В настоящее время в России - 103 млн. льготников (71,5% населения), на которых государство обязалось тратить ежегодно сумму, эквивалентную 21,5% внутреннего валового продукта.
В 2002 ГОДУ был проведен эксперимент по переходу от льгот к денежным компенсациям для военнослужащих. Опыт предполагалось распространить и на инвалидов. Но возникли проблемы с размером компенсаций. Военные сочли, что надбавки к жалованью не покрыли потери от отмены льгот, а Минфин решил, что перевод льгот в денежную форму обходится слишком дорого.
И действительно, пока льготники не так уж и дороги для государства, если учесть, что многие льготы существуют только на бумаге. Например, участник Великой Отечественной войны имеет право на бесплатную установку и пользование телефоном. Соответственно, если он живет в деревне, где нет телефонной связи, то государство не тратит на него ни копейки. Во многих регионах не действуют и транспортные льготы. При замене же льгот денежными субсидиями платить придется в любом случае.
Эксперты подсчитали, что в 2003 году выполнение всех обязательств по предоставлению социальных льгот обошлось бы в 2,8 трлн. руб. - 68% расходов консолидированного бюджета. Но реально на социальные льготы тратится 10-15% из этих средств.
И все же, по мнению экспертов, реформа системы социальной поддержки необходима, так как она не выполняет своей главной задачи - сглаживания дифференциации в доходах населения. 80% льгот попадают в бюджеты достаточно обеспеченных граждан. В противном случае льготы и льготники станут серьезным препятствием экономическому росту. Уже сейчас, по расчетам аудиторско-консалтинговой компании ФБК, ликвидация необоснованных льгот позволила бы сэкономить сумму, сопоставимую с расходами бюджета на среднее профессиональное образование или на социальную помощь.
Согласно оценке правительства, отмена льгот будет возможна только при стабильной ситуации в экономике и росте доходов граждан, который компенсирует им потерю льгот. Начинать надо с профессиональных категорий, потом переходить к инвалидам и ветеранам. Но сейчас главная задача - не допустить расширения армии льготников, которые даже с учетом вышеизложенного и в нынешнем составе весьма затратны для государства.
Профессиональные льготники
РОССИЙСКОЕ законодательство выделяет 41 категорию льготников по профессиональной принадлежности. В том числе: военнослужащие; судьи; сотрудники органов ФСБ; должностные лица таможенных органов; прокуроры и следователи; сотрудники налоговой полиции; сотрудники милиции; лица, награжденные почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД РФ"; работники уголовно-исполнительной системы; работники культуры; работники образовательных учреждений; медицинские, фармацевтические работники, врачи-психиатры; работники транспортной инспекции; лица, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях; судебные приставы-исполнители; работники учреждений и предприятий железнодорожного транспорта; вышедшие на пенсию лица, награжденные знаком "Почетный железнодорожник"; спасатели аварийно-спасательных служб; мировые судьи; работники организаций почтовой связи; спортсмены и работники физкультурно-спортивных организаций; члены казачьих обществ; женщины (льготы в связи с условиями работы).
Смотрите также: