ТОСКА, грусть, уныние, печаль - отдаваясь во власть этих чувств, мы иногда совсем не задумываемся о последствиях подобных разрушительных эмоций. Многие считают, что такое состояние свидетельствует даже о некоторой тонкости загадочной русской души. В то же время долгое пребывание в угнетенном состоянии врачи-психиатры считают очень опасным и называют депрессией. По данным разных исследователей, ею страдает до 20% населения развитых стран. А вот Церковь относит уныние к смертным грехам.
Злое разленение
ПРОФЕССОР Российского православного университета Иоанна Богослова Виктор ТРОСТНИКОВ говорит: "Уныние относится к смертным грехам только в православном богословии. У католиков среди грехов есть печаль, а православие добавляет еще и уныние, как совершенно отдельный грех. Поэтому у нас смертных грехов не семь, а восемь. Казалось бы, какая разница между печалью и унынием, ведь то и другое иногда воспринимается человеком как конец жизни. Тем не менее печаль - это некое временное ощущение, связанное с каким-то неприятным происшествием, но это чувство проходящее. Что касается уныния, то это длительное, хроническое состояние, причем зачастую для него нет вроде бы никакой явной причины. Уныние - это именно состояние души, и наступить оно может при полном внешнем благополучии, а на вопрос: "Чего собственно тебе не хватает?" - страдалец даже не сможет вразумительно ответить.
Но и то и другое, по мнению Церкви, грех, потому что надо встречать любые испытания в бодром состоянии духа, с верой, надеждой и любовью в душе. Иначе происходит отречение от единого целого, непризнание этого целого, а такое состояние осуждается учением о Боге, мире и человеке. Это разновидность неверия. Душа оказывается предоставленной самой себе, и человек обрекает себя на болезни".
Смертные грехи напрямую разрушают душу человека, а как следствие - и тело. Уныние иначе именуется злым разленением. При воздействии этой страсти человек ленится и не может принудить себя ко всякому спасительному делу. Ничто не радует и не утешает человека, он ни во что не верит и ни на что не надеется. Недаром говорится, что "унылый дух сушит кости".
Унылый дух сушит кости
ПЕРЕЧИСЛИМ симптомы, по которым можно заподозрить, что разрушительные процессы начались:
- нарушения сна (бессонница, сонливость);
- изменения аппетита (его утрата или переедание);
- нарушение функции кишечника (запоры);
- снижение сексуальных потребностей;
- снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость;
- боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах).
Конфликт с собой способен перерасти в органическую болезнь. Так грех просачивается в телесную природу человека, приобретая медицинский аспект. Выздоровление, таким образом, - это следствие примирения человека с собою и с Богом. Путь к выздоровлению - это путь к нравственному усовершенствованию. Таково мнение Православной церкви.
Современная медицина предлагает немало методов лечения депрессий, но, как считает один из известных специалистов в этой области доктор медицинских наук, профессор Юрий ПОЛИЩУК, можно использовать и духовные, религиозные способы психотерапии.
Виктор Тростников так говорит о лечении: "Если бы человек, страдающий депрессией, спросил меня о том, как выходить из этого состояния, то ответом было бы не просто пожелание ходить в церковь, а стремление найти для себя очень опытного духовного руководителя-старца в каком-либо монастыре. Для этого, конечно, надо приложить усилие, поискать, доехать туда, но там вас выслушают не несколько минут, а постараются разобраться в источнике душевной скорби столько, сколько необходимо. Беседа может длиться несколько часов, а возможно, нужно будет побыть в монастыре несколько дней, попоститься и только потом начать лечение души".
А отец Анатолий (Берестов), иеромонах, руководитель Душепопечительского православного центра Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, считает, что "для человека, решившего бороться не только с телесным, но и с духовным недугом, необходимо активное воцерковление, изменение образа жизни с греховного на евангельский. Многих людей приводит к пониманию этого именно тяжелое заболевание. Цель православной медицины - способствовать спасению человека, помочь ему освободиться от несвободы его собственных страстей, которые разрушают и его тело, и его душу".
С другой стороны, верующие люди, столкнувшиеся с болезнью, не должны отказываться от помощи медицины, ибо, как говорил святитель Феофан Затворник, лекарь и лекарство от Бога, и отказываться от медицины - значит укорять Бога.