Примерное время чтения: 7 минут
186

Михаил Задорнов, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам: Можно ли прожить на прожиточный минимум

Я стоял в одном из коридоров власти в ожидании интервью. Распахнулась дверь небольшой приемной, и меня пригласил помощник депутата: "Михал Михалыч, прошу к Михал Михалычу!" И вот я в просторном кабинете депутата Госдумы, известного экономиста Михаила Задорнова. На столе перед нами - минимальный продуктовый набор, продовольственная корзина. Естественно, в виде документа.

- МИХАИЛ Михайлович, наша читательская почта полна вопросов на тему о том, кто и как рассчитывает так называемый прожиточный минимум (ПМ), на который и выжить-то непонятно как. Например, при взгляде на продовольственную корзину сразу хочется спросить: сколько же дней может протянуть средний россиянин на такой диете, в которой предлагается около 60 г в месяц национального продукта - селедки и примерно по пол-огурца и полпомидора (либо свежих, либо соленых) в тот же месяц - и в то же время не предусмотрено ни грамма кофе или алкоголя и ни понюшки табаку? Для чего составлять такую корзину, которая явно не имеет отношения к реальной жизни?

Ноги растут из "страны Октября"

- Начнем с истории. Само понятие прожиточного минимума как стоимости минимального набора товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности и здоровья человека, появилось в Советском Союзе, и рассчитывали его, по существу, два органа: Госкомтруд и Госкомстат. Уже тогда по этому поводу было много споров, поскольку нормативный подход применялся в целом как ко всей экономике, так и к жизни людей. Он проявлялся во всем: и в количестве квадратных метров жилья на человека, и в количестве пар обуви для разных категорий граждан, и т. д. Все эти нормативы попадали в план, и государство обязано было выдерживать узаконенный им же стандарт жизненного уровня. Совершенно естественно, что госчиновники старались занизить планку обязательств, но в жизни даже эти показатели никогда не достигались, они не были обеспечены ресурсами.

Какой был подход при разработке прожиточного минимума? Что касается питания, то население разбивалось на категории, различавшиеся по количеству калорий, которые должны быть получены ежедневно, а дальше, исходя из калорийности тех или иных продуктов питания (рассчитанной из процентного содержания белков, жиров и углеводов), под эти калории подгонялся состав продуктов вплоть до мелочей, например - количества конфет (как сейчас помню: "Василек") на душу населения.

Если говорить в целом по потребительской корзине тех времен, то чуть ли не по каждой позиции было много вопросов и споров. Одними из самых спорных были нормативы по... носкам и чулкам. Долго не везло эластичным колготкам - женское население уже вовсю их носило, а в нормативную базу они никак не могли попасть. Подобные дебаты возникали совершенно справедливо, ибо нормативный подход - это стандартизированный статистический взгляд государства на жизнь человека. Поэтому относиться к этому как к отражению реальной жизни заведомо неправильно - и тогда, и сейчас. Другое дело, что в советское время государство, по крайней мере, ставило задачу обеспечения минималь-ного стандарта потребления. Сегодня в Российской Федерации тоже существует понятие "прожиточный минимум" и рассчитывается он, в принципе, так же, как в советское время, существует закон о ПМ, но правительство, несмотря на то что Дума постоянно побуждает его к этому, не берет на себя обязательств по срокам перехода на обеспечение прожиточного минимума для всего населения.

Уровень бедности

- Для кого сейчас недостижим даже явно заниженный прожиточный минимум?

- В стране сейчас порядка 30 миллионов взрослых людей с доходом ниже уровня ПМ. В этом году средний размер пенсии достиг уровня официального ПМ, поэтому в категорию бедных слоев попадают те пожилые люди, чья пенсия, условно говоря, ниже средней. Условно - потому, что уровень ПМ очень сильно отличается в разных регионах. Так, например, если взять только продовольственную составляющую потребительской корзины, то ее стоимость в таких городах, как Анадырь, Магадан, Петропавловск-Камчатский, сейчас превышает 2000 руб., в то время как в городах Центрального Черноземья и некоторых поволжских регионов она находится на уровне 800 руб. Также к категории бедных относится значительная часть сельского населения, работников культуры и искусства, лесного хозяйства - то есть тех сфер, где низок уровень заработной платы.

