Примерное время чтения: 5 минут
208

Республиканская бабушка

ТАК уж сложилось, что произвести на свет своего единственного и неповторимого сына мне пришлось на родине мужа, в Сухуми. Сказать, что я боялась, - значит, ничего не сказать: уж так выразительны были воспоминания мамы и подруг об ужасах, пережитых в роддомах. И это - в московских! А тут и подумать страшно: роддом хоть и республиканский, но Абхазия - республика маленькая, тем более только что войной разоренная...

А потом мой страх сменился удивлением - доверием - стыдом за недоверие - и, наконец, бесконечной благодарностью замечательным врачам, которые выходили меня и малыша: Лиане Ачба, Белле Пилия, Диане Читанава, Ирине Лакербая, Тине Когония, Сергею Верхушкину, Февралине Инал-ипа - за их внимание, доброту и высокий профессионализм.

Большая родня

КСТАТИ, вышеупомянутая доктор Февралина Инал-ипа замечательна еще и самой большой в Абхазии родней. Конечно, этим любого абхаза Бог не обделил, но только Февралина Такчичевна может похвастаться тем, что уже полвека принимает роды у жительниц Абхазии всех национальностей. Всех "своих" младенчиков она называет внуками, так что она и правда "всехняя" бабушка. Интересно, что в числе "внуков" даже оба ее нынешних начальника: и главный врач республиканского роддома Лиана Ачба, и Александр Фурсенко, начальник сухумского санатория Московского военного округа, где Февралина Такчичевна заведует гинекологическим кабинетом! Трудно поверить, что 1 февраля 2005 года эта бодрая, моложавая, энергичная дама отметила нешуточный юбилей - восемьдесят лет.

"Раз сегодня первое февраля - пусть и будет Февралиной!" - решил старый князь Такчич Инал-ипа, узнав о рождении дочки. Жену он взял, как истый горец, в 70 лет, но успел вырастить одиннадцать детей - ведь сам-то прожил больше века. Да и вообще был личностью примечательной, водил дружбу с принцем Ольденбургским, на гагринской даче которого и выросла юная княжна. А потом пришла революция, старый князь умер, дворянское гнездо разорили на дрова, и благородное происхождение стало укором.

Княжна милосердия

КОГДА началась Отечественная война, Февралина мечтала попасть на фронт. Поступила в Сухумскую фельдшерскую школу, всю войну проработала в госпитале. После победы направили учиться дальше, в Крымский мединститут. И вот с 1956 года по сей день - в сухумском республиканском роддоме, с 1996 года - еще и в санатории МВО.

- Склерозом не страдаю, руки твердые, при необходимости оперирую, - рассказывает Февралина Такчичевна, - хотя тут как раз тот случай, когда надо пропускать вперед молодых. Обычно на дежурстве я беру на себя те участки работы, где требуется опыт и внимание. И все-таки уже тяжеловато, подумываю ограничиться работой в санатории... Вот только Лиана Георгиевна Ачба, главный врач роддома, не отпускает. Я вообще этой моей "внучкой" очень горжусь, она сумела собрать прекрасный коллектив. Ведь что греха таить, система здравоохранения у нас, как и во всем бывшем Союзе, сейчас пришла в упадок, работа сельских фельдшерских пунктов оставляет желать лучшего. Поэтому к нам, в республиканский роддом, поступают самые сложные, запущенные больные, часто время на их спасение безнадежно потеряно. И самое горькое в нашей работе - не суметь спасти. Между тем статистические данные по бывшему СССР свидетельствуют, что наш роддом не на плохом счету, даже если учитывать, что мы пережили войну.

Три тайны бодрости

ФЕВРАЛИНА Такчичевна считает, что у ее активного долголетия - три источника и три составные части. Прежде всего, конечно, отцовские гены. Потом - надежный жизненный тыл, крепкий семейный союз, в котором она 35 лет прожила с незабвенным Элизбаром Бения, вырастила двоих сыновей, не нарадуется на внуков. И третье - очень важное! - умение ладить с людьми:

- Сейчас слово "коллектив" стало не очень модным. Но для людей моего поколения это вторая семья. Я на дежурстве с радостью общаюсь с нашими юными девочками, стараюсь передать им не только профессиональные навыки, но и секреты добрых взаимоотношений, уважения друг к другу. Слаженность в работе, престиж коллектива - это очень важно, мы в этом убедились, когда пришла беда. Ведь во время войны с Грузией все наши сотрудники самоотверженно спасали жизни наших мальчиков. А меня приписали к старухам и хотели вывезти в Ставропольский край, но я отрезала: "Я должна слышать стон своего народа!" До сих пор не могу те дни и ночи без слез вспоминать...

Наша Тактичевна

- ФЕВРАЛИНА Такчичевна у нас главный дипломат, - говорит заведующая гинекологическим отделением Белла Георгиевна Пилия. - В Абхазии испокон веков старики своим примером учили молодых не только необходимым жизненным навыкам, но и народному своду нравственных правил - "апсуара". А ее деликатность в обращении с коллегами и пациентами просто вошла в поговорку. У нас недавно случай был забавный: рожала одна русская женщина, доктор ей представилась, а она отчество не расслышала, ведь Такчич - имя абхазское, старинное. И ей показалось "Тактичевна" - от слова "тактичность". Теперь и мы ее иногда так называем - заслужила!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно