Примерное время чтения: 8 минут
176

Василий Аксенов: "Да, мы - жертвы безумия"

В СОВЕТСКОМ Союзе писатель Василий АКСЕНОВ считался автором "нерекомендованным", что, впрочем, лишь подогревало интерес к его книгам. "Остров Крым", "Звездный билет" - все, что могли достать, зачитывалось до дыр. В 1980-м его лишили советского гражданства. Объявленный в СССР "вне закона", Аксенов все эти годы жил в Биаррице, преподавал в университете в Америке, писал и издавал новые книги.

НО В ПОСЛЕДНЕЕ время Василий Павлович все чаще бывает в Москве. Здесь опубликован его новый роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки". А на Первом канале выходит 22-серийный сериал "Московская сага", снятый по одноименной трилогии писателя.

Чудовище за углом

- "МОСКОВСКАЯ сага" возвращает нас к событиям 50-, 60-летней давности. Сегодня все чаще и писатели, и режиссеры обращаются к тем временам. Почему мы с таким интересом вновь и вновь оборачиваемся назад? К прошлому, от которого совсем недавно мы бежали со всех ног.

- Да, бежали со всех ног, не вдаваясь в подробности. А сейчас можно более пристально вглядеться в те времена. Потому что наконец ушло то, что называлось "идеологической цензурой", - некое умолчание, неупоминание каких-то имен. Хотя и по сей день мы все еще стыдливо не называем вещи своими именами.

- За сто лет на долю России пришлось столько потрясений и страданий, что любой другой стране хватило бы на три истории. За что нам это?

- Да, мы стали жертвой какого-то сатанинского поворота вещей. И сами во многом виноваты в этом. Нацию охватило какое-то помешательство, ослепляющее безумие.

Я часто думаю, что начало XX века было временем российского срыва, породившего колоссальные злодеяния. А сейчас наступил мусульманский срыв. Американский политолог Фрэнсис Фукуяма после российских событий 1991 года написал знаменитую книгу "Конец истории". Что вот наконец-то все конфликты в мире закончились, угрозы ядерного Армагеддона больше нет. И кто бы мог подумать, что через десяток лет на планете начнутся жуткие религиозные столкновения абсолютно в духе Средних веков. Что за углом сидело чудовище пострашнее коммунизма.

- Вы живете во Франции, где громадный процент населения составляют мусульмане. Но французам и выходцам из арабского мира удается каким-то образом уживаться без особенных конфликтов на межнациональной почве.

- Как это без конфликтов?! Пардон! Пардон! Мы очень быстро все забываем! В 80-е годы ХХ века по всей Франции шла беспрерывная серия терактов. В Париже заколачивали мусорные урны, потому что туда подкладывали взрывчатку. Несколько страшных взрывов прогремело в поездах метро, был захвачен самолет, который террористы собирались обрушить на Париж.

- Но французы каким-то образом смогли выйти из этой ситуации.

- Да, они вылезли. Хотя это не означает, что они вылезли из нее навсегда. Два года назад самоубийца подорвал себя на французском химическом заводе.

- Россия всегда была страной многонациональной и поэтому - терпимой. Однако в последнее время эта терпимость куда-то исчезает. К чему приведет нас эта дорога национальной нетерпимости?

- Я бы поставил вопрос по-другому: к чему вообще приведет столкновение с исламом? Трудно сказать. Кто-то из террористов-ваххабитов сказал: "Нам так же хочется умереть, как вам хочется жить". Это страшная фраза.

Но надо бороться! Не только нам - всему миру. Надо давать отпор и все время говорить с мусульманским миром. Убеждать людей, что их околпачивают. Что нужно стремиться жить, а не умереть. Ведь этим людям, торчащим на игле, их духовные лидеры твердят о том, как немедленно после смерти они войдут в рай, где их встретят 72 гурии... Это чистейший вздор! Все гораздо сложнее. Ни одно поколение не ответило на вопрос, для чего возникла человеческая раса. Такие колоссальные умы, как Шопенгауэр и Кант, пытались показать всю немыслимую сложность этой проблемы. Среди арабов есть масса интеллектуалов - поэты, мыслители, философы. Они должны тоже участвовать в этом диалоге.

Нарушение исторического контракта

- В последнее время российская интеллигенция, да и все общество разделилось на два лагеря. Одни категорически против того, что происходит в стране, - усиления власти военных, возрождения КГБ и пр. Другие утверждают, что между свободой и безопасностью нужно все-таки выбирать безопасность. Вы спокойно относитесь к происходящему в России?

- Нет, не спокойно. У меня очень тревожное состояние, особенно в связи с недавними решениями президента. Мне они кажутся в большой степени неадекватными. Я не вижу никакой связи между борьбой с террористами и назначением губернаторов. Может быть, мы чего-то не знаем? О чем-то нам не говорят? Тогда пусть скажут все до конца!

Нельзя пользоваться таким сложным периодом для зажима и закручивания гаек. Это приведет к ужасным последствиям. Мы потеряем все, что было завоевано - употреблю высокий слог, - за последние 15 лет. Самое главное достижение - свобода прессы. Если мы лишимся ее, это будет трагедией, нарушением исторического контракта в колоссальном объеме. Так же как наезды на бизнес - тоже нарушение исторического контракта.

- И кто же этот контракт заключал?

- Комсомольское и партийное поколение. Естественно, на бумаге никто ничего не подписывал. Но в начале 90-х годов комсомольцам сказали: "Ребята, у нас некому приватизировать промышленность. Вы должны создать класс богатых. Идите в бизнес!"

- Чем чревато нарушение контрактов?

- Тем, что будет потеряно все, что возникло за эти годы. Ведь лет 20 назад энергодобывающая промышленность находилась в ужасном состоянии. Все было восстановлено этими молодыми людьми. Они свою жизнь поставили на карту, добились невероятного успеха, стали колоссальными богачами. Но они работали не только для себя. В общем-то, они спасли страну, создав свои предприятия. Эти предприятия были до определенной степени независимыми и создавали грандиозную альтернативу для всех людей в России. Человек теперь мог сказать: "Я не могу прокормить семью в государственной структуре, поэтому плюю на них на всех и ухожу в частный бизнес".

В это же время начали возникать проекты по спасению кинематографа. Театр был поддержан олигархами. Если уж властям казалось, что эти люди мало занимались благотворительностью, им следовало бы сказать: "Ребята! Вы хорошо погуляли по буфету, а теперь подумайте о других". Но взамен предложить какие-то налоговые поблажки. Ведь в Америке или где-либо на Западе, давая деньги на развитие школ или картинных галерей, к примеру, ты снижаешь свои налоги. У нас такого не было и нет. Должно было возникнуть взаимодействие государства и новых структур. А вместо этого их стали давить при помощи судов. Но какие это суды! Все опять превращается в традиционный российский шемякин суд.

Дискуссии вместо кутузки

- ТАК все-таки по какому пути пытается идти Россия - по пути западной демократии или снова сворачивает к тоталитаризму?

- Это совершенно невозможно предсказать. Мы можем докатиться до того, что какой-нибудь бегемот из прокуратуры поднимется на поверхность и с помощью какой-нибудь дивизии под лозунгом наведения порядка "Мы все возьмем у них и все раздадим всем" придет к власти. Что, не может? Да сколько угодно!

- Вы как человек, давно живущий на Западе, можете посмотреть на Россию непредвзято и сказать, где же наше место? По-прежнему на задворках цивилизованного мира или нас в конце концов будут воспринимать равными в Европе?

- Это зависит от того, куда мы пойдем в ближайшие годы. В принципе отношение к русским изменилось в лучшую сторону. Хотя бы потому, что нас там стало больше.

Россия может претендовать на достойное место, если мы спокойно, без истерик будем развивать капитализм - капитализм, социально ориентированный. Если будем говорить по-человечески, а не совать людей в кутузку, не садиться на них грязными задницами. Виновных можно привлекать к суду, но не держать при этом месяцами в кутузке.

Переживем мы без сильной руки. Пошли бы они все к чертовой матери со своими сильными ручками! Нам нужны усовершенствованная Конституция, свободные выборы, свободные суды. Нам нужно грандиозное искусство, а оно у нас сейчас зарождается. Вот это и есть национальная идея.

И все это сделать мы должны спокойно, не хватая друг друга за горло. Надо понимать, что нам провидение в очередной раз предоставило возможность превратить нашу жуткую в общем-то страну в процветающее сообщество людей. И если мы опять эту возможность упустим, никакого оправдания нам не будет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно