Примерное время чтения: 9 минут
86

Минздрав снова настроен на реформы

Показатели здоровья наших граждан постоянно ухудшаются. В то же время из-за загруженности и недостатка финансирования службы здравоохранения медицинская помощь нередко становится не менее опасной, чем сама болезнь. По логике, раз система работает неправильно, ее надо менять. Вместе со всеми остальными ведомствами Минздрав начал административную реформу. Каковы первые шаги и приоритеты, рассказывает первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир СТАРОДУБОВ.

- ВЛАДИМИР Иванович, как вы относитесь к тому, что Минздрав теперь выступает "в комплекте" с Госкомспортом и Минтруда? Зачем понадобилось их объединять?

- Плюс это или минус - новая расстановка министерств и ведомств в правительстве, - я пока не могу сказать. Время покажет. Но один положительный момент я вижу уже сегодня. Раньше, допустим, вице-премьер, курировавший социальные вопросы, не мог напрямую влиять на подведомственную ему систему. У нынешнего министра здравоохранения и социального развития есть рычаги прямого воздействия. Он возглавляет министерство, которое определяет государственную политику в своей сфере, в том числе бюджетный процесс. Он координирует работу всех социальных фондов (их бюджеты проходят через министерство), подведомственных служб и агентств. Поэтому мы надеемся, что будут какие-то более управляемые шаги, на которые откликнутся субъекты Российской Федерации. Ясно, что не в Москве должны проводиться преобразования. Реформы должны проводиться так, чтобы они отражались на субъектах Федерации.

- Не все понятно в новой структуре министерства. Чем, скажем, отличается Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию?

- В структуре министерства три надзорные службы. Первая занимается вопросами занятости и охраны труда. Вторая связана с защитой прав потребителей и благополучием человека, куда основой вошла санэпидслужба. Третья - надзор в сфере здравоохранения и социального развития. Эта последняя служба, наверное, наиболее непонятная для большинства народа. У нее три функции: контроль и регистрация лекарственных средств, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, контроль над медицинскими и фармацевтическими организациями во всей Российской Федерации. Мы возлагаем большие надежды на эту службу. Сейчас создается ее федеральная часть. В будущем появятся территориальные органы, так же как у санэпиднадзора. Вы знаете, что сегодня очень много жалоб, недовольств, связанных с работой медучреждений. Мы надеемся, что новая служба обеспечит какую-то управляемость. А федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию будет предоставлять услуги населению.

- В чем вы видите ошибки (если таковые были) в работе прежнего министерства? Какие упущения будете исправлять?

- О работе прежнего министерства я не хочу ничего комментировать, это не в моих правилах.

За что платить в бесплатной медицине

- В НОВОМ ведомстве вы отвечаете непосредственно за здравоохранение. Каковы приоритеты?

- Михаил Юрьевич Зурабов настроен прежде всего на реформирование здравоохранения. В первую очередь нужно решить три задачи. Во-первых, определить, какие именно объемы медицинской помощи государство берет на себя и оплачивает полностью. Для нас, медиков, это тяжелая задача. Поэтому мы надеемся на помощь экономистов. Во-вторых, на фоне снижения с 2005 г. единого социального налога не допустить уменьшения поступлений денег в систему обязательного медицинского страхования. И, в-третьих, эффективнее использовать имеющиеся ресурсы наших стационаров и поликлиник.

- Прежний министр Ю. Шевченко неоднократно выступал за расширение платных услуг. Вы тоже считаете, что медицина должна быть платной? Кто должен платить: страховые компании, государство, пациент из собственного кармана?

- При нынешнем финансировании здравоохранения государство не может обеспечить бесплатность всех видов медицинской помощи всем гражданам. Недостаток средств, их нерациональное использование приводят к тому, что пациента заставляют расплачиваться рублем. Но где проходит эта грань - что можно получить бесплатно, а за что доплатить и сколько платить, чтобы получить лучшие лекарства, высокое качество лечения, - сегодня ни один пациент достоверно не знает. Поэтому задача государства - четко сказать о своих возможностях и реальном положении дел с бесплатной медициной.

- Но бесплатные объемы все-таки сохранятся?

- Естественно, мы бьемся за то, чтобы эти объемы были по крайней мере сохранены.

Под кем ходим, господа?

- СОБИРАЕТСЯ ли Минздрав укреплять вертикаль власти? Ведь в подчинении министерства не все медучреждения. Владельцами крупных центров являются МПС, Управделами президента, РАМН. Хотя в федеральном законе сказано, что Минздрав контролирует медучреждения независимо от ведомственной принадлежности, на деле этого не было. Кивали на ведомство: это не наша больница, мы РАМН (МПС, ФСБ) не проверяем.

- Минздрав управляет только учреждениями, входящими в его структуру. Это федеральные институты, больницы, клиники и т. д., которые финансируются из бюджета через Министерство здравоохранения. К остальным оно осуществляет, скажем так, методическое руководство. Приказы Минздрава носят рекомендательный характер для субъектов федерации. Вот эту вертикаль мы не собираемся через систему Минздрава укреплять, потому что надо менять статьи в Конституции о сфере здравоохранения. Я думаю, что в этом и нет необходимости. Но через систему надзорных органов в сфере здравоохранения и обеспечения благополучия человека, я думаю, у нас будет достаточно рычагов, чтобы повлиять на ситуацию. Не то чтобы мы им не доверяли, но бывают ситуации, когда главы субъектов Федерации ставят неподготовленных людей на должности руководителей здравоохранения. Появляется масса проблем внутри субъекта и во взаимоотношениях с федеральным уровнем. Естественно, мы не забываем и про экономические рычаги, более действенные, чем любое администрирование.

- Тогда я уточню. Если нарушаются права пациента в клинике, относящейся, допустим, к Академии меднаук, кому жаловаться?

- В сегодняшней ситуации - в Академию наук. Когда появится соответствующий надзорный орган, он займется отслеживанием и контролем этой системы.

- Будут ли созданы независимые экспертные учреждения по проверке качества лечения больных? Сегодня чиновники все жалобы, пришедшие в Минздрав, отправляют назад на места: разбирайтесь сами. А на местах, естественно, правонарушения медиков вскрывать никто не будет.

- В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятых в 1993 г., есть статья о независимых организациях, призванных защищать права пациентов. Но понятие "независимые" весьма относительное. Если это общественная организация, то, понятно, она зависит от того сообщества, которое организовало эту работу. Если финансируется Минздравом, то и зависит от него.

- Сами лечим, сами себя проверяем...

- Да. Все равно это корпоративные взаимоотношения внутри врачебного сообщества. Однако сегодня уже есть закон о защите прав потребителей. Полагаем, что появятся законы о защите прав пациентов, о страховании профессиональной ответственности врачей. Я такое сочетание не зря называю. Обе стороны - и врач, и пациент - должны быть защищены. Ведущую роль в защите прав пациента будут играть страховые компании и федеральные надзорные органы. Сейчас народ грамотно себя ведет в правовом отношении, появляется все больше исков, которые решаются в пользу пациента, а не медицинской организации. На фоне возрастания правовой грамотности населения мы должны быть к этому готовыми.

Больных - врачу, больницу - менеджеру

- В НАШЕМ здравоохранении помимо финансирования есть еще проблема управления. Главврачи, заведующие, руководители облздравотделов, как правило, получили подготовку чисто медицинскую. Их не готовили специально по вопросам управления. На Западе больницами руководят не врачи, а менеджеры, администраторы.

- В начале 90-х годов мы попытались решать эту проблему с наскока. Ввели должность директора клиники, который должен был быть юристом, экономистом, менеджером, но не врачом. К сожалению, немного нашлось желающих экономистов и юристов прийти к нам и заниматься нищим здравоохранением. Нас учили лечить больного и не учили управлять больницей. Поэтому, конечно, нам нужно обращать внимание на эту категорию организаторов здравоохранения, готовить их на современном уровне по вопросам менеджмента. Только тогда реформы пройдут. Кстати, сейчас очень многие врачи получают второе образование - юридическое, экономическое. Они чувствуют нехватку этих знаний.

- Вы уже поработали в свое время министром здравоохранения, дважды были замом. Как вы считаете, почему выбор вновь пал на вас?

- Ну, это не мне судить. Просто я уже более двух десятков лет профессионально занимаюсь организацией здравоохранения. И те проблемы, которые переживало наше здравоохранение последние 15 лет, я проходил вместе с ним. Где-то мы, может быть, неправильно поступали, где-то нужно исправлять ошибки. Поэтому, раз мы делали ошибки или какие-то упущения...

- ...Вам их легче и исправить.

- По крайней мере, глубина их понимания у меня, наверное, существует. Почему такой выбор... Так звезды сложились.

- Что пожелаете читателям?

- У вас хорошее приложение "АиФ. Здоровье". Поэтому пожелаю, естественно, здоровья, удачи и не терять оптимизма.

- Как мне вас представить читателям? Какие-то увлечения, хобби?

- Когда на работе с 8 утра до 12 вечера, о хобби говорить трудно.

- Но ведь нужно же как-то снимать напряжение после такого долгого рабочего дня?

- Пришел домой, поспал - и напряжения никакого нет. Люблю историческую литературу, немножко в земле покопаться, спорт. Я ярый болельщик московского "Спартака", который нас не радует, к сожалению, в последнее время. Прекрасная внучка растет. С ней проведешь пару часов - и многие проблемы отходят на задний план.


Утверждено!

ПРАВИТЕЛЬСТВО утвердило функции Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Фрадков, сообщили РИА "Новости" в Департаменте правительственной информации.

Согласно документу агентство находится в ведении Минздравсоцразвития и наделено пятью функциями.

Агентство будет "оказывать государственные услуги в сфере здравоохранения и социального развития, в числе которых: медицинская помощь, услуги в области курортного дела, организация судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитация инвалидов, организация предоставления социальных гарантий".

Кроме того, агентство будет вести реестры и регистры в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, издавать перечни сертифицированных лекарственных средств, осуществлять спецмероприятия в период мобилизации и в военное время, а также готовить федеральную медицинскую службу гражданской обороны к оказанию медпомощи.

Центральный аппарат агентства будет размещен в Москве по адресу: Славянская площадь, 4.

Pharmindex.ru


Оцените материал

Также вам может быть интересно