Такой вопрос волнует не только простых граждан, но и Министерство здравоохранения и социального развития. Сколько бы денег ни добавляли здравоохранению, все равно оказывается мало: кому-то лекарства нужные не дают, кого-то недолечили, а кто-то просто не может добиться от врачей элементарного внимания к себе.
В ЭТОМ году на здравоохранение планируется выделить намного больше денег, чем в прошлом. Но многие чиновники утверждают, что, сколько бы денег ни выделяли, их не хватит, потому что нынешняя система здравоохранения работает непонятно как и ее нужно модернизировать, чтобы огромные средства не улетали в трубу. Законодатели предлагают разработать новые механизмы страхования неработающего населения, требования к страховщикам, которые часто недобросовестно выполняют свои обязанности и должны взять часть финансовых рисков на себя (пока же роль страховщиков не совсем понятна). Нет и единой модели обязательного медицинского страхования (ОМС), единого для всей России полиса, тарифов на медицинские услуги, единых стандартов. У каждого региона свои правила.
В перспективе новые законопроекты позволят медучреждениям по своему желанию называться "организациями" или "автономными учреждениями". И такая, казалось бы, формальная смена "имени" снимает с них обязанность по предоставлению бесплатных медуслуг. Но, по словам председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Татьяны Яковлевой, этого не случится. В первую очередь организациям здравоохранения хотят дать самостоятельность, чтобы они ушли от сметной модели финансирования и сами решали, как заработать деньги, на что их тратить, сколько иметь специалистов и т. п. Тем не менее каждое медучреждение будет иметь госзаказ, согласно которому обязано бесплатно обслуживать пациентов. В то же время законопроект еще будет дорабатываться: нужно четко прописать условия, которые не позволят приватизировать медучреждение и сделать его только объектом для зарабатывания денег.
В том, что систему нужно коренным образом менять, не сомневается и министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов: "Государство делает вид, что финансирует здравоохранение, население делает вид, что имеет бесплатную медицинскую помощь. Во многом она финансируется населением. Поэтому нужно реально оценить, сколько стоит медицинская помощь, и эти деньги направлять в здравоохранение. Причем источник финансирования не должен зависеть от бюджета данного региона, для средств ОМС должен использоваться отдельный налог или взнос".
Есть еще множество недоработок, которыми грешат законопроекты. Например, пока неясно, как будет рассчитываться потребность людей в объемах гарантированной медпомощи и количество денег, которые на эту помощь потребуются. Если непонятно, сколько куда потратить, опять средств может не хватить.
В идеале средства на расходы в здравоохранении поступают из нескольких источников: бюджетов разных уровней, средств федерального и территориального ОМС; частично используются бюджеты Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Несмотря на существование сотен законов и актов, они не обеспечивают четкой, устойчивой схемы финансирования.
В общем, парламентарии хорошо знают, какие есть проблемы, и это радует. Будем надеяться, в новом году нас ждет обновленное, беспроблемное здравоохранение.
От редакции. Трудно разделить оптимизм (хотя очень хочется) Т. Яковлевой и М. Зурабова, поскольку за последние пятнадцать лет нам обещали столько хороших реформ здравоохранения, что мы уже и со счета сбились. Результат сами знаете. Кроме того, в конце прошлого года медицинская общественность выразила недвусмысленные претензии к проекту закона об изменении организационно-правовых форм медучреждений, посоветовав его не только доработать, но и не пускать в дело до тех пор, пока его не обкатают на какой-нибудь территории в качестве эксперимента. Тогда, мол, и посмотрим, чего стоят нововведения. Со своей стороны скажем честно: не хотелось бы оказаться в экспериментальной зоне.