Примерное время чтения: 8 минут
170

Повинность или удовольствие?

Подмосковные фермеры Виктор Тимофеевич и Мария Семеновна ЛЕГЕЙДА считают, что жизнь на земле не только приносит приличный заработок, но и дает радость полноценной жизни, удовлетворение от сознания того, что ты приносишь людям пользу, и, что очень важно, помогает сохранить здоровье.

Молодые пенсионеры

ВИКТОР Тимофеевич и Мария Семеновна ровесники - им по пятьдесят пять. Мария Семеновна получает пенсию, ее муж - пока нет. Но облик супругов никак не ассоциируется с пенсией. Марии Семеновне больше сорока даже не дашь, да и Виктор Семенович выглядит куда моложе своих лет. Оба загорелые, крепкие, энергичные. Работящие люди. Крестьяне. Фермеры. Не колхозники прежних времен, редко просыхающие от самогона и живущие тем, что можно ночью стянуть с тощего колхозного поля, а гордые и уверенные в себе хозяева своей жизни. Пить им некогда, да и пропивать плоды своего труда - полная глупость. И воровать у себя как-то не с руки...

Виктор Тимофеевич родился в Белгородской области, в крестьянской семье. Отец пришел с фронта инвалидом, мать вручную обрабатывала четыре гектара колхозной свеклы, и для четверых детей работа на приусадебном участке была вопросом физического выживания. Это ведь сегодня ура-патриоты со слезами умиления вспоминают колхозные трудодни. А для колхозников тех лет трудодни, которые мать семейства тяжелейшим трудом зарабатывала на свекольном поле, были не более чем палочки в ведомости. Они работали не покладая рук. Не случайно их семья, одна в деревне, имела корову - заработали. Но мать Вити свято верила, что единственным путем для ее детей из безнадежной колхозной кабалы может стать учеба. Обе ее тетки были учительницами, и к образованию она относилась трепетно.

Витя старался не разочаровать мать. Преодолевая каждодневную усталость, он упорно сидел над учебниками. В 15 лет уехал учиться в лесотехнический техникум, а потом окончил и лесотехнический институт.

Мария Семеновна родилась в Пермской области, тоже в большой семье. И хотя отец работал на железной дороге, Маша с раннего детства трудилась на приусадебном участке. Даже при отцовской работе без него семья не выжила бы.

Судьба словно специально сводила Марию Семеновну и Виктора Тимофеевича вместе. Как и он, она окончила лесотехнический техникум и получила назначение под Москву, где в 68-м встретила своего суженого. Вскоре они поженились.

По меркам советского времени жили сносно: Виктор Тимофеевич был начальником леспромхоза, жена - главным бухгалтером. Но и тогда семья не переставала обрабатывать свой приусадебный участок.

Поле с ромашками

КОГДА в конце восьмидесятых наше хилое сельское хозяйство начало стремительно разваливаться и колхозы умирали один за другим, семья Легейда не впала в панику и не стала рыдать по былым счастливым временам. Одними из первых в своем районе они пошли в фермерство. Недалеко от места своей работы, в тридцати пяти километрах к востоку от Москвы, они получили землю. Два гектара. И ничего больше, если не считать ромашек на этих гектарах. Хочешь - обрывай лепестки и гадай: любит не любит. Хочешь - ложись на свою землю, смотри в небо и думай о вечном. Или начинай вкалывать. С восхода до заката. До сотого пота. Но новые владельцы этих двух гектаров знали, что такое крестьянский тяжкий труд, не боялись его. И начали работать.

Не было средств на покупку техники, хорошо хоть старенький трактор удалось найти и починить.

Великое дело - человеческие руки, умеющие и желающие работать. Постепенно их два гектара превращались в маленькую, но тщательно ухоженную и продуктивную ферму. Прямо-таки выставочный огород: парники, двенадцать высокоудойных коров, куры.

Становой хребет страны

ГОВОРИТ Виктор Тимофеевич:

- Почему я не доведу стадо хотя бы до 30 голов, не говоря уж о 60? Поверьте, мы бы отлично управились и с таким стадом. Но это не вопрос желания или наших сил. Мало того, с большим стадом мы бы резко увеличили прибыльность фермы и смогли бы часть выручки вкладывать в техническое оснащение хозяйства. К сожалению, это не от нас зависит. Хотя Балашихинская районная администрация целиком на нашей стороне. Ее руководитель Владимир Самоделов - человек молодой, новой формации, всегда готов поддержать нас. Мы награждены двумя Почетными грамотами района и гордимся ими. Но со всех сторон ферму теснят дачи, как грибы вырастающие на участках, которые продает область. Конечно, сиюминутная выгода от продажи земли под коттеджи очевидна: вокруг больших городов земля дорогая.

Скажу больше: мы бы с удовольствием прикупили земли, пусть не рядом с фермой, а где-то недалеко, но нужны деньги, которых у нас нет. Можно было бы взять кредит в банке, как это делается во всем мире. Но процент такой, что вернуть кредит практически невозможно. Я рад, что руководство страны знает об этой проблеме. Недавно видел по телевизору, как губернатор Ярославской области говорил об этом президенту, и президент соглашался, что положение нужно срочно изменять. Быстрей бы только. А то наши бюрократы любое дело могут угробить.

Я целиком поддерживаю мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, который верит, что мы могли бы обеспечить Москву высококачественными и недорогими сельхозпродуктами.

Неправильно думать, что совсем уже выродилось и обленилось у нас крестьянство. Да, вытравляли в крестьянах охоту и умение работать долго, считай, больше полувека, так что поколения три успели развратить. Но поверьте мне, есть еще у нас люди, любящие и умеющие работать. Надо лишь нам немножко помочь, даже не помочь, а просто разумнее управлять государственной машиной. Как-никак мы же становой хребет государства, мы призваны обеспечить продовольственную безопасность страны.

Виктору Тимофеевичу вторит Мария Семеновна:

- Вот вы видите наш маленький магазинчик около дома. Знаете, сколько мы торгуем? Час-полтора в день, не больше. И не потому, что покупателей мало, а потому что продукты наши расхватывают мгновенно. Приезжают покупатели заранее, чтоб им досталось. Мы даже списочек завели постоянных клиентов, чтобы не обижать их. И почему же, вы думаете, они нас так атакуют? За красивые глаза? Нет, потому что наша говядина, помидоры, яйца - продукты высшего качества, абсолютно натуральные, вкусные.

И так, знаете, обидно бывает, когда люди уходят от нас ни с чем. А ведь могли бы мы не только увеличить производство, но и разнообразить его. Возьмите, к примеру, баранину. Спрос на нее огромный, и не только потому, что это любимое мясо татар, которых у нас много. Да какой русский откажется от шашлыка из свежей баранины?

А у нас просто нет места. Негде держать овец. Хоть в спальню к себе их запускай...

- А как относятся соседи к вам и вашей ферме? - спрашиваю Виктора Тимофеевича.

- Больно вспоминать, но первый наш дом, который мы построили собственными руками, сожгли. Это где-то за границей, говорят, если сосед построил новый дом, ты стремишься построить еще получше. А у нас предпочитают красного петуха пустить, мол, не высовывайся... Но ничего, я человек оптимистический и надеюсь, что постепенно отношение будет меняться в лучшую сторону. Конечно, зависть и злоба за день не исчезнут, слишком долго нас развращали идеей равенства. Я уверен, что ее выдумали бездельники и лентяи. Может, еще и выпивохи. Это их идея - сиди и не рыпайся. Ничего, их время так или иначе пройдет.

Оптимистам легче жить

- Я ВИЖУ, что вы оптимист. А как вы относитесь к своей нынешней жизни?

- Боюсь сглазить, но я счастлив. Вот вы видите наш новый дом. Кирпичный. Сто десять квадратных метров. Конечно, он не ровня роскошным коттеджам, которые окружают нас со всех сторон, но нам достаточно.

Мы работаем на своей земле, на свежем воздухе, мы делаем полезное для всех дело. Другими словами, работая на себя, мы работаем для всех. Мы, чтоб не сглазить, здоровы. Что может быть полезнее для пожилого человека, чем труд на свежем воздухе?

Нам помогают сын (второй сын на госслужбе) и брат со своей супругой.

Мы с женой живем вместе 33 года, и ничего, еще не надоели друг другу. Что еще можно требовать от судьбы? А кредиты на нормальных условиях придут, я в это верю, а с ними мы сможем и увеличить ферму, и технически оснастить ее.Так что, повторяю, я оптимист. А оптимистам, говорят, легче живется.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно