Победить в Великой Отечественной войне нашей стране помогло не только великое мужество бойцов и тружеников тыла, но и умственный потенциал народа. Сколько было придумано такого, что поражало врага в прямом и переносном смысле! Чего стоят одни только легендарные "Катюши". Сегодня мы поведем рассказ еще об одном - пусть не столь эффективном, но тоже очень важном - изобретении и его авторе.
Предисловие к истории
НАША редакция давно и плодотворно сотрудничает с председателем Союза потребителей России П. Б. Шелищем. Кроме своей "основной профессии" он еще и депутат Госдумы от Санкт-Петербурга, причем "плотно" работает в нескольких комитетах и комиссиях - словом, человек чрезвычайно занятой и к тому же находящийся в постоянном движении между двумя столицами. Поэтому каждый раз, связываясь с ним по мобильному телефону, мы задаем два дежурных вопроса: а) может ли наш автор в данный момент разговаривать и б) он еще в Питере или уже в Москве?
На этот раз голос в трубке приглушенно ответил: "Говорить не могу. Я в Сарове". На следующий день мы встретились в его рабочем кабинете в Думе, и я попробовал пошутить: "Участвовали в торжествах? Наверное, прямо в ядерном центре?" В ответ получил на руки пресс-релиз и программу международного научного симпозиума "Безопасность и экономика водородного транспорта". В преамбуле было сказано, что в ближайшие годы развитые страны начинают на практике переходить на водородные источники энергии - в силу повышенной привлекательности этого газа: он по теплотворной способности в несколько раз превышает нефтепродукты, а также абсолютно безвреден в отношении экологии. Здесь же, на титульном листе, был помещен портрет человека в военной форме давних лет, текст гласил: "Симпозиум посвящен памяти младшего воентехника противовоздушной обороны осажденного Ленинграда Б. И. Шелища, который в годы Второй мировой войны... обеспечил... перевод 500 автомобильных двигателей на водород, отработанный в аэростатах воздушного заграждения".
До войны
ПРИВЕДУ выдержки из автобиографии, написанной "водородным лейтенантом" много лет спустя после войны: "Я, Шелищ Борис Исаакович, родился 28 сентября 1908 года в г. Киеве в семье кустаря-ткача. В 1923 г. отец умер, а мать продолжила его ремесло и... привлекла меня к своему труду. В 1928 г. я приехал в Ленинград и поступил в типографию "Печатное дело" рабочим...". Далее была срочная служба в Красной Армии, а после демобилизации в 1932 г. - "карьера" от рядового техника автопарка до главного механика фабрики "Лентрикотаж" (уже перед самой войной). Механик Борис Шелищ, не имея высшего образования (это уже потом, в возрасте "глубоко за 50", он окончит экономический факультет университета марксизма-ленинизма), отличался большой тягой к усовершенствованию техники. Свое первое авторское свидетельство (патент) на изобретение бензоограничительного устройства получил в 1934 г.
Главное открытие его жизни
А ПОТОМ началась война. Техническая смекалка талантливого механика-самоучки оказалась как нельзя кстати в тяжелые времена блокады Ленинграда. В 1941 г. Борис Шелищ служил младшим воентехником в полку аэростатов заграждения. Аэростаты заполнялись водородом, который поступал по магистрали, проложенной по дну Ладожского озера: на "нашем" берегу стояла установка, которая получала водород посредством электролиза воды. Время от времени аэростаты приходилось опускать для перезарядки, а лебедки приводились в движение автомобильными двигателями грузовиков-"полуторок". Уже в сентябре 41-го закончился бензин. Как спасти воздушный щит города?
Подсказал Жюль Верн
ВОТ как вспоминал те дни сам Б. И. Шелищ (его рассказ приведен в книге Д. Гранина и А. Адамовича "Блокадная книга"):
"Чтобы выбирать аэростаты, то есть опускать их из воздуха для перезарядки, надо было включать автомобильные моторы, а бензина не было. Ведь сотни аэростатов висели над городом, они не давали фашистским самолетам снижаться, мешали пикировать, вести прицельное бомбометание. Попробовали мы вручную выбирать (мужчины еще были в сентябре 1941 года), но десять человек расчета не смогли их выбирать. Таким образом, боевые операции данного вида оружия прекращались: со временем водород тяжелеет, аэростат снижается, вместо трех-четырех тысяч метров висит низко и преграды для самолета не представляет. Встал вопрос как быть? Мне пришло в голову выбирать аэростаты лифтовой лебедкой. Раздобыл я такую лебедку, но к этому дню не стало электрической энергии. И тогда я вспомнил "Таинственный остров" Жюля Верна. С детства запомнилась мне глава "Топливо будущего". Достал книгу. Перечитал. Там было прямо написано: что заменит уголь, когда его не станет? Вода. Как вода? А так - вода, разложенная на составные части, водород плюс кислород. Я думаю - не пришло ли это время? Ведь мы что делали: выдавливали оболочку аэростата, выпускали так называемый грязный водород, а это все равно что выливать на землю бочку бензина. Думаю: сейчас, когда у меня есть под руками грязный водород, это же топливо. То самое, про которое Жюль Верн писал...
Я договорился с командиром. Сделал просто: шланг от аэростатной оболочки сунул во всасывающую трубу двигателя. Чувствую, двигатель работает. Даю обороты, он обороты принимает. И вдруг ЧП! Выхлоп! Обратная вспышка, взрыв, газгольдер сгорел. У меня контузия. Руки опустились. Но бензина-то нет! И тут я понял, что надо сделать затвор. Разрывать цепь автоматически. Для этого ничего лучше воды быть не может. Взял я огнетушитель и сделал в нем гидрозатвор. Двигатель сосет водород через воду. Обратная же вспышка через воду не доходит. Дали разрешение испытать. Приехали генералы. Посмотрели. Все хорошо. Приказали за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид топлива. Собрали по городу огнетушители. Шестьсот штук понадобилось. Достали шланги. Короче говоря - все аэростаты выбирать стали на новом топливе, на водороде. Лучше работали, чем на бензине. Я вам скажу, почему лучше. Потому что в холод двигатели на бензине плохо заводятся. Надо их прогревать. На водороде же и при морозе с пол-оборота заводились".
За эту работу Б. И. Шелищ в конце 1941 г. был награжден орденом Красной Звезды. В 1942 г. он был командирован для внедрения своего опыта в ПВО Москвы...
Мировой приоритет
ЭТО был первый и до сих пор единственный в мировой практике случай массового применения водорода в автомобильных двигателях. После прорыва блокады Ленинграда появился бензин, да и нужда в аэростатах вскоре отпала. В конце 1943 г. Борис Исаакович оформил авторское свидетельство на свое изобретение - да тем дело тогда и кончилось. После войны Шелищ вернулся главным механиком на родную трикотажную фабрику, однако автомобили манили его к себе, и с 1948 года долгие годы он работал на автотранспортных предприятиях, постоянно внося разнообразные новшества, но уже без любимого водорода.
Страна вспомнила одного из спасителей Ленинграда в середине 70-х годов, когда у нас, как и в развитых странах Запада, бурными темпами стала развиваться водородная энергетика, - его привлекли к чтению лекций молодым ученым в Академии наук СССР.
Автор выражает искреннюю признательность С. П. Малышенко и Ю. П. Дядюченко за предоставленные материалы.
Коллектив редакции просит считать данную статью обращением к властям Санкт-Петербурга в поддержку инициативы ряда лиц и организаций по увековечению памяти скромного механика Б. И. Шелища, чей изобретательский талант помог отстоять Ленинград в годы блокады.