- Что вы предполагаете делать в ближайшее время, чтобы подтянуть жизненный уровень беднейших слоев населения?

- Пока нашему комитету удалось добиться того, что в законе о бюджете на каждый год фиксируется отношение минимального размера оплаты труда (МРОТ) к величине ПМ. Кстати, коль скоро мы говорим об этом показателе, могу проинформировать ваших читателей, что в проекте бюджета на 2003 год заложен гораздо меньший его уровень, чем в бюджете 2002 г., сравните: 24,4% в текущем году и 21,6% - в следующем. Наш комитет с таким вариантом бюджета согласиться не может. Нам также придется дискутировать с Белым домом и по некоторым социально значимым выплатам, которые имеют катастрофически низкий уровень: детские пособия правительство вновь предлагает оставить на уровне 70 рублей в месяц, студенческие стипендии планируется повысить лишь с октября 2003 г., да и то всего лишь до уровня 300 руб.

Индексация пенсий, заложенная правительством на 2003 год - 20%, депутатов нашего комитета также не устраивает: она превысит реально ожидаемую инфляцию (13-14%) всего на несколько процентов. Наконец, оплату труда бюджетников кабинет министров планирует поднять в среднем на 33%, но, опять-таки, только с октября следующего года.

У нас...

Подведем итог: сегодня ПМ превратился в некий идеальный, в смысле - оторванный от жизни, ориентир, который, в отличие от времен Советского Союза, не является ни четким обязательством государства, ни планкой, на которую нацелена социальная политика в целом. Впрочем, это относится не только к прожиточному минимуму, но и к целым социальным отраслям - таким, как здравоохранение, образование, в которых раньше также существовали системы нормативов, по которым государство несло обязательства. Сейчас, к сожалению, просто не существует нормативной базы, которая могла бы служить основой для финансирования социальной сферы.

- Вернемся к проблеме прожиточного минимума. Получается, что идеология его формирования в нашей стране - наш собственный "велосипед". А какова мировая практика, что подразумевается под ПМ в странах с устоявшейся рыночной экономикой?

...и у них

- В большинстве развитых стран само понятие ПМ существует, но его оценка производится не нормативным путем, а аналитическими, социологическими исследованиями сложившегося уровня потребления и реально сложившихся цен. Сам же термин "прожиточный минимум" в практической работе правительства не используется, то есть его уровень не закрепляется законодательно. В бюджет там входит нечто иное - уровень так называемых базовых трансфертов населению. Это пособия по безработице, детские пособия и ряд других социальных выплат. Они, как правило, покрывают уровень ПМ.

- Когда же наше государство дойдет до такого подхода к уровню жизни своих граждан?

- Цивилизованно рассчитанный прожиточный минимум необходим нам уже сейчас - в качестве объективной экономической оценки тех условий, которые нужны хотя бы для нормального существования человека. Но строить государственную социальную политику в расчете на этот показатель сейчас просто невозможно: реальностью это станет только тогда, когда мы достигнем устойчивого роста экономики на величины, существенно превышающие погрешности измерения.

Сейчас же правительству приходится решать в пожарном порядке те вопросы, о которых я говорил выше. Для этого даже в бюджете-2003 имеются ресурсы - как в явно заниженной правительством доходной части, так и в некоторых завышенных статьях расходов - в частности, в платежах по внешнему долгу. И, несмотря на то что пока у правительства в Думе устойчивое большинство, мы не теряем оптимизма и надеемся в предстоящих дебатах внести существенные коррективы в сторону решения социальных проблем.

Цифра номера:

По оценкам Правительства РФ, в 2002 году прожиточный минимум в среднем на душу населения оценивается в размере 1795 руб., с ростом к 2001 году на 19,7%.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно