Телефон 03 известен в нашей стране любому. Набирая его, человек рассчитывает быстро получить высокопрофессиональную медицинскую помощь. Но зачастую многие сами осложняют оказание этой помощи, путанно или неверно описывая картину случившегося, нервничая и возмущаясь из-за подробных расспросов диспетчера, считая свой случай уникальным, а необходимость скорейшего приезда врача - очевидной. Однако такая необходимость должна стать очевидной и сотрудникам "скорой", и, кроме того, диспетчер должен понять, врача какой специализации и машину с каким оборудованием следует послать по вашему адресу.
ПОЭТОМУ, набрав 03, вы должны быть готовы к тому, что диспетчер задаст вам несколько обязательных вопросов. Еще лучше, если вы сами, не дожидаясь дополнительных расспросов, сразу сообщите все необходимые сведения: пол больного, примерный возраст, его фамилию, имя, отчество (если они вам известны), что и когда случилось, какие проявления болезни заставили вызвать "скорую", что вы предприняли, точный адрес.
Будет также хорошо, если вы укажете любые ориентиры, которые помогут шоферу "скорой" быстрее добраться до вас. Например, название какого-либо учреждения (магазин, офис и т. п.), расположенного рядом или непосредственно в вашем доме, яркий и заметный рекламный щит и др. Однако эти подробности следует сообщить только после того, как диспетчер запишет ваш адрес: название улицы, номер дома, код, номер квартиры, этаж...
Получив вызов, врач уже решает, как будет оказывать помощь больному, какое оборудование и медикаменты потребуются для этого в первую очередь. И если причина вызова указывается неверно, он может быть не готов к оказанию помощи, необходимой в данной ситуации. Например, бывали случаи, когда врач, получив вызов по поводу отравления, брал с собой все необходимое для промывания желудка, тогда как у больного был острый инфаркт миокарда и требовалось срочно сделать электрокардиограмму. Поэтому, чтобы избежать подобных ошибок, при вызове "скорой" говорите только то, что видите, слышите, чувствуете. Не пытайтесь самостоятельно ставить диагноз: боль в груди называйте болью в груди, а не инфарктом или пневмонией; боль в животе - болью в животе, а не отравлением или аппендицитом и т. п. Описывайте симптомы как можно проще - так вас быстрее поймут.
Когда врач приехал, вы должны четко и точно рассказать ему о том, что вас беспокоит. Просто скажите, что вы чувствуете, а врач сделает вывод сам.
Если ранее у вас уже были подобные состояния и вы точно знаете, с чем это связано (обычно такое случается при обострениях хронических заболеваний), обязательно скажите об этом врачу.
Не забудьте также сообщить, какие лекарства вы принимаете регулярно, какой препарат принимали до приезда "скорой", пытаясь облегчить свое состояние, и есть ли у вас аллергия на какие-либо лекарственные средства.
Особо следует сказать о приеме алкоголя. Если вы принимали его незадолго до приезда врача, обязательно сообщите об этом и не занижайте принятую дозу. Дело в том, что алкоголь может существенно менять реальную клиническую картину. И кроме того, сочетание некоторых лекарственных препаратов с алкоголем крайне опасно!
Если после осмотра и оказания помощи врач предложит госпитализацию, отнеситесь к его словам серьезно и не спешите отказываться. Дело в том, что для более точного диагноза иногда необходимы дополнительные исследования, которые проще всего сделать в стационаре.
И последнее. Врачи, оказывающие экстренную помощь, могут только облегчить состояние больного и доставить его в случае необходимости в лечебное учреждение. Они не занимаются системным лечением. Поэтому, чтобы лишний раз без особой надобности не подвергать свой организм воздействию сильнодействующих лекарственных веществ (а именно такие препараты чаще всего используют врачи "скорой"), не спешите вызывать "скорую" по любому поводу, а только тогда, когда здоровью или жизни больного грозит реальная опасность.