Примерное время чтения: 9 минут
200

Троицкие празднества

В последнюю декаду мая православный мир отмечает череду праздников, тесно связанных между собой: 20 мая - Вознесение Господне, 30 мая - Пятидесятница, или Троица, в понедельник 31 мая - День Святого Духа. Накануне же Пятидесятницы, 29 мая, многие из нас поедут на кладбища, закажут поминальные службы, ибо наступит Вселенская Троицкая родительская суббота - день, когда особенно сильна молитва об упокоении душ усопших родственников. Какой же смысл таят в себе эти празднества?

К самому Престолу Отца

ВОЗНЕСЕНИЕМ, как учит Церковь, завершилось земное служение Господа нашего Иисуса Христа. О самом факте этого грандиозного по важности события мы узнаем от евангелистов Марка и Луки, а более подробно оно описано в "Деяниях святых апостолов", автором которых, как известно, также считается Лука.

На протяжении 40 дней после Пасхи Спаситель являлся своим ученикам, говоря им о Царствии Божием. В последний же, сороковой день, собрав их, повелел не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного, сказав: "Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым".

Ученикам, пишет в "Деяниях..." Лука, захотелось услышать от Учителя некие уточнения: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?"

И последовал от Сына Божия многозначащий ответ: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". С этими словами Иисус "поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их"...

Можно представить себе изумление учеников. Кстати, этот сюжет бессчетное множество раз воспроизведен в западноевропейской живописи). Картина, вдохновлявшая мастеров кисти на создание эпических алтарных образов, была тем более величественной, что во время восхождения Спасителя предстали перед будущими учителями христианской веры ангелы ("два мужа в белой одежде") и предрекли: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо"...

Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) дает великому чуду Вознесения такое толкование: "Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым каждому человеку возможность воскреснуть в славе, Господь совершил и большее, в своем лице Он вознес человеческую природу, включая и тело человека, к самому Престолу Отца. Тем самым Господь открыл каждому человеку, если он того пожелает, возможность по всеобщем воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к приятию Святого Духа, которого Он обещал послать людям Своим от Отца".

Пятидесятница

КАК повествует Евангелие, в день Пятидесятницы (то есть через семь недель после Пасхи, в восьмое воскресенье от нее, и спустя 10 дней после Вознесения, в древний иудейский праздник, связанный с началом жатвы), апостолы, по слову Божию, крестились Духом Святым - огнем небесным. Благодаря этому они получили бесценные дарования: способность говорить на всех земных языках, исцелять безнадежных больных, творить видимые и невидимые чудеса. Но, может быть, главное чудо состояло в том, что эти простые смертные, вчерашние рыбаки, мытари, стражники, обыкновенные люди с их слабостями и заботами, под действием Святого Духа исполнились несокрушимой нравственной силы, непоколебимой веры. Духовная мощь их сделалась в одночасье неизмеримо великой. Став бесстрашными проповедниками Слова Христова, они понесли во все края земли свет великого учения, не убоявшись никаких преград и опасностей, каждым днем своей жизни посрамляя врага рода человеческого - дьявола с его коварными искушениями...

Многие из апостолов претерпят страшные муки и стойко примут лютую смерть, как, например, Андрей, нареченный Первозванным. Вместе с братом своим Симоном Петром был он первым учеником Иисуса. Андрей Первозванный, как известно, считается покровителем земли Российской, ибо проповедовал в Скифии, Ахее и, по церковному преданию, дошел даже до Ладожского озера. 30 ноября 60 года он был казнен в греческом городе Патры. Учреждая в конце XVII столетия первый российский орден Святого Андрея Первозванного, глубоко почитавший этого апостола Петр Великий положил в его основу изображение косого креста - того самого, на котором распяли одного из самых первых проповедников веры Христовой...

Чудесные метаморфозы

ИТАК, отсчет апостольского служения учеников Спасителя начался с того самого дня Пятидесятницы, когда в одном из домов Иерусалима, в "горнице", как гласит Евангелие, в присутствии Богоматери одиннадцать апостолов собрались, чтобы выбрать среди умножившегося числа последователей ("было же собрание человек около ста двадцати") двенадцатого своего собрата взамен предателя Иуды Искариота. Мы встречаем их полное перечисление в первой главе "Деяний святых апостолов". Кто же были эти люди, что мы знаем о них?

Петр - "князь апостолов", при перечислении всегда ставится на первое место.

Иаков. По прозвищу Старший, сын Зеведея. Был старшим братом Иоанна Евангелиста, приходясь и двоюродным братом Иисусу. Накануне пасхи 44 года убит мечом в Иерусалиме по приказу Ирода I Агриппы. Небесный покровитель Испании.

Иоанн. По прозвищу Евангелист. Создал одно из четырех Евангелий и Откровение (Апокалипсис), включенные в Новый Завет. Любимый ученик Иисуса и тоже его двоюродный брат. Отказавшийся приносить жертву языческим богам и доставленный в Рим, он был приговорен императором Домицианом к тяжкой смерти: его бросили в котел с кипящим маслом. По воле Божией эта чудовищная мука не причинила Иоанну вреда. Не смогла погубить апостола и выпитая им чаша с ядом. Высланный после этого на остров Патмос в Эгейском море, он выстроил церковь и проповедовал. В возрасте 99 лет подобно Спасителю он вознесся с Патмоса на небо на глазах своих прихожан...

Филипп. "Любящий коней" - таков смысл этого греческого имени. Достоверных известий сохранилось немного. Родом он был из Вифсаиды, а проповедовал, согласно легенде, 20 лет в Скифии, возбудив к себе дикую ненависть языческих жрецов...

Фома ("Неверующий"). Наиболее известен тем, что, когда воскресший Христос впервые предстал перед учениками, он отсутствовал и не поверил затем их рассказам. Явившись во второй раз, Спаситель обратился к Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим..." В Индии Фома почитается как мученик, пронзенный копьем.

Варфоломей. В некоторых евангельских текстах говорится, что подлинное его имя было Нафанаил. По словам церковного историка Евсевия, он проповедовал в Месопотамии и Армении, где и принял мученическую смерть.

Матфей. Был в Капернауме мытарем (сборщиком податей). Христос призвал его в ученики, когда тот сидел за сбором пошлин. Проповедовал в "стране мавров" (Эфиопии). Пал от меча языческого воина, когда служил перед алтарем.

О троих апостолах - Иакове Алфееве, Симоне Зилоте и Иуде Фаддее (иногда - Леввее) достоверно неизвестно ничего, кроме их имен.

И наконец, Матфий (не путать с Матфеем). Именно он был выбран по жребию двенадцатым апостолом. За проповедническую деятельность был распят в Риме, а затем похоронен в церкви Санта-Мария Маджоре. По другим данным, подвергся избиению камнями, а затем его обезглавили топором...

Итак, по меньшей мере, восемь из двенадцати апостолов приняли смерть от рук врагов. Но с их гибелью христианство не только не закончилось, напротив, оно распространилось по всему свету, став самым человечным, самым жизнеутверждающим в мировой истории учением.

Бог есть любовь, учил Иисус, и этим все сказано...

Все доброе - от благодати Духа

С СОШЕСТВИЯ Святого Духа в праздник Пятидесятницы на учеников Христа, избравших двенадцатого апостола, берет свое начало христианская церковь. Событие это описано в Новом Завете с такими впечатляющими подробностями, что не требуется никакого полета воображения, чтобы представить его себе во всем величии: "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (апостолы) находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".

Жители Иерусалима с изумлением говорили друг другу: "Не все ли они галилеяне (выходцы из Галилеи)? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?" Находились и такие, кто насмехался над апостолами: "Они, должно быть, пьяны..." Но скоро скептики умолкли.

Апостол Петр стал рассказывать этим людям о Сыне Божием, творившем чудеса, распятом и вознесшемся на небо. О посланном им на землю Духе Святом, который непременно коснется каждого, кто готов его воспринять. "Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч", - говорится в "Деяниях...".

Для нас, людей третьего тысячелетия, Троицын праздник по-прежнему сохраняет значение символа внутреннего обновления. Пример апостолов, под действием благодати Духа преобразившихся душевно и физически, вечен, полон животворного оптимизма. Недаром в этот праздник люди молятся прежде всего о том, чтобы Господь спалил зло, которое гнездится в наших душах, укрепил в добрых помыслах и делах, дал силы и разумение для выполнения заповедей Христовых и своего долга перед ближним. Недаром говорят, что, если человек не окрещен в детстве, лучше всего это сделать на Троицу - будет он добрым христианином...

Вспомним, как ранним воскресным утром мы приходим на Троицкое богослужение. Храм в этот день не узнать: священники облачены в зеленые ризы, а кругом по стародавней традиции - красота необыкновенная. "Ступеньки завалены травой, да так густо, что путаются ноги, - описывает древний обычай известный бытописатель Иван Шмелев. - Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно... Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми - глядят из рощи... Это не наша церковь, это совсем другое, какой-то священный сад".

Приснотекущий Источник жизни. Дух бесконечной, всеобъемлющей любви. Податель мира и единения. Каких только эпитетов нет у Духа Святого! И все верны. Ибо от благодатного действия его, который понимается как исходящая от Бога-отца животворящая и все исполняющая сила, в душах наших вершится чудо преображения и обновления. А за ним следуют и дела...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно