Начало см: Аргументы и факты, 1983, N 2.
2. Тепло приполярных широт
СНАЧАЛА ТАКИЕ ФАКТЫ: в стране ежегодно вводится до 20 тыс. км трубопроводов различного назначения, в том числе 5 тыс. км из труб диаметром 1420 мм, тех самых, из которых сооружается экспортная магистраль Уренгой - Ужгород. Чтобы их сооружать, надо хорошо знать специфику строительства, отлично владеть сложной, в ряде случаев уникальной техникой. Такие специалисты и работают на трассах.
А некоторые органы информации на Западе пишут, например, такое: "На строительстве газопроводов используется принудительный труд". Вот так - ни больше, ни меньше.
В минувшем году на трассах трубопроводов побывали десятки наших и зарубежных журналистов, представители деловых кругов Запада, и никто из них не смог увидеть ничего похожего. Были, наконец, заявления наших официальных лиц, разоблачающие низкопробные измышления. Казалось бы, все ясно. Однако если судить по вопросам западных журналистов на эту же тему, которые были заданы на пресс-конференции в МИД СССР по случаю 60- летия образования Советского Союза, лживые слухи распространяются.
Цели этих инсинуаций предельно обнажены: опорочить наши достижения, принизить духовную сущность наших трудовых свершений. Подобные попытки предпринимались на разных этапах социалистического строительства: и во времена первых пятилеток, и в период восстановления разрушенного войнами народного хозяйства, и в годы подъема целинных земель. "Преемственность" антисоветчиков до известной степени обусловлена преемственностью ратного и трудового подвигов различных поколений советских людей. Не могут понять они и духовной сути труда советского человека, когда в самом возвышенном смысле понимаются слова "не хлебом единым"...
А действительность такова: даже в то время, когда только еще зарождался опыт строительства тысячекилометровых трубопроводных магистралей по сибирским просторам, - даже тогда не было тех "ужасов", о которых вещают антисоветчики. Ведь факт, что люди сами стремились попасть на эти стройки. Как их отцы и братья, нынешнее поколение по-ударному строит жилье, промышленные объекты и, употребляя фронтовой термин, форсирует многочисленные водные преграды. Однако делается большое дело не "любой ценой", а с умом, с наименьшими затратами, в кратчайшие сроки, за счет высокой производительности труда, передовой отечественной и мировой технологий.
Никак не вяжется с представлениями некоторых западных журналистов и такой пример. Борис Павлович Дидук раньше работал в Закарпатье, но хотелось ему испытать себя Севером. Да вот случилась беда - покалечил руку. Инвалидность для него была немыслима. Тренировал руку с утра до вечера, а потом выбросил свою "инвалидную" книжку и все-таки уехал на тюменщину. Работал слесарем, сварщиком, стал прославленным бригадиром среди трассовиков, орденоносцем, лауреатом Государственной премии СССР. А вспомнил я об этой истории в связи с документом, один из авторов которого - Б. П. Дидук.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В ГАЗЕТУ "УНЗЕРЕ ЦАЙТ" (ФРГ)
"Уважаемая редакция. Пишут вам рабочие треста "Севертрубопроводстрой", того предприятия, которое занято сооружением газопровода Западная Сибирь - Западная Европа на его северном участке: от мест добычи до Урала, фактически самом трудном (в природно-климатическом отношении) отрезке магистрали.
Побудили нас обратиться в вашу газету чувства протеста и возмущения. Из сообщений прессы нам стало известно, что антисоветские радиостанции РС-РСЕ, некоторые нечистоплотные издания на Западе и даже госдепартамент США распространяют утверждение о том, будто на строительстве советского участка газопровода используется "принудительный труд заключенных".
Это чистейшая ложь. Не случайно госдепартамент и нечестные западные журналисты не приводят ни одного достоверного свидетельства в подтверждение своих заявлений. Им просто нечего сказать, поскольку таких фактов не существует.
У нас побывали представители "Рургаза", сотрудники журнала "Шпигель", летом этого года несколько дней провел в Надыме и на трассе газопровода Уренгой - Ужгород корреспондент вашей газеты Гельмут Вайнанд. Он посетил и рабочий поселок строителей нашего треста на этой трассе - Хетту, разговаривал со многими людьми. Позднее в местной газете "Рабочий Надыма" мы читали перепечатку очерка Г. Вайнанда из вашей газеты. В нем всесторонне и объективно отражены наша жизнь и работа, ничего общего не имеющие с "принудительным трудом".
Жаль, что клеветники из западных пропагандистских центров вне сферы действия наших законов, предусматривающих уголовную ответственность за клевету и оскорбления. В нашем районе нет даже ни одного исправительно-трудового учреждения, в Надыме (самом крупном городе Ямало-Ненецкого автономного округа) нет тюрьмы для правонарушителей. У нас есть заботы поважнее: нужно строить жилье, детские сады, школы, больницы, газопроводы, а не тюрьмы".
Строители магистрали выразили надежду, что их голос услышат рабочие Эссена и Дюссельдорфа, Гамбурга и Кельна. Они заверили своих братьев по классу, что никакая клевета не сможет помешать их созидательному труду. Подписали этот документ 36 рабочих из Надыма.
ОТПОВЕДЬ дана в достаточно сдержанных тонах, хотя, по свидетельству Жерара Стрейфа из "Юманите", иногда рабочие выражались более резко. Вот что пишет французский журналист, побывавший на участке трассы от Волги до Закарпатья: "Все эти люди страстно влюблены в свою работу... Я рассказал им, что некоторые органы буржуазной прессы называют их каторжниками. У большинства это вызвало смех, кое-кто сердился: "Плевать нам на всю эту рейгановскую брехню!"
ОФИЦИАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО:
"Видимо, еще не одну "утку" выпустят мастера дезинформации по поводу этого газопровода. Как и на стройках министерства в целом, так и на газопроводе Сибирь - Западная Европа ни одного заключенного нет, - заявил корреспондентам ТАСС и АПН министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Б. Е. Щербина. - Чтобы в сжатые сроки решить столь масштабную задачу, необходимы высококвалифицированные специалисты. При этом не просто хорошие работники, а опытные мастера прокладки газовых трасс в условиях Севера. На стройке, которую сами западные журналисты назвали "проектом века", заняты именно такие кадры - рабочие, техники, инженеры с большим опытом. За плечами подавляющего большинства из них не одна тысяча километров газопроводных трасс.
Отрасль располагает многими тысячами квалифицированных инженеров. Средний возраст рабочих около 30 лет. Подавляющее большинство из них - со средним образованием.
Успех дела во многом зависит от высоких моральных и нравственных качеств строителей. Коллектив создателей магистрали - сплоченный, сознательный, дружный - один из передовых отрядов советской индустрии".
Представитель Итальянского союза труда Флавио Конти заявил: "Со всей ответственностью хочу сказать, что все измышления о так называемых принудительно работающих являются ложью. Мы имели возможность общаться с советскими рабочими. Мы видели их в быту, на производстве, мы проводили вместе вечера, спорили, пели. Там, где рабочие поют, где они охвачены трудовым энтузиазмом, не может быть и речи о принудительном труде".
Вся эта клеветническая кампания нужна была прежде всего заокеанским политиканам. Почему в первую очередь им? Это метко сформулировал заместитель генерального секретаря Федерации (ВКТ) энергетической промышленности Франции Анри Мопуа: "Американские руководители, конечно, хотят помешать развитию СССР, но прежде всего они стремятся решить свои внутренние проблемы. Они пытаются экспортировать свай кризис и свои товары" ("Ви увриер", Париж).
ГЕРОИЧЕСКОЕ - В БУДНЯХ
ВСЯКИЙ РАЗ, когда приходится бывать в Тюменской области, стараюсь встретиться с Иваном Ивановичем Нестеровым - директором Западно-Сибирского геологоразведочного нефтяного института, лауреатом Ленинской премии, членом-корреспондентом Академии наук СССР, председателем правления областной организации общества "Знание". Его здесь знают все, и он знает сотни людей, потому что за четверть века исходил и налетал многие тысячи километров.
- Люди и свершения... Не одним ли масштабом измеряется их величие! - в разговоре спросил и себя и меня Иван Иванович. - Об этом я думал на международном симпозиуме по проблемам Арктики. В каждом выступлении лейтмотивом проходила мысль, что Север требует людей особой закалки, особого характера. Только каждый имел в виду разную мотивировку поведения людей. Примечательно, что созван симпозиум был в Сан-Франциско, на родине любимого мною романтика Севера - Джека Лондона. Даже в детстве мне была видна непохожесть его героев на наших северян. Большинство его персонажей охвачено "золотой лихорадкой", жаждой наживы, нами же движет принципиально иная идея - благо народа и страны, и, кроме упорства, мужества, веры в удачу, наши покорители Севера вооружены еще идейной убежденностью и обширными знаниями. Раскрывая кладовые природы, мы стараемся делать все от нас зависящее, чтобы разумно использовать и сохранить для грядущих поколений богатства родной земли.
Мне часто приходится бывать за рубежом на различных континентах, - продолжил Иван Иванович. - И всякий раз там пытаются внушить мысль о какой-то особой капиталистической хозяйственности. Есть, конечно, моменты, которым у них можно поучиться, но далеко не в абсолюте. Например, при изыскании нефтяных и газовых месторождений в такой высокоразвитой стране, как США, к науке относятся вообще скептически. Они "исповедуют" доктрину максимального количества пробуренных скважин, т. е. ковыряют землю чуть ли не на каждом квадратном метре. Мы же проходим скважин во много раз меньше, но зато эффективность разведанных запасов обратно пропорциональна. И уж нигде на промыслах или на сооружении трубопроводов мне не приходилось там встречаться с примерами такого творческого отношения к работе, как у нас.
Иван Иванович любит вспоминать, как бригада буровиков Владимира Макара, заведомо зная о потере в заработке, включилась в эксперимент с учеными, предложившими принципиально новый промывочный раствор.
Или пример слесаря-изобретателя В. П. Карлова, под руководством которого был построен шагающий болотоход понтонного типа. А разве не подтверждает мысль Ивана Ивановича работа умельцев из бригады коммуниста А. В. Павленко, сконструировавших для трубопровода агрегат, в котором совмещены две различные машины - очистная и изоляционная.
ЛЮДИ ЭТОГО СУРОВОГО КРАЯ стали героями романов и повестей, поэм и стихотворений. О них написаны сотни очерков. Сюда за "жизненным материалом" обращались Борис Полевой и Роберт Рождественский, Валерий Поволяев и Константин Лагунов, Рустам Ибрагимбеков и многие другие.
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Тюменского индустриального института Ф. А. Селиванов исследует литературу, посвященную его землякам. Вот его вывод:
- В буржуазной прессе и научной литературе постоянно повторяется одно и то же утверждение: человек работает, чтобы получить средства для жизни. Смысл этого утверждения в том, что настоящее начинается после труда, что человек живет лишь тогда, когда он находится вне сферы труда. В буржуазном обществе, где труд отчуждается от сущностных сил человека, он рассматривается как что-то чуждое жизни.
По иным законам живут советские люди. Без труда, вне труда нет полноценной жизни. Работа - важнейший элемент жизни человека. Повторяю, мы, трудясь, живем. Каков нравственный облик человека, показывает прежде всего то, как он относится к делу, какой он в трудовых буднях.
Но герой наших дней отличается от героев прошлого, на первый план выступают уже не физическая выносливость и сила, а его умение рационально вести дела, обширные знания, высокая культура. Энтузиазм же в труде, самоотверженность, высокие моральные качества - все это общее для всех поколений советских людей.
...Щедрые душой, мужественные люди осваивают Север. Благодаря им тепло недр приполярных широт по газопроводам, сработанным и согретым тысячами рабочих рук, со скоростью 500 км/час мчится на предприятия и в наши дома.
Н. БОНДРОВСКИЙ, специальный корреспондент
Москва - Тюмень - Надым - Новый Уренгой