Примерное время чтения: 7 минут
300

Анатолий КОТЕНЕВ: "В "Ундине" я снялся для мамы"

Почти два десятилетия назад он покорил сердца зрителей в образе офицера - героя "Секретного фарватера". За прошедшие после этого 20 лет Анатолий КОТЕНЕВ сыграл множество разноплановых ролей, в том числе и в телехите последнего времени - "Ундине".

- КАК-ТО я говорила с человеком, который не помнил вашу фамилию, но стоило сказать "наш Микеле Плачидо", как он сразу понял, о ком речь!

- По этому поводу была одна история. Я тогда снялся в короткометражной картине "Сержант", где мой герой - сержант - погибал, спасая молодого бойца в Афганистане. Вскоре меня вызывают на пробы к режиссеру Владимиру Бортко, который в то время собирался снимать "Афганский излом". Но, когда он показал сценарий людям, действительно прошедшим Афганистан, они его раскритиковали в пух и прах. Бортко расстроился: "Но я же уже вызвал актера из Минска!" И кто-то из ассистентов, глядя на меня, сказал: "Слушайте, как он похож на Микеле Плачидо!" Ну мне это никак не льстило - похож и похож. Пробы со мной тогда все-таки сделали. И все - я уехал домой и забыл об этом. И потом, когда картина все же вышла, я смотрю - в главной роли Микеле Плачидо! Не стану утверждать точно, но, видимо, именно история со мной натолкнула Бортко на эту мысль.

- Вы много снимаетесь в боевиках. Помнится, в фильме "Дезертир" вы в одиночку спасали в горах похищенную какой-то бандой жену!

- Кстати, это действительно была моя жена! У меня тогда был тяжелый период, и я буквально жил в долг. Картину "Дезертир" мы снимали в Туркмении, в 60 километрах от Ашхабада. Давид Моисеевич Эппель выдал мне зарплату, и, поскольку он собирался лететь в Москву, я попросил его передать эти деньги моей жене, которая должна приехать за ними из Минска. А на роль героини была утверждена Габриэла Мариани, но она не смогла сниматься. Позднее мы встретились с ней как "муж" и "жена" в "Ундине". И вот моя жена Света приезжает за деньгами, и Давид Моисеевич ее спрашивает: "А вы кто по профессии?" Она говорит: "Я в театральном институте учусь". "А посниматься у нас не хотите?" Свете устроили минимальную пробу, и ко мне она приехала уже в качестве исполнительницы главной женской роли. Все произошло совершенно случайно! Света была еще никому не известной девочкой. Из имущества у нас с ней тогда имелась только сумка с нашими вещами и моими инструментами - я любил мастерить. Занимался резьбой по кости, потом увлекся резьбой по камню и ювелирным делом. Работы мои, кстати, пользовались спросом. Картины писал (вернее, как я это называю, "красил", поскольку художественного образования не имею) и сдавал в художественный салон. Говорят, что некоторые из них находятся сейчас в Германии и Турции. Такой вот был сложный период, когда надо было просто выживать, кормить семью.

- А как получилось, что в кино из вас сделали такого воина-супермена?

- Даже не знаю!.. Сначала была картина "Матрос Железняк", где я сыграл главную роль. А после нее меня пригласили на пробы "Секретного фарватера". И там консультант - большой адмиралтейский чин - сказал мне: "Ты на флоте служил, верно? У тебя походка, выправка флотские". А я к флоту вообще никакого отношения не имел! Я служил в артиллерии, да и то, в общем-то, большую часть времени провел на сцене, поскольку уже имел начальное театральное образование. Может быть, выправка была потому, что я спортом занимался? Моим любимым видом спорта стал бег на километровую дистанцию. Я был выносливым молодым человеком, который показывал хорошие результаты. В общем, не знаю, почему так сложилось, но после "Секретного фарватера" меня стали часто приглашать на роли военных.

- В "Секретном фарватере" ваш герой и с парашютом прыгает, и под водой плавает, и после крушения самолета долго держится на плаву в открытом море. Это все действительно делали вы?

- Открою вам секрет. Картину мы снимали в небывало короткие по тем временам сроки: 4 серии за 7 месяцев. Поэтому под водой по большей части плавал один мой дублер, другой прыгал с парашютом, а я в это время бегал в катакомбах, где мы с "немцем" - каскадером Петей Шерекиным - осыпали друг друга ударами рук и ног. Это было под Севастополем, на 32-й батарее. Удивительное место - 4 этажа под землю! Там даже сохранились какие-то вещи со времен войны! А в "открытом море" - да! Эпизод на экране длится считаные минуты, но мне пришлось просидеть в воде целую смену. Нашли длинный пирс, уходящий в море. С него и снимали на фоне моря. Я там плаваю, изображаю что-то, а с пирса кричат: "Толя! Побарахтайся немножко! Сейчас мы камеру перезарядим!" И вижу, как помощник оператора неуклюже карабкается в гору, к автобусу с аппаратурой. А я плаваю. Вот тогда я понял, что, пока камера работает, актер и в огонь пойдет, и в воду... да на все пойдет! И пока я слышал громкий треск камеры "Конвас", я самоотверженно барахтался в воде.

- А вообще вам нравится демонстрировать в кадре хорошую физическую подготовку?

- Раньше нравилось. Во всяком случае, я заботился о том, чтобы не было стыдно раздеться. По-моему, герой в кадре должен быть немногословен и все время совершать поступки. С другой стороны, когда идет перебор каких-то драк, трюков, стрельбы, это тоже нехорошо. Да и в том, что руки-ноги у меня переломаны, тоже хорошего мало. Сейчас я бы, наверное, относился ко всему этому уже по-другому. Всему свое время. Бывало, что я в гипсе со съемок уезжал. Сломал ногу, когда снимали "Гол в Спасские ворота". В картине "Частный визит в немецкую клинику" с крыши прыгал, тоже ногу сломал - в гипсе меня грузили в самолет. Снимали "Матрос Железняк", я там стекла в тюрьме бил - сильно руку разрезал, долго потом заживала. И т. д. и т. п.

- Многие актеры жалуются, что кино сейчас снимают очень быстро и иногда это сказывается на качестве.

- Меня, конечно, это тоже волнует. Но и я в какой-то степени грешен, потому что иногда снимаюсь в сериалах, которые называют обидным словом "мыло". Хотя работаю я в них с такой же отдачей, как в любом другом фильме. Но, с другой стороны, спросите бабушек и домохозяек - что они смотрят? А они не люди, что ли? Моя мама тоже смотрит бразильские сериалы, и, когда я как-то упрекнул ее за это, она мне ответила: "А у меня в жизни только это и осталось. Я что, должна смотреть про стрельбу-пальбу? Мне всей этой кровищи в годы войны хватило! А ты просто завидуешь, потому что сам не снимаешься в таких больших ролях!" Я сказал: "Хорошо, я снимусь специально для тебя". Поэтому, когда появилась возможность, я снялся в "Ундине". Кстати, я знаю, что в Ялте, когда кричали: "Ундина" начинается!", женщины бросали сажать картошку и шли смотреть. А мужики только смотрели им вслед и чесали затылки. А одна бабуля однажды мне просто руки целовала, говоря: "Господин Таранов, я за вас так переживаю!" Нет, и такое кино должно быть!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно