Примерное время чтения: 15 минут
247

Пять Дон Кихотов на пути к славе

Николай ЧЕРКАСОВ был человеком большим во всех смыслах и проявлениях. Ростом под два метра - самый высокий мимист Мариинского театра, вечный правофланговый в ряду слуг или стражников. Самый титулованный артист СССР: звания и регалии занимают чуть ли не страницу убористого текста. А еще он был самым "многоразовым" Дон Кихотом мирового искусства, потому что в разные годы сыграл героя Сервантеса аж в пяти постановках!

О том, как Дон Кихот, помогал Шаляпину драться с мельницами

ОДНОКАШНИКИ по 10-й гимназии вспоминали Колю Черкасова как отличного товарища, доброго и веселого. Правда, особым прилежанием он не отличался, любил побездельничать и даже оставался на второй год, за что и был неоднократно наказуем отцом.

Порядки в семье железнодорожного служащего Константина Черкасова были патриархальные. Домашние просто боялись его. Достаточно сказать, что сам Николай, уже будучи женатым человеком, целых два года не решался сообщить отцу о своей свадьбе. Что уж говорить о детских годах! Глядя на очередные неуды в дневнике сына, батюшка приходил в ярость и пророчил отпрыску нищую жизнь, тюрьму и каторгу.

Однако семейные традиции имели свои светлые стороны. Детей (Колю и его брата Костю) в обязательном порядке приобщали к большому искусству. Семья регулярно посещала театральные премьеры. И хотя Коля был в гораздо большем восторге от цирка, первое посещение оперы в Мариинке было сродни божественному откровению. "Мариинский театр, самые очертания этого здания, его оркестр, его сцена, его голубой зал, затянутый бархатом, сверкающий позолотой, - все это представлялось самым заветным кладезем искусства, недоступным, недосягаемым, сладчайшим плодом, существующим лишь для избранных", - вспоминал Черкасов в "Записках советского актера". Вот в этот "кладезь искусства" среди обезлюдевшего и холодного Петрограда в 1919 году поступил шестнадцатилетний Коля Черкасов на должность внештатного мимиста.

Тут-то и пришло время Дон Кихота N 1. Правда, настоящим идальго из Ламанчи был Федор Шаляпин. А Черкасов благодаря своему росту смог достойно дублировать великого певца в сцене с ветряными мельницами. Однако простого дублерства Николаю показалось мало: на премьере оперы "Вражья сила" Шаляпин был несказанно удивлен, когда на сцене, а потом и в зале раздались сдавленные смешки. Оказалось, мимист Черкасов, желая "войти в образ", не на шутку разошелся и своим "актерством" рассмешил и статистов, и зрителей. После спектакля, явившись к певцу в ожидании полного разноса, он услышал: "А ну-ка, молодой человек, покажите-ка мне, чем это вы народ развлекали!" Глядя на повтор "выступления", Шаляпин хохотал до коликов, но в конце заметил: "Давайте все же условимся - вы мне, пожалуйста, не мешайте, а я вам не буду мешать".

Шаляпинский урок помог усвоить простую истину: творчество - это не только энергия личного действия, но и правила взаимодействия с партнерами. На всем протяжении актерской карьеры Черкасова работавшие с ним в связке артисты отмечали его уникальный талант партнерства.

О том, как Дон Кихот нашел свое счастье по пути из балета в драму

ДОН КИХОТ N 2 появился в жизни Черкасова опять же благодаря... росту. Cпециально под его рост преподаватель балетной школы Кларка П. Маржицкий поставил балет Минкуса "Дон Кихот".

Несмотря на успех постановки, Черкасов меняет балетную сцену на драматическую и поступает в Институт сценических искусств, а по окончании (в 1926 году) становится артистом Театра юного зрителя. Казалось, он сам выбирает жизненную дорогу. На самом деле судьба вела его навстречу любви и счастью.

Первый раз Нина увидела его в знаменитом танцевальном номере "Чарли Чаплин, Пат и Паташон", где Черкасов демонстрировал чудеса пантомимы и акробатики, выступая вместе с Чирковым и Березовым в образах популярных заграничных комиков. Затем была встреча на молодежной вечеринке. "С кем тебя посадить? С умным или красивым?" - спросила Нину хозяйка дома. "С талантливым!" "Тогда знакомься, твой сосед - Коля Черкасов". В тот раз он выглядел смущенным, неловким, неуверенным в себе. В общем, был совершенно не похож на Пата, который на сцене вытворял невообразимые трюки и кульбиты.

Зато их третья встреча имела далеко идущие последствия. ТЮЗ находился напротив Института сценических искусств. Николай играл, Нина училась. Студенты постоянно бегали на спектакли. После одного из них он и она встретились, разговорились и пошли гулять "куда глаза глядят". Она молчала, а он говорил без умолку, по-детски непосредственно делясь самым сокровенным.

- Вы меня так мало знаете. Почему вы все это говорите?

- Я вам верю.

- Почему?

- Не знаю. Верю, и все тут.

Так на ходу завязался их роман, так же и продолжался, ведь денег на кафе и рестораны не было. Вскоре она познакомила своего кавалера с родителями, и он стал бывать в их доме. "Он всегда вешает пальто на один и тот же крючок, - заметила мама, - это говорит о консерватизме, хорошая черта для мужчины". Но "консервативный мужчина" не всегда имел приличное пальто. С одеждой у актера детского театра было туго. Как-то Черкасов явился к Нине... в женском пальто. "Вот, купил по случаю у эстрадной певицы", - с гордостью заявил он. "Но это же женское!" "Неужели заметно?!" Ценою неимоверных усилий пальто было приведено в божеский вид.

Комизм жизненных ситуаций плавно перетекал в эксцентрику на сцене. Черное трико, тазик вместо шлема, кочерга вместо копья, поднос вместо щита. Узнаете? Да, это он - очередной Дон Кихот Ламанчский. Третий, тюзовский. Нелепый, смешной, забавный, "детский" вариант Дон Кихота отбирал силы "по-взрослому". Физически спектакль был очень тяжел. Музыка, песни, танцы, бои, постоянное движение. Когда было два спектакля в день, Черкасов, бледный и худой, забегал к невесте, жившей недалеко от ТЮЗа, поесть и передохнуть. Через три года напряженной творческой работы стало ясно - из "детской одежки" ТЮЗа актер вырос.

Между третьим и четвертым Дон Кихотом уместились два мюзик-холла (московский и ленинградский), передвижной театр эксцентрики и буффонады "Комедия", дебютные работы в кино (фильмы "Его превосходительство", "Поэт и царь", "Горячие денечки") и, наконец, начало семейной жизни.

В 1933 году - новая сцена. Академический театр драмы (позже - имени Пушкина). Труппа с недоверием приняла бывшего тюзовца, танцора, комика и эксцентрика. А он взял и сыграл... Дон Кихота в пьесе Михаила Булгакова. Причем сыграл совершенно по-новому, разыскав в хрестоматийном образе трагическую печаль и философскую глубину. Новый Дон Кихот, по существу, стал символом нового Черкасова.

О том, как Дон Кихот не смог стать Первым, зато стал Невским

С ПОМОЩЬЮ кинематографа Николай Черкасов привел зрителей в удивительный мир собственных перевоплощений. В "Депутате Балтики" 33-летний лицедей играет убеленного сединами профессора Полежаева. Затем превращается в долговязого героя Жюля Верна - ученого Паганеля, чью песенку "Жил отважный капитан" распевает вся страна. Романтическая тема приключений получила продолжение в "Острове сокровищ", где Черкасов выступил в колоритной роли пирата Билли Бонса.

Однако возможности перевоплощения небезграничны. На съемках "Петра Первого" актер получает сложную драматическую роль царевича Алексея, но на самом деле мечтает сыграть царя Петра. Обычно скромный и щепетильный при распределении ролей, Черкасов даже обращается с просьбой к постановщику картины Николаю Петрову. Ответ был прямым и отрезвляющим: "Ряшку для этого надо иметь!"

Но в это же время в театре с согласия Алексея Толстого в спектакле "Петр Первый" Черкасов заменяет актера, игравшего царя. По этому поводу и за кулисами, и на съемочной площадке ходила поговорка: "С вечера до утра - то Алексея, то Петра". Другой бы играл и радовался. Но, отработав несколько спектаклей, Черкасов отказался от выигрышной роли. "Не получился у меня Петр, как-то я не влез в этот образ, - говорил он режиссеру, - ряшку-то гримеры сделали, а внутри у меня ее нет".

Зато другое перевоплощение удалось Черкасову с блеском. Бывший комический актер сыграл роль святого. Да так, что несколько лет спустя увидел свой профиль на... боевом ордене.

Сергей Эйзенштейн рисковал. Мало кто видел в Пате или Паганеле Александра Невского - легендарного новгородского князя, победителя шведов и немцев, спасителя земли Русской, причисленного православной церковью к сонму святых.

Долго и непросто шли поиски грима, общего визуального решения образа. Режиссер достал в Эрмитаже вооружение XIII века и следил за изготовлением реквизита, сверяясь с подлинником. Блестящий специалист по театральному костюму Наталья Ламанова создала великолепный плащ из светло-синего бархата.

Глядя на мужа в серебристых княжеских доспехах и бархатном плаще, высокого, статного, Нина не удержалась:

- Господи, какой же ты красивый! Теперь отбоя не будет от девчонок-поклонниц!

Во время работы над ролью Черкасов сетовал на полное отсутствие исторических подробностей биографии своего героя. Не было даже сколь-нибудь достоверного изображения князя-полководца. Но Эйзенштейна это, похоже, устраивало. "А вдруг на самом деле Невский был маленьким и толстым, - улыбаясь, говорил он Черкасову, - не сидеть бы нам с вами за этим столом".

Грандиозный успех фильма доказал правоту создателей. Картина получила Госпремию, Эйзенштейн - орден Ленина, Черкасов - звание народного артиста РСФСР. Но главная награда была впереди. Когда во время войны утверждался эскиз ордена Александра Невского, специалисты столкнулись с той же проблемой - отсутствием изображения князя. И тогда на самом высшем уровне было принято решение поместить на ордене мужественный профиль актера Черкасова в одноименной роли.

Радость творческой удачи сменилась глубоким личным горем. В 1939 году у Черкасовых умирает новорожденная дочка. Пережить трагедию помогла работа. Супруги-актеры отправились в долгую гастрольную поездку по всей стране, аж до Дальнего Востока. В программе несколько номеров плюс рассказы Черкасова о своих работах, в чемодане - ролик с отрывками из фильмов, начиная со знаменитого "танца комиков" и до роли Горького из фильма "Ленин в 1918 году".

Подъезжая к станции Ворошилов-Уссурийский, из окна поезда заметили выстроенные на перроне войска в парадной форме, оркестр и группу встречающих офицеров. "Наверное, в нашем поезде едет какой-нибудь комдив. Придется посидеть в купе, пока не закончится вся эта шумиха", - огорчился Черкасов. Через некоторое время Нина Николаевна вышла из вагона. Войска все так же стояли, замерев в ожидании, а офицер обратился к ней с вопросом:

- Скажите, в этом вагоне должен ехать народный артист Черкасов?

- Да, но он ждет, когда окончится эта официальная встреча.

- Как же она может закончиться, если это именно его встречает Дальневосточная Красная армия?

Взволнованный Черкасов шел вдоль строя под громовое "ура". А свое короткое выступление закончил знаменитой фразой Невского: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!" Тогда, после победы на Халхин-Голе и у озера Хасан, эти слова звучали скорее радостно, утверждающе, но не предостерегающе. Кто мог подумать, что два года спустя потомки тевтонских рыцарей погонят потомков русских дружинников от границ аж до Москвы!

О том, как Дон Кихот был Грозным в грозные годы

ОТПРАВЛЯЯСЬ в эвакуацию из Ленинграда в далекий Новосибирск, Нина Черкасова завидовала остающимся дома. До начала блокады оставалось лишь несколько месяцев.

Свою недолгую службу в Советской армии Черкасов никогда не упоминал в биографии и не пытался (как многие другие "тыловые военные") задним числом причислить себя к защитникам города на Неве. Но когда в 1942 году появилась возможность полететь в осажденный Ленинград с бригадой артистов, Черкасов вызвался одним из первых. Кроме своего творчества они везли блокадникам еду. Летчики, которым было поручено перебросить концертную бригаду за линию фронта, по всей части собирали картошку, масло, сахар. С отчетностью тогда было строго, и сохранились уникальные документальные свидетельства пребывания Черкасова в блокадном Ленинграде:

"Получен от Н. К. Черкасова, друга души моей, личный подарок: лук, картофель 3 кило, свинина 600 гр., масла сливочного 90 гр. Благодарю, стихи за мной.

Не могу я сочинять,
Устала муза.
Трудно рифму подобрать,
Коль пустое пузо.

Местный поэт Богдан Бедный, по-настоящему: Ф. П. Богданов, актер".

Вновь перелетая линию фронта, попали под сильный зенитный огонь. Всей бригаде было не по себе. Один Черкасов развлекал летчиков, рассказывая о своей будущей роли - царя Иоанна Грозного.

15 апреля 1942 года из Управления по производству художественных фильмов (г. Алма-Ата) в Театр им. Пушкина (г. Новосибирск) пришло письмо на имя Черкасова с предложением принять на себя исполнение главной роли в исторической двухсерийной картине "Иван Грозный". Расставаться с семьей Черкасову не хотелось, а ехать с ним в Алма-Ату Нина Николаевна не могла из-за маленького сына и работы в театре. Но этот масштабный проект казался настолько фантастичным в условиях эвакуации, что Николай Константинович дал принципиальное согласие, будучи уверенным, что съемки отложат на "после войны".

Но всепобеждающая энергия режиссера Эйзенштейна уже через два месяца вырвала Черкасова из новосибирской семейной жизни на Центральную объединенную киностудию (ЦОКС) в Алма-Ату. Начался изматывающий съемочный марафон. Помимо огромной психологической нагрузки воплощение образа Грозного было сопряжено с серьезными техническими сложностями. Роль возрастная: от 17-летнего юноши до 50-летнего правителя Руси. Чтобы поиск грима не износил "лицо актера", с него сняли гипсовую маску и на ней пробовали "царские варианты". В результате на протяжении съемок Черкасов работал в шестнадцати разных гримах.

Особенно проблемным был "молодой Иван". Черкасову уже 39 лет. Чтобы разгладить и омолодить лицо, к вискам и щекам приклеивали тесемки-невидимки и затягивали сзади под париком. Эйзенштейн требовал максимального натяжения, а Черкасов возмущался: "Еще немного, и будет лицо не юноши, а внутриутробного младенца!"

Нелегкая судьба фильма "Иван Грозный" уже стала хрестоматийной. Громкий успех первой серии, о которой Чарли Чаплин сказал: "Величайший исторический фильм, когда-либо созданный!" Категорическое запрещение второй. 24 февраля 1947 года Эйзенштейн и Черкасов были приглашены на встречу со Сталиным. Пытаясь спасти картину, они были готовы на любые сокращения, досъемки и пересъемки. Можно себе представить, с каким чувством энциклопедист Эйзенштейн выслушивал сталинские утверждения о том, что в фильме неправильно решен образ Малюты Скуратова, который был (оказывается!) не заплечных дел мастером, а выдающимся русским полководцем.

Смирение авторов не спасло фильм от "полки". На экраны "Грозный" вышел лишь в 1958 году. Уже после того, как Николай Черкасов сыграл своего последнего - пятого - Дон Кихота в фильме Григория Козинцева.

О том, как Дон Кихот в последний раз сыграл Дон Кихота

ВСПОМИНАЕТ Юрий Толубеев, исполнитель роли Санчо Пансы: "Съемочная группа выехала на натуру в Крым. Жара ужасная. Снимали далеко от моря, в самом пекле, на выжженных солнцем дорогах. К тому же фильм снимался в цвете, и необходимая дополнительная подсветка накалила атмосферу еще больше. Какие уж тут творческие поиски?! Скорей бы отснять, да в прохладу. И вот 55-летний Черкасов надевает свои латы, горячие, как сковорода, выходит под палящее солнце и начинает... пробовать". Фантастическая энергия, помноженная на высокий актерский профессионализм. Годом позже, во время поездки в США, газета "Нью-Йорк Геральд Трибьюн" писала: "Один из самых тщательно охраняемых секретов в Советском Союзе - это горючее, которое управляет ракетой безграничных возможностей по имени Николай Черкасов... Высота ее достигает двенадцати футов, через скрытый усилитель она извергает русскую речь в восемьсот ватт, создает собственную атмосферу и образует громадное магнитное поле".

Казалось, его силы неисчерпаемы! Казалось...

В начале 60-х обострилась серьезная болезнь. Недолеченная с военных времен эмфизема легких приобрела хронический характер. 27 июля 1966 года Николай Черкасов отметил свой последний день рождения. На следующий вечер он вернулся с телевидения усталый, надломленный. Прогулки вокруг дачи в Комарово стали короче. Через несколько дней попросил поставить кресло в столовой и открыть окно. Из дома он больше не выходил.

P. S. В последние дни в больнице Черкасов часто впадал в беспамятство. В бреду он снова был на сцене, готовился к спектаклям, снова рвался на съемочную площадку, а жене приходилось уверять его, что спектакль отменен и съемки перенесены.

В самом конце он сказал: "Слушай меня, Санчо, внимательно и не перебивай..." Черкасов прощался с Дон Кихотом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно