На обеспечение 12 миллионов федеральных льготников лекарствами (ветераны и участники войны, инвалиды) правительство выделяет 1 млрд. 700 млн. долларов. Фармацевтическое сообщество (производители, поставщики) взбудоражено: с одной стороны, еще никогда государство не отваливало таких денег. С другой, порядок их освоения совершенно не разработан. Так как же будут получать ЛС льготники? И как переварить бешеные деньги? Об этом совещались за круглым столом представители фармбизнеса.
ТЕМА была заявлена несколько расплывчато: влияние преобразований в сфере здравоохранения России на развитие рынка и на продвижение оригинальных и дженерических препаратов. Но все ждали одного - разъяснений по порядку переваривания обрушившихся средств. К сожалению, из заявленного довольно-таки солидного президиума (особенно ждали советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Михаила Гетьмана) в наличии оказались люди, которые не принимают законодательных решений. Пришлось бизнесменам питаться слухами и анализировать накопленный опыт. К чему, впрочем, нашим коммерсантам не привыкать. Они, так же как и все остальные граждане, привыкли к непредсказуемости нашего законодательства, к тому, что им уготована только одна роль - исполнителей. Итак, что будет, чем сердце успокоится и как не оказаться на обочине при распределении средств?
Живые деньги пока что неживые
ВООБЩЕ-ТО изначально правительство хотело, чтобы любой федеральный льготник мог воспользоваться всеми своими льготами в полном объеме в любой точке нашей необъятной Родины. Но Родина оказалась слишком уж необъятной. Было объявлено, что это технически невозможно. Поэтому правительство решило превратить свои льготные обязательства в выплату денежных пособий. Но выдавать живые деньги льготникам в собственные руки государство тоже не спешит: в течение 2005 года средства, выделенные им на лекарства, выплачиваться не будут, их переведут на специальные страховые счета (350 рублей в месяц на одного федерального льготника, или 4200 руб. в год). С 2006 года те, кто не захочет больше страховаться, смогут написать заявление в органы соцобеспечения и получить деньги на пенсионном счету. Прочие граждане (не являющиеся пенсионерами и федеральными льготниками) также могут подключиться к программе, приобретя страховку за те же самые деньги.
По единому списку
У НАС не только выборы происходят по единому списку, но и обеспечение лекарственными средствами (ЛС). Цель нововведения, как обычно, самая благая: заставить лечить федеральных льготников на местах экономическими методами эффективно (по единому списку лекарств), а не как хочется территориям. Пока что льготников лечат кто во что горазд. Так привыкли. По словам председателя совета директоров ЦМИ "Фармэксперт" Ю. Крестинского (которому, кстати, практически одному пришлось отдуваться за отсутствующих в президиуме коллег), главный эффект от введения нового закона ожидается именно такой.
Порядок формирования льготного списка лекарств, который 12 миллионов человек получат бесплатно, таков: планируется на основе спроса определить наиболее потребляемые ЛС и составить список ЛС, отпускаемых бесплатно по рецептам. Исходя из этого планируется рассчитать среднюю цену препарата отдельно по международно незапатентованному наименованию (МНН) и эту цену представить как закупочную. Предполагается, что таким образом коммерсант не сможет задрать цену до небес. Если цена выше заявленной в списке, он должен будет ее снизить. Ну а если ниже, ему никто не запретит ее повысить.
Откуда деньжищи?
ОНИ, понятное дело, из неиссякаемого источника под названием госбюджет. А вот превращаться в лекарства и прочую благодать они должны с помощью страховщиков и дистрибьюторов. Планируется, что для реализации данной системы будут привлекаться страховые компании на уровне субъекта Федерации. А основными подрядчиками программы должны будут стать крупные дистрибьюторские компании. Именно они смогут взять на себя в федеральных округах решение проблемы льготного лекарственного обеспечения. Именно дистрибьютор берет подряд, привлекает субподрядчиков и отвечает за все процессы (в том числе и в рознице). С ними-то и вышел конфуз. По данным "Коммерсанта", еще до введения закона в действие все федеральные округа уже поделены между дистрибьюторами. МЗ от этих фактов открещивается, но, судя по тому, что было назначено служебное расследование (как данные попали в печать?) в публикации сообщены достаточно точные сведения. Впрочем, дистрибьюторы не одиноки. До сих пор не опубликованы и списки страховых компаний, через которые будут выделяться деньги на льготников. Думаю, что такие компании уже отобраны де-факто, но де-юре пока не названы, - сказал Ю. Крестинский. О порядке получения разрешения на поставки пока что остается только гадать. Чего стоит одна-единственная фраза по согласованию с администрацией. То ли достаточно озвучить свое горячее желание трудиться на поприще - и вперед! То ли надо получить разрешение этой самой администрации? Коммерсанты склоняются ко второму варианту. Как его обычно получают, давно известно. Платить им привычно - знать бы, кому и сколько?
Кто получит ЛС?
СПИСКИ лекарств, по которым будут обеспечивать федералов, должны быть готовы уже к ноябрю. Но даже по самым оптимистичным прогнозам в январе 2005 года только 50% льготников получат ЛС согласно утвержденному списку. До остальных лекарственная благодать не успеет дойти. Но все же коммерсанты считают, что обеспеченность лекарствами будет на порядок выше, чем сейчас.
Совершенно очевидно, что есть категория льготников, расходы на которых не в состоянии покрыть ни одна система страхования. Это программа по туберкулезу, диабету, СПИДу, наркологии и, частично, онкологии. В бюджете для них предусмотрена отдельная строка финансирования. Может быть, со временем эти средства включат в вышеназванную схему. Но пока вопрос остается открытым.
По крайней мере, половину бешеных денег должны получить российские производители. Такая вот поддержка российского бизнеса. Это предусмотрено проектом, и на это очень рассчитывают местные коммерсанты. Кому они перепадут? Этот вопрос просто повис в воздухе. Что касается потребителя, то ему хотелось бы получить качественные ЛС. Сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что среди списочных лекарств скорее всего не будет (или будут в очень ограниченном количестве) оригинальных препаратов. По словам одного из экспертов, если после всех зачисток в списке сохранится какой-то оригинальный препарат, то это будет просто чудо. Та же судьба и у брендов-дженериков. "Всякий ли врач знает, в чем разница между перидином и перидоном? - задал вопрос Ю. Крестинский. - Думаю, что нет. А случаи могут быть фатальными. Поэтому, если будут выписываться МНН, потребуется серьезная образовательная программа еще и для врачей".
Вывод
ВЕСЬ смысл проводимой правительством реформы сводится к одному: денежная масса должна перерасти в лекарства (много таблеток хороших и разных), а не в примитивное подорожание. Что ж, подождем - увидим.
Ну почему хочется верить, что может быть как лучше, а не как всегда?