есть сцена казни юного героя, которого вы играли. Вы стояли с петлей на шее в кузове грузовика, который вот-вот поедет, и... Что вы чувствовали в тот момент? Понятно, что кино, игра и все же - не страшно было?

- Психологически неприятно, конечно... Понятно, что на самом деле не повесят, для этого есть страховочные приспособления, но ощущение жуткое! Правда, я был тогда совсем молодым, задорным, а вокруг было много зрителей, что давало некоторый кураж. Короче говоря - молодость бесшабашная!

- Наверное, все-таки в кино больше стрессовых ситуаций, чем в театре?

- Да нет, и там и там хватает. Даже, пожалуй, в театре больше. Потому что создание киноленты - все-таки процесс сиюминутный. Ты видишь результат - то, что получилось на пленке, и можешь закрыть глаза, заплакать и выключить телевизор... Но изменить здесь уже ничего не в силах. А твой спектакль в театре, будь он хороший или плохой, но живет своей жизнью. И пока ты его играешь, тебе хочется, чтобы он был лучше и лучше каждый раз. Безусловно, если ты часто его играешь, он надоедает. Но тем не менее ты на него настраиваешься, приходишь в театр, где сидит полный зрительный зал, с которым тебе предстоит вступить в контакт. И в 9 случаях из 10 добиться желаемого эффекта, сыграть сегодня спектакль так, как тебе хотелось бы, не получается. А это - постоянный стресс, который не в состоянии компенсировать ни аплодисменты, ни цветы, ни фанатичные поклонницы.

- И отсюда, видимо, идет постоянное самоедство?

- Конечно! Это происходит со всеми нормальными актерами. Ну бывают, разумеется, среди актеров балбесы, которым на это наплевать, - самоуверенные дураки. Но все-таки все крупные актеры, с которыми я был знаком, постоянно находились вот в таком состоянии. Они - сложные люди. С ними трудно. Яркий пример тому - Андрюша Миронов, с которым я был знаком еще с института. Внешне он был блестяще удачливым артистом, с блистательной карьерой, но это не спасало его от страшных стрессов. Я думаю, что и его ранняя смерть тоже была результатом некоего сильного стресса.

- Помнится, кто-то, чуть ли не из классиков, говорил, что человек, который на протяжении многих лет вынужден изо дня в день проживать чужую жизнь, быстрее других растрачивает жизненные ресурсы.

- Конечно! Как-то на одном ток-шоу женщина задала мне вопрос, который, мягко говоря, привел меня в замешательство: "Вот вы постоянно погружаетесь в стрессовое состояние, в чужую жизнь. А вы не боитесь в буквальном смысле сойти с ума?" Я ей ответил что-то типа: "Да, артистов всех считают немножко сумасшедшими!" - а потом уже подумал: а ведь действительно - сколько нашего брата из-за этого гибнет! Кто-то уходит в алкоголь, кто-то - в наркотики, у меня немало знакомых из нашей профессии, которые просто попали в "психушку". Так что вопрос этот на самом деле серьезный.

- Тем более что в основе любой роли, как правило, лежит конфликт!

- Конечно, конфликт! И ты себя искусственно все время будоражишь. Без этого невозможно выйти на сцену. Если я стану играть спектакль в таком же расслабленном состоянии, в каком, к примеру, сейчас беседую с вами, через 7 минут зрители начнут свистеть. Так что никуда не денешься - приходится каждый раз включать некий внутренний "тумблер", а проще говоря - нерв.

- А как часто, скажем, на съемках в кино случаются ситуации, опасные для здоровья актера?

- Когда я был помоложе, таких ситуаций у меня было много. Сейчас стараюсь этого избегать. Но даже в молодости к таким вещам относился скептически, хотя некоторые актеры любят кичиться своим "трюкачеством". А я считаю это неправильным - не их это профессия! На это есть каскадеры - люди, профессионально этим занимающиеся. В большинстве своем они потрясающие профессионалы, знающие всю "кухню" спецэффектов как никто. Какой смысл дилетантски их заменять? Тем более что никакого особого эффекта для фильма подобное "геройство" не дает - потом все равно на пленке не разберешь, делает это каскадер или сам артист. Так что все это - чистая бравада! Особенно она сильна у молодых актеров, пока он не сломает себе руку, ногу, пока у него не вышибут зуб, уколят глаз, еще что-то с ним случится. И только когда это происходит, он вдруг с ужасом понимает, что сниматься больше не может, что денег ему за это не платят. У нас профсоюзная система еще не отлажена, как в Америке, - все страховки у нас просто мифические. И человек остается не у дел. Но пока жареный петух не клюнет, люди не понимают простых вещей. Я-то это понял достаточно давно, особенно на съемках "Трех мушкетеров". Миша Боярский там себе сломал кисть руки, делая трюк, который мог сделать каскадер.

Тому же Боярскому во время съемки едва не проткнули мозг! Шпага попала ему в рот и выбила зуб. Случайно, конечно. Все было отработано, отрепетировано с каскадером, но во время съемки Миша мотнулся не вправо, а влево - перепутал. А партнер в этот момент выставил клинок, который и попал ему точно в рот... Так что я не приветствую участие актеров в трюках. Хотя, конечно, доволен тем, что освоил верховую езду на этом фильме. Лошадь - животное хорошее. Я ездил довольно прилично и иногда даже получал от этого удовольствие!..

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно