Каждый любовь понимает по-своему. Мы решили поинтересоваться мнением человека, не нуждающегося в особых представлениях. Не только в частной жизни, но и в основах творчества, даримого Валерием Меладзе людям, заложена любовь.
- Валера, если человек талантлив, то талантлив во всем. В какой еще области вы проявляетесь?
- Я хороший тамада.
- Любите застолья?
- В жизни артиста очень много праздников. От этого многие артисты становятся более закрытыми, черствыми и менее восприимчивыми. Чтобы радоваться все время жизни, нужно иметь много сил. Во всем, что нас в мире окружает, должна быть разность потенциалов. Скажем, вода может падать вниз, создавая поток, только когда есть разность высот; электричество возникает, когда есть плюс и минус. И человек продвигается вперед, только когда есть разность потенциалов. Первое, что возникает, это желание. У меня настолько не было ничего в жизни, что я осмелился поставить перед собой такую высокую задачу - взять и выбиться в Москве, стать известным артистом. Если бы у меня была хоть какая-то зацепка, я бы побоялся ее потерять. Чем ниже опустить под воду мяч, тем он выше выпрыгнет. Но чем ближе человек к своей цели, тем разность потенциалов меньше. У Джека Лондона есть роман "Мартин Иден" о нищем писателе, который постепенно добился большого успеха, счастья и покончил с собой. У человека иссяк запас желаний. Самое страшное - понять, что выше ты уже не прыгнешь. Это ужасно... Тогда нужно искать эту разность в чем-то другом. И счастливый момент - это не достижение, а движение. Не сам Новый год радостен, а ожидание его.
- И вы своей цели уже достигли?
- Главная цель достигнута. Но мы же не себя собирались раскручивать, честное слово. Нам хотелось, чтобы музыку нашу услышали люди. И совсем не ожидали, что так высоко нас оценят. У меня есть ощущение, что мне выше уже не хочется в этом плане. То рвение и та безумная оголтелость, когда все можно было поставить на карту, прыгнув головой вниз, в неизвестность - разобьешься или останешься живым... Этого нет. Сейчас все обдумано и есть что терять. Если бы не мой брат Костя, я, наверное, и не смог бы ничего преодолеть. Это, конечно, огромное счастье - он не просто композитор и поэт, который пишет для меня песни, он идеолог и человек, на которого я всегда могу опереться. Но, с другой стороны, ради которого и я готов броситься в любую атаку, самую безумную, бессмысленную вообще. И иногда победить! Когда просто два человека помогают друг другу - это одно, а когда братья - эти усилия не складываются, а умножаются.
- Принято говорить о любви между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Можно ли назвать любовью отношения между братьями и сестрами?
- Любовь между мужчиной и женщиной - это переход на другой уровень восприятия мира. Вдруг. Благодаря какому-то человеку. В каждом твоем движении начинает преобладать тот смысл, что оно посвящается кому-то. Это огромный стимул в жизни. Меня очень стимулирует, но есть люди, которые начинают ныть, выпрашивая себе внимание любимого. Думаю, что это отвратительно и никогда не сказывается положительно на отношениях. Наоборот, нужно взять себя в руки и попытаться каким-то образом заслужить хотя бы уважение вместо жалости. А родственное чувство - это совсем другое. Это зов крови.
- Жертвоприношение при этом подразумевается?
- Не жертва, это животный инстинкт. Не безусловный, а приобретенный. Гены, конечно, играют свою роль, но воспитание намного важнее. Люди никогда не должны допускать в своих отношениях определенные вещи. Например, братья в ссоре и годами не разговаривают; или отцы бросают своих детей, кто-то даже фамилию свою не хочет им дать, алименты отказывается платить... Это же ваши дети! Мерзко. У нас должны быть каноны в жизни, заложенные с детства, как вещи абсолютно безусловные, которые нельзя подвергать даже сомнению. Выше родственных отношений ничего нет и быть не может, их нельзя приравнивать к материальным. Если финансовые дела ставятся выше родственных уз, то в этом виноваты родители. Очень сильно. Я это считаю гораздо большим грехом, нежели, скажем, чревоугодие. Неправильно воспитать детей - самый большой грех для человека, и ТАМ придется за него отвечать очень строго. Даже с друзьями сложно вести финансовые дела. Если все же приходится, то лучше "играть" на ту сторону, чтобы не разрушить более ценное.
- Как бы вы с Костей поступили, если бы полюбили одну женщину?
- Я бы уступил Косте, а он уступил бы мне. И у нас обоих с этой женщиной ничего бы не получилось. К счастью, таких ситуаций не было - даже на женщин у нас разные вкусы. Мы друг другу уступаем во всем, и никогда дело не доходило до конкуренции, никто не тянет одеяло на себя. Мы сами по себе вообще неконфликтные люди и можем пойти на конфликт с кем-то только ради друг друга. Хотя по принципиальным вопросам касательно музыки мы можем серьезно ругаться, если требуется выбор в мою или в его пользу. Мы достаточно жестко отстаиваем свое мнение друг перед другом, но это только музыкой и ограничивается, на жизнь не распространяется.
- Такое ваше единство и взаимопонимание существуют с детства?
- Мы в принципе всегда были разными людьми. У меня были свои компания, друзья, интересы, у него - свои. Он старше на 2 года, и мы не рассказывали друг другу, например, кто в кого влюбился. Единственное, что объединяло, - это увлечение музыкой: собирали записи, диски, вместе слушали. И, только повзрослев и основательно занявшись музыкой, поняли, насколько близки. Мы постепенно стали похожими и по характеру, и даже внешне - никто раньше не верил, что мы родные братья! И родительские черты в каждом из нас только сейчас стали проявляться в полной мере.
- А вы, дети, ревновали родителей друг к другу?
- Даже не помню такого чувства, хотя детская ревность, я знаю, существует. У нас с Костей есть еще сестра Лиана, и если была только одна конфета, то родители делили ее минимум на три части. У меня две дочки - Инга и недавно родилась Соня. Я боялся, что у них может возникнуть ревность, и мы с женой говорили Инге, что сейчас нам всем нужно больше внимания уделять Соне, потому что она маленькая и не может без людей. Родители не должны скупиться на комплименты и любовь к своим детям. Лишний раз поцеловать, погладить по голове, похвалить - это то добро, которое мы отдаем и которое может только трансформироваться и вернуться к нам самим или к тем людям, что будут общаться с нашими детьми. Дети обязательно должны воспитываться в доброте.
- Вы женились на русской женщине. Как это было воспринято в вашей семье?
- В общем нормально. Если кто-то из родственников говорил, что жениться нужно на грузинке, то я понимал, что имеются в виду не националистические порывы и интересы. Даже русскую женщину лучше выбрать такую, которая жила бы в Грузии, потому что существует определенный уклад жизни. Моя жена Ира жила в России, потом на Украине, и бывает, что или мне, или ей приходится если и не совсем отказываться от своих принципов, то очень серьезно уступать. У нас все хорошо, но в какие-то моменты она просто не способна понять меня, а я просто не способен понять ее. В меня вбито одно, а в нее - что-то другое. Мы даже не можем уступить, мы совсем уходим от этого разговора.
- Вы все-таки пытаетесь перенести какие-то традиции семьи, в которой выросли, в свою собственную?
- Основная традиция - это традиция нормальной, здоровой, крепкой семьи, независимо от национальной принадлежности ее членов. Я никогда не делил людей по национальным признакам, но видел, что многие славянские женщины, глядя на то, как относятся грузинские мужчины к своим семьям, хотели бы, чтобы и их мужья относились так же. Традиция сохранилась в том, что я очень серьезно отношусь к воспитанию дочерей. Поэтому меня, например, бесит вседозволенность, идущая с экранов телевизоров. Если человек парится в бане с девушками, но хорошо выполняет свою работу, то мне плевать на то, что он парится с девушками в бане! Он поступает непорядочно по отношению к своей семье, но не ко мне. Мне все равно, но не все равно его детям! А если человек идеально правильный, безупречный семьянин, но при этом занимает чужое место и не справляется с работой, тем более на высоком посту, то пошел он ко всем чертям! Но тот, кто это показывает, непорядочен в десятикратном размере. "Не судите, да не судимы будете". "Не ищите щепку в глазу ближнего своего, имея в своем глазу бревно". Даже если и не по библейским истинам ты живешь, то как можно таким образом злоупотреблять доверием своих зрителей. Телевизор же смотрят не только взрослые, но и дети. Как можно до такой грязи доходить?
- Вы решаете за Ингу, что смотреть, а что - нет?
- Если это мультфильм "Король-Лев" или "Аленький цветочек", то сколько душе угодно! Но когда показывают дешевые, идиотские мультфильмы с непонятными мутантами... Зачем ей смотреть на уродов?! Создается впечатление, что идет какая-то агрессия на детское сознание. Из детей делают балбесов. Нужно не просто запрещать, а дать понять ребенку, почему это плохо и предложить взамен что-либо другое. Подойти и просто выключить телевизор или наорать - это очень просто. Но ребенок будет, во-первых, дерганным, а во-вторых, у него сформируется комплекс человека, которому все запрещают - и необходимость лжи в отношениях с родителями. Важно, чтобы ребенок понял, что ему незачем врать: за правду никто никогда не поругает, а ложь всегда легко вычислить.
- Но ложь в жизни бывает необходима. Не боитесь, что воспитаете детей идеально честными, а потом жизнь будет бить их за это очень жестоко?
- Для того чтобы быть абсолютно честным, надо быть очень-очень сильным. Всегда легче уйти от ответа, чем соврать. Но мы можем что-то где-то преувеличить, сблефовать. А в общем жить без лжи в нашем лживом мире невозможно. У лжи есть свои тона, оттенки, полутона, но отвечать на Страшном суде придется за любую ложь.
- В таком случае как отнестись ко лжи во спасение, когда говоришь человеку неправду, чтобы не причинить страдание?
- Иногда правда бессмысленна. Если я начну спорить с человеком и доказывать ему правду, то в лучшем случае я его расстрою, а в худшем - настрою против себя. Иногда задаю идиотский вопрос: "Нравится ли тебе моя музыка?", и еще ни разу, ни один человек мне не ответил: "Нет". Когда мне задают этот вопрос, то, даже если мне категорически не понравилось, я не могу своей правдой взять и все перечеркнуть, потому что знаю, сколько душевных сил отдается творчеству.
Думаю, что Бог, создавая этот мир, позволил нам иметь недостатки, чтобы мы сами выбирали: холить-лелеять их, пользоваться ими или же с ними бороться. Пусть меня простит Бог, но человечество несовершенно. И за двадцать веков христианства, и за тысячелетия до него как был баланс между злом и добром в каждом человеке, так он и сохраняется. Иногда мне кажется, что зло уже победило, но доказательством того, что добро не проиграло, является существование мира. А несовершенство мира доказывает, что и добро еще не победило. Человек, сделавший за свою жизнь много хорошего, перейдет в совершенный мир. Как ни грустно, но, думаю, на земле добро не победит окончательно, раз и навсегда. Эта философия заложена изначально самим Богом. Или природой - кому как больше нравится. Потому что баланс между хорошим и плохим стабилен: люди становятся сильнее, оружие становится страшнее, но, видимо, и добро становится сильнее. Победи зло, люди сразу же уничтожат себя и себе подобных. Поэтому главное - чтобы баланс сохранялся.
- Кажется, что у вас есть все для счастья, но "на свете счастья нет". Так?
- Есть много вещей, от которых я счастлив и ради которых нужно много работать. Мне самому хочется жить хорошо, радостно и красиво. Я не говорю: богато, потому что богатство - самое шаткое, что есть у людей. Существуют другие понятия, определяющие счастливое состояние. Мне как-то задали вопрос: "Готовы ли вы пойти на жертву ради детей?" Конечно, я готов пойти на любые жертвы, но... неужели мы не можем жить так в этой жизни, чтобы и самим нам было хорошо?! К сожалению, так всегда складывалось и психологически, и реально, что родители обязательно должны были в чем-то себе отказывать, чего-то себя лишать, жертвовать, чтобы дети потом жили хорошо. Неужели мы никогда не выйдем на тот уровень, когда и сами будем в полном порядке, и за детей спокойны? Традиции рушатся из-за того, что образ жизни людей превращается в образ жизни человека первобытнообщинного строя, когда он должен каждый день выходить на охоту. При том, что первобытные люди охотились группами, а сейчас большинство из нас - в одиночку. "Бытие определяет сознание". Мы все живем вне общества, абсолютно. Общество от нас требует чего-то, но что оно нам дает? Если каждый из нас проанализирует свою жизнь, то поймет, что он живет как дикарь и находится в одиночестве. Я не знаю, сколько и что еще нам надо пережить, сколько поколений должно пройти и что должно случиться, чтобы мы снова стали вместе ходить на охоту... Хочется, чтобы вокруг нас все было стабильно и только наша собственная разность потенциалов нами двигала.