Слово "хоспис" происходит от латинского корня "hospes", от которого произошли такие слова, как "госпиталь", "гостеприимство", "отель", а также "хозяин" и "гость". В Средние века хосписами называли постоялые дворы для пилигримов, странствующих по свету в поисках святых мест. В хосписах находили приют и вдовы, и сироты, и прокаженные, и больные, и калеки.
ВПЕРВЫЕ слово "хоспис" в значении "уход за умирающими" стало употребляться лишь в XIX веке. К этому времени часть средневековых хосписов закрылась. Другие стали домами призрения для престарелых. Большая часть работы, которую они выполняли раньше, перешла к "больницам", врачи которых занимались только больными, имеющими шанс на выздоровление. Безнадежно больные пациенты могли уронить авторитет врача. Они доживали свои дни почти без всякой медицинской помощи в домах призрения. В начале XIX века врачи редко приходили к умирающим больным, даже чтобы констатировать их смерть. Эту обязанность выполняли священники или чиновники.
В 1842 г. Жанна Гарнье, молодая женщина, потерявшая мужа и детей, открыла первый из приютов для умирающих в Лионе. Спустя 50 лет в 1893 г. в Лондоне открылся "Дом святого Луки для бедных умирающих". Именно в этот хоспис в 1948 г. пришла Сесилия Сандерс, основательница хосписного движения.
На своем первом обходе доктор Сандерс, только-только аттестованный социальный работник и бывшая медсестра, познакомилась с летчиком, у которого был неоперабельный рак. До самой смерти летчика, около двух месяцев, навещала его доктор Сандерс. Они много беседовали о том, что могло бы помочь ему прожить остаток жизни достойно, о том, как, освободив умирающего от боли, дать ему возможность примириться с собой, с жизнью и смертью. Эти беседы и положили начало философии современного хосписного движения.
После смерти летчика Сесилия Сандерс пришла к убеждению, что необходимо создавать хосписы нового типа, обеспечивающие пациентам свободу, позволяющую найти собственный путь к смыслу.
В России первый хоспис открылся 1 октября 1990 г. в Санкт-Петербурге по инициативе Виктора Зорза - английского журналиста и активного участника хосписного движения. (Подробно мы расскажем об этом хосписе в одном из ближайших номеров.)
Заповеди хосписа
- Хоспис - не дом смерти. Это достойная жизнь до конца. В хосписах работают с живыми людьми.
- Основная идея хосписа - облегчить боль и страдания как физические, так и душевные.
- Нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть. Каждый человек живет отпущенный ему срок.
- За смерть нельзя платить. Как и за рождение.
- Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека, - для умирающего имеет огромный смысл.
- Пациент хосписа ближе к смерти, поэтому он мудр.
- Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту свои убеждения.
- Нельзя спешить, приходя к пациенту. Как бы мало времени ни было, его достаточно, чтобы сделать все возможное, для облегчения страданий человека.
- Необходимо принимать от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь сделать, надо понять человека, прежде чем понять - принять его.
Инструкция в распознании возможных признаков и симптомов приближающейся смерти
Не все эти признаки и симптомы проявятся, некоторые будут временными; они могут наблюдаться в ином порядке. Эти симптомы показывают, что тело готовится к финальной жизненной стадии. Знание этих симптомов позволит уменьшить страх и волнение.
- Больной становится слабее и больше времени проводит в кровати или во сне. Иногда его трудно будить.
- Умирающий человек может путать имена, места, время, даты. Очень важно слушать его внимательно. Можно также заметить, что умирающий человек берет невидимые предметы. Он может говорить с людьми, которых нет в комнате.
- Могут быть проблемы с общением из-за растерянности или слабости. Задавайте простые вопросы. Продолжайте говорить, так как слух - последнее, что теряется больным перед смертью.
- Нормальным является уменьшение потребности в еде и питье. Никогда не заставляйте умирающего есть или пить.
- Из-за слабости умирающий может потерять контроль над мочеиспусканием и дефекацией.
- Иногда слюна и слизь могут собираться в задней части рта или глотке, вызывая шумное дыхание ("хрипы умирающего"). Полезно держать голову поднятой или повернуть умирающего.
- Можно заметить, что дыхание умирающего становится нерегулярным. 10-30 секунд и дольше он может не дышать. Дыхание варьируется от глубокого до очень короткого и поверхностного. Подача кислорода в это время не поможет.
Рекомендации по уходу за пациентом во избежание растяжения и/или травмы:
- держите спину прямо, наклонитесь и поднимитесь с колен;
- встаньте как можно ближе к больному, для хорошего баланса поставьте ноги на ширине плеч;
- убедите пациента совершать как можно больше движений, чтобы помочь вам;
- объясните больному, что вы собираетесь делать, даже если вы не уверены, что он слышит вас;
- используйте мускулы ваших рук и ног, чтобы переместить больного, по возможности избегайте движений мышц спины;
- поворачивайтесь всем телом, не изгибайтесь;
- если больной не может вам помочь, используйте простыню, чтобы передвинуть его;
- придвиньте больного к себе, когда вы хотите перекатить его;
- делайте небольшие передышки, чтобы избежать усталости.
Билль о правах умирающего человека
- Я имею право, чтобы со мной обращались как с любым живым человеком.
- Я имею право надеяться, какой бы изменчивой ни была эта надежда.
- Я имею право выражать свои чувства о приближающейся смерти так, как я этого хочу.
- Я имею право участвовать в принятии решений, касающихся меня.
- Я имею право на медицинскую помощь и внимание, даже если болезнь признана неизлечимой.
- Я имею право не умирать в одиночестве.
- Я имею право избавиться от боли.
- Я имею право получать правдивые ответы на свои вопросы.
- Я имею право не быть обманутым.
- Я имею право умереть мирно и достойно.
- Я имею право сохранять свою индивидуальность и не быть осужденным за решения, которые, возможно, не согласуются с верой (убеждениями) других людей.
- Я имею право обсуждать и накапливать свой религиозный и/или духовный опыт, не считаясь с тем, что это значит для других.
- Я имею право надеяться, что человеческое тело должно быть уважаемо и после смерти.
- Я имею право быть тем человеком, за которым ухаживают заботливые, сочувствующие, знающие люди, которые будут пытаться понять мои нужды и будут в состоянии помочь мне встретить смерть достойно.