Примерное время чтения: 12 минут
272

Без любви играть невозможно

С чем рифмуется фамилия Дорошина? Ну конечно, с горошиной. Недаром она играла Принцессу в легендарном "Голом короле" Евгения Шварца, и для проверки - настоящая ли? - под две дюжины ее перин подкладывали горошину. И она ее чувствовала, ибо была истинная принцесса! "Такая хорошенькая, такая миленькая, что у меня сердце перевернулось", - говорил Свинопас.

Стареть некогда

СКАЗКА сказывается быстро, а жизнь - как получится. Принцесса и сегодня выходит на сцену "Современника", только она уже народная артистка и доцент. У нее по-прежнему быстрая походка, носик "пипочкой" и широко распахнутые глаза. Ее круглому лицу так идет улыбка, и, зная это, она не забывает улыбаться. (Между прочим, в сделанном сорок лет спустя ремейке "Голого короля" Принцессу играет ее ученица по Щукинскому училищу Ульяна Лаптева, очень похожая на молодую Дорошину.)

- Нина Михайловна! Вы играете женщин молодых, с огоньком. Никому не приходит в голову предлагать вам возрастные роли. Что позволяет вам сохранять молодость?

- Характер. И еще - жизненные переживания, стрессы. Жизнь складывалась так, что стареть было некогда. Нельзя было себе это позволить. И потом, наша профессия обязывает всегда быть в форме. Я не так уж за собой слежу - не делаю особых упражнений, не плаваю в бассейне, не сижу на страшной диете. Нет у меня своих женских секретов! Но когда нужно? Вот хотелось в "Мурлин Мурло" сыграть Инну, женщину значительно моложе меня. Галина Борисовна Волчек сказала: "Похудеешь на десять килограммов - получишь роль". Я похудела на семнадцать! Когда человек хочет, когда нужно во имя чего-то - он все может.

Восточное детство

МНЕ стало страшно любопытно, как можно так кардинально сбросить вес. Оказалось - на "восточной диете": Дорошина месяц ничего, кроме чая с курагой, не употребляла, и результат получился замечательный. Она знает многие восточные рецепты и умеет ими пользоваться. Любит острое мясо, зелень, мацони. Обожает восточную поэзию, особенно Омара Хайяма. Восток для нее - не чуждая экзотика, не разукрашенный миф. В юности неплохо знала персидский. С Востоком связано ее детство.

Перед войной отца Нины Михайловны отправили работать в Иран. Он служил во Внешторге, был большим специалистом по пушнине, оценивал и сортировал мех. Закупал для Красной армии сырье на воротники и папахи. Нина с мамой поехали к отцу и по дороге застряли в Баку: что-то было не так с документами. Баку показался девочке городом из сказок Шахерезады: глиняные дома, плоские крыши, прекрасные сады с незнакомыми цветами и кустарником, женщины с закрытыми лицами... Когда документы выправили, они с мамой уехали в Иран. В Тавризе Нина пережила два больших события: фильм "Аршин мал алан" и рождение младшего братика.

Первый раз ее спасли дети Сталина, второй - Даль

- СРАЗУ видно, что вы человек общительный. У вас много друзей?

- Много. Все мои партнеры до единого - мои товарищи. Я считаю их друзьями...

- Я имела в виду близких друзей.

- Витя Тульчинский, мой партнер по спектаклю "Любовь и голуби". Это прекрасный друг! Мы дружим много лет, он знает все горести и радости моей жизни. Я дружу со всей его семьей, очень люблю его жену и дочку. Но с годами друзья уходят. Была у меня любимая подруга - Галя Соколова, прелестная актриса нашего театра. Очень талантливая. Дружила я с актером Лешей Кутузовым - необыкновенным человеком и партнером. У нас была чудесная концертная бригада, мы так любили ездить. И его тоже уже нет...

- Это вы все о партнерах. А за пределами "Современника"?

