Печатается с благословения Высокопреосвященнейшего ГЕРМАНА, Митрополита Волгоградского и Камышинского
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры - но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня! - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!.."
В 90-Е ГОДЫ в России духовно пробудилось много людей, имевших безбожное, атеистическое воспитание. У них появилось почтение к вере своих предков и к Богу, или они приняли Крещение, стали носить нательный крестик, поставили дома иконы, начали изредка заходить в храм и ставить свечки о здравии и упокоении, накладывать на себя крестное знамение или оказали помощь делам возрождения веры и Церкви.
Эти люди пытаются постигать Библию, Евангелие, Закон Божий, но оставляют малопонятное чтение, так как в этих книгах им неясен смысл многих понятий и слов. Они сделали первый шаг к Богу, но не дошли пока до храма, поскольку не имеют для этого необходимых познаний и духовных сил. Сегодня к ним относится большинство народа России. Для них требуется особое миссионерское просвещение и духовное окормление.
Что же собой представляют люди, сделавшие первый шаг к Богу и освоению веры предков? Они пока не ходят на еженедельные богослужения, обычно не читают утром и вечером положенные молитвы, не исповедуются и не причащаются. За это их некоторые верующие воцерковленные люди укоряют, ругают, называют ленивыми. Но не разумеют, что для человека, который был всегда в темноте неверия и маловерия, первый шаг к Богу - это настоящий духовный подвиг. Некоторым только за этот, казалось бы, малый шаг Господь дает оправдание на Своем суде. Этот подвиг аналогичен жертве бедной вдовы, положившей в церковную кружку две лепты - все свое достояние - и получившей от Бога спасение.
В Евангелии об этом сказано: "И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты... Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое" (Марк, 12:41-44). Здесь имеется в виду скудость и богатство веры и дел вероисповедания людей, сделавших первый шаг к Богу, по сравнению с теми, кто постоянно молится и ходит в храм.
Подумайте о своем первом шаге к Богу. Это хорошо, что он сделан. В Откровении святого Иоанна Богослова Господь говорит: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откровение, 3:20). Сам Господь ждет от нас, для нашей же пользы и радости и второго шага к Нему по силам своим. По укреплению своей веры, а также укреплению веры ближних без принуждения, мягким побуждением, с любовью.
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы...
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и сердце ноет, -
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...
Слово "Свобода" (с большой буквы) имеет не демократический, а христианский смысл: свобода от греха.
Стихотворения русского православного поэта XIX века Федора Ивановича Тютчева.