Анна ТЕРЕХОВА - москвичка. Закончила актерский факультет ГИТИСа. Еще студенткой поступила в Независимую группу Аллы Сигаловой, где проработала пять лет. В Театре им. Моссовета играла в спектакле "Когда пройдет 5 лет", который по пьесе Федерико Гарсиа Лорки поставила Маргарита Терехова. С 1998 года - актриса Театра Луны. Здесь играет в аншлаговых спектаклях "Таис Сияющая" с Андреем Соколовым и "Ночь нежна" с Дмитрием Певцовым.
На собрания в школу ходила бабушка
- Анна, когда вы поняли, что хотите стать актрисой?
- Я бы сказала, что это решение пришло ко мне спонтанно, даже неожиданно для меня, хотя и выросла в актерской среде. Папа, мама, бабушка и дедушка у меня актеры. Воспитывала меня бабушка, в прошлом известная актриса, необыкновенно красивая женщина, прекрасно певшая и танцевавшая. Она родилась в Польше, рано осталась без родителей, росла в симферопольском детском доме. Здесь же закончила театральную студию и уехала в Москву, где получила приглашение к самому Таирову. Но это было предвоенное время, когда свирепствовали репрессии. Бабушка решила принять предложение Свердловского театра. Галина Станиславовна Томашевич (так звали мою бабушку) в этом театре проработала всю войну, объездила с ним весь Урал. Ей хотелось, чтобы у меня, ее внучки, детство было по-настоящему счастливым, и она все сделала для этого. Большая выдумщица, она, сама того не замечая, с детства привила мне любовь к театру. А может, все-таки сказались гены.
- В школе вам знаменитая фамилия помогала?
- По-моему, больше мешала. В английской спецшколе, где я училась, одна учительница мне так и сказала: "Нам здесь актрисы не нужны!" Эти слова меня обидели до слез. В школу на собрания обычно приходила бабушка, потому что мама была постоянно занята. Лишь однажды она собралась прийти ко мне в школу, но ее и на этот раз вызвали на съемки. Одноклассники никогда не относились ко мне как к дочери известной актрисы, у нас с ними были хорошие отношения.
Мама - это мама
- Мама была для вас примером?
- Она для меня прежде всего была очень хорошей мамой, у нас с ней всегда были очень доверительные отношения. Конечно, ее постоянная занятость не давала возможности для более частого общения, но она нередко брала меня с собой в экспедиции на съемки. Я видела, как она работает на съемочной площадке, бывала в театре на спектаклях с ее участием, на репетициях, и меня всегда восхищало ее трепетное отношение к тому, что она делает. Я была в восторге от всех ее ролей. При этом она никогда ни на чем не настаивала, предпочитая, чтобы свой выбор я сделала сама. Так что стать актрисой - это мое собственное решение.
- Если судить по спектаклям и фильмам с вашим участием, вы талантливы не менее, чем ваша мама. В творчестве не чувствуете себя ее соперницей?
- Нам соперничество ни к чему, потому что мама - это мама. Я уверена, что мне никогда не достичь ее совершенства, ее величины. Хотя, конечно, понимаю, что нас всегда будут сравнивать.
- Естественно, вы же выбрали мамину профессию.
- Понимаете, мне это давало возможность доказать, что я и сама по себе чего-то в этой жизни стою. Моя мама - ярчайший пример высочайшего профессионализма, и я не могла не перенять от нее привычки работать по-настоящему профессионально: будь то на сцене или в кино. И мне нравится, когда кто-то говорит мне, что у меня мамина интонация в голосе, поворот головы, какой-то жест... От мамы мне достались природные чутье и умение чувствовать свое тело. Когда была маленькой, то часто копировала ее движения и очень гордилась, если что-то получалось. С самого детства она меня восхищала и, я думаю, что это преклонение перед ней у меня не пройдет никогда. Но все-таки, я надеюсь, у меня будет именно своя, а не мамина высота.
- Наверное, как дочь известной актрисы Маргариты Тереховой, вы сразу поступили в театральный институт?
- Да в том-то и дело, что не сразу. В первый раз на экзаменах я провалилась. Сама чувствовала, что была жутко зажата, просто растерялась перед комиссией. На следующий год история повторилась. На этот раз на заключительном туре вместо Чехова, которого читала до этого, стала читать цыганскую сказку, которую сочинил мой приятель. Представляете, с распущенными волосами, босиком, и это - перед комиссией Щукинского театрального училища! Мне потом говорили, что у меня не все в порядке с головой. Мама меня ободрила, помогла поверить в себя. Но эти два года не прошли для меня даром. Я часто ездила с мамой на гастроли по разным городам, выступала на сцене. Для меня это неоценимый опыт общения со зрителями, который очень мне пригодился.
Неудачи - это приобретение опыта
- Вы поддерживаете отношения со своим отцом?
- Мой отец, болгарин Сава Хашимов, тоже актер. К сожалению, близкие отношения у нас как-то не сложились. Мы иногда с ним созваниваемся, он передает мне приветы через мою сводную сестру Яну, которая каждое лето приезжает ко мне ненадолго в Москву из Америки, где преподает в университете славянскую культуру. Она хорошо знает русский язык.
- Свою первую любовь помните?
- В первом классе мне нравился один очень хороший мальчик. Сначала посылали друг другу какие-то записочки, улыбались, строили глазки, словом, совершали абсолютно детские поступки. Мы с ним сидели за одной партой. И я влюбилась в Максима, долго старалась влюбить его в себя. Но, когда стала ему нравиться, почему-то к нему сразу охладела. Я обычно вспоминаю этот мой первый школьный роман с улыбкой. Когда мне было лет пятнадцать-шестнадцать, то начала встречаться с молодым человеком по имени Андрей. Мы были жутко влюблены друг в друга, даже договорились пожениться, когда нам исполнится восемнадцать лет. Когда я сообщила об этом маме, то она очень мудро ответила: "Знаешь, бывает так, что первая любовь остается единственной на всю жизнь", то есть поддержала мое чувство. Я ей за это очень благодарна. Другое дело, что из нашей любви с Андреем так ничего и не вышло.
- У вас за плечами неудачный брак с известным актером Николаем Добрыниным. Вы готовы вновь связать свою судьбу с артистом?
- Я прошу вас специально написать о том, что этот свой брак я неудачным не считаю. И вообще, все, что у меня происходит в жизни, - это не неудачи, а приобретение опыта. Ни от чего в жизни не отказываюсь и ничего не хотела бы изменить. Просто так сложились обстоятельства, что нам с Николаем пришлось разойтись. Но годы жизни с ним я бы назвала очень счастливыми. И совсем не важно, кто мужчина по профессии. Просто женщина должна оставаться мягкой, терпеливой, внимательной, чуткой, уметь не переходить существующую тонкую грань, не ставить на первое место свои амбиции. Я поняла это, хотя следовать своим же собственным рекомендациям безумно сложно.
- У вас уже достаточно взрослый сын.
- Он учится в десятом классе, Мише пятнадцать лет. И вполне возможно, что он продолжит нашу актерскую династию. Миша - человек, безусловно, творческий. Он уже успел сняться в молодежном сериале "Королева красоты, или Трудное детство". Но, как и моя мама в свое время, я тоже ни на чем не буду настаивать, ничего не буду ему советовать. Пусть сын сам сделает свой выбор. Он мудро рассуждает, знает, что обязательно надо иметь какую-то хорошую профессию: если не получится на актерской стезе, надо оставаться мужчиной и уметь зарабатывать деньги.
- Вам бы не хотелось оставить свою публичную жизнь и стать просто женой, воспитывать детей?
- Конечно, первое предназначение женщины - это любовь, семья, дети. Но я слишком люблю свою профессию, слишком ей предана, чтобы прожить без нее. Когда из-за кулис делаю шаг на сцену, то в душе чувствую такое безграничное счастье, которое не променяю ни на что другое, даже на самое большое богатство.