В течение последних пяти лет, наблюдая бум операций по снижению веса, ученые заметили необычный феномен: некоторые уже не переедают, но приобретают другие зависимости - алкоголизм, страсть к азартным играм или покупкам.
НЕКОТОРЫЕ психологи называют это "переносом зависимости", результатом лечения от злоупотребления химическими веществами, когда пациент меняет одну навязчивую привычку на другую. В Центре Бетти Форд примерно 25% вылечившихся алкоголиков перешли на новый препарат, например, опиаты.
Такое поведение обычно объясняют как психологический феномен, когда пациент ищет новые стратегии, чтобы заполнить внутренний вакуум. Но эксперты по злоупотреблению химическими веществами научились расшифровывать мозговые пути зависимости, и некоторые исследователи пришли к мысли, что замена одних пристрастий другими может иметь неврологическую основу. Новая волна исследований наводит на мысль, что биохимические причины пищевой зависимости очень похожи на те, что лежат в основе алкогольной и кокаиновой. Алкоголь вызывает особое беспокойство в случае с пациентами, сбросившими вес хирургическим путём, потому что некоторые варианты операции могут изменить у пациентов процессы метаболизма алкоголя, которые начинают протекать гораздо сильнее.
Оценки, касающиеся распространённости новых зависимостей после операций по снижению веса, различны. Филип Шауэр, директор отделения хирургии ожирения и нынешний президент Американского общества хирургии ожирения, считает, что лишь у 5% пациентов после операции возникают новые зависимости: алкоголизм, страсть к покупкам и курение. Он добавляет, что связь новых зависимостей с операциями не доказана.
В центре хирургии ожирения во Флориде терапевты полагают, что новые зависимости возникают у 20% пациентов. Психолог Мелоди Мурхед, выступавшая в июне на ежегодном конгрессе Американского общества хирургии ожирения, привела предварительные данные, свидетельствующие о том, что примерно у 30% пациентов после операции возникают новые зависимости. Но она считает, что вопрос требует дальнейшего изучения.
Некоторые врачи называют это обычным совпадением. "То, что люди становятся алкоголиками, не является побочным эффектом операции, - говорит Нил Хатчер, бывший президент Американского общества хирургии ожирения. - Они становятся алкоголиками по тем же причинам, что и другие люди. Операция не может быть причиной всего, что происходит в жизни пациента".
Операция по шунтированию желудка, на долю которой приходится 75% всех американских операций по поводу ожирения, включает в себя выделение части желудка в "карман", который обходит верхнюю часть тонкого кишечника. В результате алкоголь быстро попадает в кишечник и кровоток. "Вы так укорачиваете время мозгу, что если раньше алкоголь вам нравился, то теперь вы его обожаете", - говорит Марк Гольд, профессор психиатрии и нейрофизиологии в медицинском колледже Университета Флориды. (Процедура наложения обода, на долю которой приходится 20% американских операций, не даёт такого эффекта. Она включает в себя ограничение части желудка силиконовой лентой, но не меняет процесса усвоения.)
Некоторые исследования наводят на мысль, что ожирение может защищать от других видов зависимости. В исследовании 9125 взрослых, результаты которого опубликованы в июле в журнале Archives of General Psychiatry, было обнаружено, что у людей с ожирением вероятность злоупотребления химическими веществами на 25% ниже. В 2004 году учёные из Университета Флориды опубликовали результаты обследования 298 женщин, показав, что среди женщин с ожирением уровень потребления спиртного ниже, чем в среднем по стране. Некоторые люди удовлетворяют свои навязчивые потребности пищей, другие - алкоголем.
Банкоул Джонсон, декан факультета психиатрии в Университете Вирджинии, говорит, что шунтирование желудка предлагает механическое решение, оставляя нерешённой коренную нейробиологическую проблему. "Это как жажда, - говорит Джонсон. - Если вы хотите пить, а воды нет, вы будете пить... лимонад".