ПЕРЕСАДКА печени от живого донора - это операция сравнительно новая. В США еще не сделано и ста таких операций. Но нужда в них большая: трансплантатов от трупов катастрофически не хватает, и даже у видавших виды врачей сжимается сердце, когда они видят, как умирают люди, не дождавшись подходящего органа для пересадки.
Хотя пересадка от живого донора еще не стала обычным делом, врачи убеждены, что в истории трансплантации печени открылась новая страница. Многие пациенты перестают зависеть от наличия традиционных трансплантатов и идут как бы в обход очереди. По мнению специалистов, количество пересадок от живых доноров очень скоро превзойдет количество пересадок от трупов. В Университете общественного здоровья в Ричмонде, штат Вирджиния, под руководством доктора Амадео Маркоса уже сделано 36 операций по пересадке правой, большей доли печени от живых доноров.
Кто же были эти доноры? Это были мужья и жены реципиентов, братья и сестры, взрослые дети, друзья. Был также один 46-летний мужчина, пришедший помочь женщине, которую он никогда раньше не видел. Ту же пеструю картину можно наблюдать и в больнице Маунт Синай, где число пересадок приближается к 20. И Чарльз Миллер, возглавляющий отдел пересадок печени в этой больнице, и другие специалисты в один голос говорят, что они охотнее бы брали печень от трупов, чем от живых людей, да нужда заставляет.
Отношение врачей к пересадкам от живых доноров неоднозначно. С одной стороны, они счастливы, что в целом им удастся теперь спасать больше жизней. С другой стороны, их беспокоит, что у родственников и друзей в большинстве случаев не хватает духу отказать их близким, нуждающимся в трансплантате, и поэтому они сами подвергают себя известному риску. Мало ли какое осложнение может произойти у донора, даже если анализы и тесты показали, что он абсолютно здоров и донором ему быть сам Бог велел. Некоторые хирурги говорят, что они ничего так не боятся, как внезапной смерти здорового человека, по собственной воле вызвавшегося помочь больному. Пока этого не случалось, но, как предсказывает доктор Мирон Шворц из больницы Маунт Синай, когда пересадка части печени от живого донора станет рутинной и за нее волей-неволей возьмутся менее опытные хирурги, то этого, скорее всего, не миновать.
Печень делится на правую и левую доли, причем правая занимает 60% органа. Она-то и требуется многим больным. Детям печень пересаживали спокойно: брали кусочек от левой доли у взрослого, кусочек не превышал 20% всей печени. Но 60% - это опасно.
Первыми в середине 90-х годов рискнули японские и гонконгские врачи. Оказалось, что можно пересадить всю правую долю. Донор должен быть здоров, соответствовать пациенту по группе крови и обладать приличной по размерам печенью. От пациента требовалось одно - быть в состоянии перенести операцию, что в принципе можно предсказать после определенной проверки.