"Бог танца", "восьмое чудо света", "царь воздуха" - называли его современники. Прыжок НИЖИНСКОГО, когда он, перелетев полсцены, зависал над ней, казался мистическим. Реальная жизнь танцовщика была не менее яркой, чем сценическая. Триумф, поклонники, любовь мужчин, женитьба, безумие...
"Япончик"
ВАЦЛАВ Нижинский родился в 1890 году в Киеве в семье танцовщиков, которые с труппой бродячих актеров странствовали по России.
Когда Вацлаву исполнилось девять лет, отец ушел в другую семью, и мать решила отдать Вацлава на казенное содержание в Императорскую школу танца в Санкт-Петербурге. С самого начала обучения ребят занимали в спектаклях. Они были и чертенятами, и оловянными солдатиками, и пасторальными пастушками. Однажды в танце "фавнят" они должны были разбежаться и прыгнуть. Когда все уже приземлились, оказалось, что один еще летит. Это был Вацлав. За раскосые глаза соученики дразнили Нижинского "Япончиком". Однажды они уговорили Вацлава показать, как высоко он может прыгнуть, предложив перелететь через тяжелый пюпитр для нот. Установили высоту, а когда Нижинский отвернулся, мало того что подняли планку, так еще и натерли пол мылом. Вацлав разбежался, с налету врезался в пюпитр животом и потерял сознание. В больнице он пять дней не приходил в сознание, врачи говорили - надеяться можно только на чудо. И оно свершилось - Нижинский выжил...
Некрасивый красавец
ЗАКОНЧИВ в 1907 году Императорскую школу танца, Нижинский стал солистом Мариинского театра. В первый же свой сезон в Мариинке он танцевал с Матильдой Кшесинской, Анной Павловой, Ольгой Преображенской. Он был романтическим юношей в "Шопениане", рабом Клеопатры в "Египетских ночах", пажом волшебницы Армиды в "Павильоне Армиды".
В жизни - неуклюжий и некрасивый молодой человек с отсутствующим взглядом и часто с полуоткрытым ртом, на сцене Нижинский преображался в грациозного красавца с лучистыми глазами.
Французский сюрреалист Жан Кокто писал о Вацлаве Нижинском: "Юный, прямой, гибкий. Он ходит на кончиках пальцев мелкими, уверенными шажками, он собран, как пальцы в кулак, у него длинная мощная шея, как у Донателло, его тонкий торс контрастирует с чрезмерно развитыми бедрами, он похож на юного флорентийца, в котором жизни больше, чем во всем живом, и его повадки так похожи на кошачьи, что становится страшно. Он перевернул все законы равновесия с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке фигуру; он легко вращается в воздушном пространстве, он отвергает рай тысячей различных способов, его танец скорее похож на любовное стихотворение, написанное заглавными буквами".
Его мужчины
ПЕРВЫМ мужчиной в жизни Нижинского был князь Павел Львов, известный не только своим богатством и меценатством, но и как "любитель" красивых молодых людей. Произошло это с полного одобрения матери Нижинского, которая уверяла Вацлава, что князь сумеет позаботиться о его судьбе лучше, чем кто-либо.
Князь занимался художественным воспитанием артиста, оплачивал его уроки у лучшего педагога маэстро Чекетти, купил Нижинскому рояль, помог дорого и со вкусом обставить комнаты, подарил золотое кольцо с бриллиантом...
Существует миф, что якобы, когда Нижинский наскучил князю, тот за ненадобностью продал его Сергею Дягилеву. На самом деле все было не совсем так. Павел Львов действительно любил Нижинского, и, когда Дягилев намекнул ему, что если он хочет счастья и славы своему другу, то должен уступить его, Львов пошел на эту жертву.
Обладающему бульдожьей хваткой и бешеным тщеславием Дягилеву для осуществления его великих замыслов нужен был такой танцовщик, как Нижинский. А сам Нижинский попал под магнетическое влияние личности Дягилева и его художественных идей, и очень скоро на его пальце вместо золотого кольца с бриллиантом заблестел огромный платиновый перстень с сапфиром от Картье.
Его женщина
К 1913 ГОДУ отношения между Дягилевым и Нижинским - и сексуальные, и творческие - дали трещину. Дягилев был недоволен хореографией Нижинского и даже подыскивал ему замену. Нижинский тоже порядком устал от своего патрона, частенько закатывал ему сцены, несколько раз даже бил его.
И как раз в этот момент в его жизни появляется молодая голубоглазая блондинка, дочь известной в Венгрии драматической актрисы Эмилии Маркуш - Ромола де Пульски.
Положив глаз на Вацлава, она добилась места танцовщицы в труппе Дягилева. Однако великий танцовщик не обращал на нее никакого внимания, даже не здоровался. Но девушка не теряла надежды и во время путешествия к берегам Южной Америки на корабле, куда труппа отправилась на гастроли без Дягилева, панически боявшегося воды, повела атаку на предмет своей страсти столь энергично, что вскоре было объявлено о помолвке. 10 сентября 1913 года они обвенчались в Буэнос-Айресе. С одной стороны, Нижинский был рад, что вырвался из рук покровителя - Дягилева: обзавелся семьей, Ромола родила ему двух дочерей, а с другой...
Ромола стала освобождать мужа от пут Дягилева, не понимая, что Дягилев, Балет и Жизнь для него синонимы. Оторвав Нижинского от Дягилева, Ромола отлучила Нижинского от искусства. И наступил крах.
У великого танцовщика начались припадки безумия. В 1919 году врачи диагностировали у объявившего себя богом Нижинского (даже свои письма он подписывал - "Бог Нижинский") вялотекущую шизофрению. Выступать он уже не мог и до конца своих дней скитался по психушкам.
УМЕР первый кумир балетоманов Европы, судьбу которого можно считать одной из самых трагичных в мире искусства XX века, 8 апреля 1950 года в швейцарской психиатрической клинике.
"Я ХОЧУ танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить - вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга. Бог Нижинский".