- Очень давно, всю мою взрослую жизнь, я дружу с одной семьей. Нас познакомили обстоятельства, можно сказать, трагические. Ялта. Пятьдесят восьмой год. Я снимаюсь в кино. Как свободная минута - бегу к морю. Плавать любила далеко, за буек. И вот однажды уплыла подальше, а на море волны - меня захлестнуло, и стала я тонуть. На мое счастье на берегу оказались ребята, подростки лет тринадцати-четырнадцати. Сидят на высоком камне, и им видно, как за буйком кто-то размахивает руками и кричит. В общем, понятно: тонет человек. Они бросились в воду и спасли меня. Это были брат и сестра - Саша Бурдонский (теперь он - известный режиссер Театра Российской армии) и Надя Сталина, дети Василия Сталина и его первой жены, Гали Бурдонской. Этот эпизод связал нас на всю жизнь. Надю мы недавно похоронили, а Саша - мой очень большой друг. И Саша, и Надя, и их мама Галюся сыграли большую роль в моей жизни. Когда мне негде было жить, я жила у них. Моя свадьба с Олегом Далем справлялась у них. Кстати, Черное море и в наших с Далем отношениях сыграло роковую роль. Он тоже спас меня, когда я в 1963 году тонула в Одессе.

Олег - роковое имя

- ВАШ брак с Далем, кажется, длился недолго. А как всё начиналось? Вы снимались в одной картине?

- Мы действительно с ним снимались - в "Первом троллейбусе". Но познакомились раньше. "Современник" посылал нас, "старичков", на дипломные спектакли в театральные вузы, и мы потом докладывали, что было интересного, на кого из начинающих актеров обратить внимание. И в очередной из наших походов в Щепкинское училище (я пошла тогда с Валентином Никулиным) мы увидели Олега Даля и порекомендовали его для просмотра. Я подготовила с ним два отрывка из спектаклей нашего репертуара - "Третье желание" и "Голый король". Так что с самого начала я работала с ним как педагог, я и по возрасту была старше на семь лет. А потом мы были партнерами по многим спектаклям. В спектакле "На дне" он играл Ваську Пепла, я - Василису. Играл он великолепно! Был очень одаренный человек и прекрасный партнер по сцене. Он столько мог бы еще сыграть! Хотя для своей короткой жизни тоже успел немало.

- А с чего началось ваше знакомство с Ефремовым?

- Еще в восьмом-девятом классах я была его поклонницей. Мы жили под Москвой, на Лосином Острове, и нас целым классом возили в московские театры. Я пересмотрела там все спектакли и была влюблена в двух артистов - в Евгения Самойлова и Олега Ефремова.

- В двоих сразу?

- Ну да, как многие девочки, которые ходят в театр, пишут стихи, собирают открытки с портретами своих кумиров. Когда я поступила в институт, на втором курсе меня стали активно снимать. И в одном из первых фильмов моим партнером оказался Олег Ефремов. Это был "Первый эшелон"...

Семья Дорошиных по возвращении из Ирана поселилась в Лосинке (тогда это был город Бабушкин), в доме N 6 по улице Рудневой, в одной восемнадцатиметровой комнате. Нина с братом Женей ходили в драмкружок при Клубе железнодорожников. После десятого класса она легко поступила в театральное училище имени Щукина, хотя ей прочили журналистское будущее и советовали идти на журфак. Однажды возвращалась домой с вокзала поздно, улицы освещались плохо, в Лосинке рано укладывались спать, и у нее чуть не сняли с руки золотые часики. Зато после выхода на экраны "Первого эшелона" ее стали узнавать и... побаиваться. В фильме она сыграла девушку, у которой был парень - настоящий бандит.

..."Первый эшелон" снимали на целине. Экспедиция была долгая, восемь месяцев, и все повлюблялись, было множество романов. Ефремов был уже педагогом Школы-студии МХАТ, в нем было что-то завораживающее, заставлявшее его слушать и слушать. Вокруг него было много молодежи - Таня Доронина, Эльза Леждей, Изольда Извицкая, Валентина Кузнецова. И все его обожали. Он нам рассказывал о будущем театре, который мечтал построить. О театре, где зритель не сидел бы, вальяжно откинувшись в кресле, а был бы причастен к происходящему. Читал нам стихи, читал "Трое в лодке, не считая собаки" Джерома К. Джерома, и все были очарованы... Получив диплом, я продолжала много сниматься и три года числилась актрисой Театра киноактера. В трех картинах мы были с Ефремовым партнерами. У меня уже был большой послужной кинематографический список - десять лент! - когда Олег Николаевич позвал меня в "Современник". Мы с ним сыграли в "Пятой колонне" Хемингуэя и в "Назначении" Володина - партнер он был великолепный!

- Для вас Олег - прямо роковое имя.

- У меня был и третий партнер Олег - Табаков. Мы - ровесники, подходили друг другу и почти всегда играли вместе, вплоть до его ухода из "Современника". Я пришла в театр в пятьдесят девятом, а он был с самого начала, с пятьдесят шестого. Мой дебют в театре - Катя в "Пяти вечерах" Володина. Александр Моисеевич ее для меня написал. Табаков играл Славика...

Людк! А, Людк!

АХ, какая милая и наивная была эта Катя, девушка с почты, говорившая: "Я не дура, я не умная - я веселая. Меня специально в компанию приглашают, чтобы я их веселила". А в "Обыкновенной истории" Адуев-младший (Табаков) бросал влюбленную в него вдову Юлию Павловну (Дорошина), и она так трогательно, безутешно рыдала. Последняя работа Табакова в "Современнике" - "Восточная трибуна" - тоже с Дорошиной. Герой Табакова приезжает из столицы в провинциальный городок, где прошла его юность. Дорошина играла красотку Мадлен, девушку, которую он когда-то любил.

Но для сегодняшнего зрителя Нина Дорошина - в первую очередь Надя Кузякина из фильма "Любовь и голуби". На улице ее до сих пор окликают: "Людк! А, Людк!" Почти двадцать лет фильму В. Меньшова, и жизнь у нас другая, и страны той давно нет, а история Нади Кузякиной, которую муж хотел бросить да потом заново влюбился и вернулся, смотрится, как вечная сказка.

Начались "Любовь и голуби", правда, не с фильма, а с пьесы Владимира Гуркина, поставленной Валерием Фокиным и продержавшейся в репертуаре "Современника" - с неизменными главными героями (!) - двадцать лет.

- Нина Михайловна! Меньшов, посмотрев спектакль, сразу решил снимать вас? Как было дело?

- Нет, не сразу. Я, как и все прочие исполнители, пробовалась на роль. Режиссер оставил меня напоследок, когда все "Нади" уже попробовались. А потом ко мне подбирали детей - чтобы похожи были.

- Кто из партнеров для вас роднее: сценический - Геннадий Фролов или киношный - Александр Михайлов?

- Мне оба дороги. Это ведь разные работы - в кино и в театре. Хотя, если честно, Гена мне роднее. Еще бы, двадцать лет я играла с ним эту безумную любовь - с голубями и без! И очень жаль, что спектакль снят с репертуара. Он всегда шел на аншлагах, мы ждали 500-го и чуть-чуть не дотянули до юбилея. А Саше Михайлову, наверное, было со мной нелегко, поскольку моя роль уже была сделана в театре, а он делал ее заново. Но он человек тактичный, интеллигентный, и я его тоже очень люблю. Я вообще люблю всех своих партнеров и партнерш - иначе, не любя, играть невозможно.

Самая большая любовь - Рики

- ВЫ так много играли любовь, у вас были девушки и женщины - трогательные, молодые, полные любви. Ваша Маша в "Чайке" мучилась от неразделенного чувства. Василиса в спектакле "На дне" из ревности пошла на преступление - ошпарила сестру, поскольку между ними встал мужчина. Как ваш собственный опыт соотносится с ролями?

- Могу сказать, что жизненный опыт очень важен для актрисы, хотя не каждая актриса имела большие страсти, муки и страдания в своей жизни. Отчасти это зависит от возраста: есть молодые девушки, которые не пережили еще, быть может, таких страстей. А для этого у нас есть и воображение, и фантазия, и - безусловно - вера в предлагаемые обстоятельства, которые тебе даны по роли. Мне жизненный опыт помог очень. У меня все роли были связаны с любовью, даже с неразделенной любовью, с бурными страстями. Мне самой это очень близко, а что не из моей собственной жизни, на то у меня есть актерская фантазия. Поэтому такие роли у меня получались хорошо.

- Раз мы заговорили о любви, хочу спросить и про другую любовь: мне кажется, вы должны любить и братьев наших меньших?

- У меня необыкновенный персидский кот. Его зовут Рики. Он - моя главная любовь, моя радость, мы с мужем его обожаем. Он персикового цвета, с пушистым хвостом и огромными глазами. Я считаю, каждый человек обязательно должен любить животных. Когда я была девочкой, чего у меня только не было: и крольчата, и котята, и птички, и рыбки! По отношению к животным я сужу о самом человеке.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно