Примерное время чтения: 9 минут
1058

"Авиационное" дело

60 лет назад, в апреле 1946 года, с ареста Главного маршала авиации А. А. НОВИКОВА в СССР начался новый виток репрессий против военных кадров. Некоторые историки связывают эту преступную политику с прогрессировавшей у Сталина паранойей. То, что вождь всех времён и народов был психически нездоров, сомнений не вызывает. Но сталинскую маниакальную жестокость подогревали и злокозненные наветы некоторых деятелей, в том числе и тех, о ком ныне почему-то стало модно повествовать с большим сочувствием. В данном случае речь пойдёт о сыне Верховного Главнокомандующего Василии Сталине...

Для генеральского звания нужны заслуги...

НЕЗАДОЛГО до нового, 1946 года командующему советскими ВВС Главному маршалу авиации А. А. Новикову принесли на подпись представление к генеральскому званию на гвардии полковника Василия Сталина. Маршал бумагу не подписал.

А под Новый год ему позвонил сам Хозяин (так называли Сталина в кругах советской элиты) и напрямик спросил, как он смотрит, чтобы Василию Сталину присвоить звание генерала.

Александр Александрович стал объяснять, что, дескать, Василий Иосифович слишком молод, ему не хватает образования, надо бы подучиться, окончить Военно-воздушную академию... Сталин выслушал его доводы молча и закончил разговор категорично: "Представление к званию писать не надо. Подавайте общим списком..."

Примечательно, что разговору с Верховным предшествовал звонок шефа сталинской охраны генерала Власика начальнику штаба ВВС маршалу авиации Фёдору Фалалееву:

- Срочно представляйте Василия Сталина к лампасам. Он помирился с отцом...

- Для генеральского звания нужны заслуги, - возразил Фалалеев. - И вообще, решать вопрос о присвоении я не могу. Это в компетенции командующего...

...Новиков после объяснения со Сталиным позвонил Жукову в Германию:

- Что делать, Георгий Константинович?

Полководец в сердцах выругался, но тут же в доходчивых выражениях разъяснил Новикову, что распоряжения Хозяина не оспариваются...

И уже 1 марта 1946 года Постановлением Совета Народных Комиссаров Василию Сталину было присвоено звание генерал-майора авиации, хотя ему ещё не исполнилось и 25 лет. А спустя буквально 3 дня командующий ВВС Новиков от занимаемой должности был отстранён.

"Благодарность" за лампасы

16 МАРТА 1946 года была создана Государственная комиссия по ВВС во главе с Н. А. Булганиным, заместителем министра Вооружённых Сил СССР. В её состав вошли секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков, начальник Генштаба маршал А. В. Василевский, Главком Сухопутных войск маршал Г. К. Жуков, а также три маршала авиации - С. И. Руденко, К. А. Вершинин и А. Е. Голованов.

Комиссия первоначально проверяла сведения, выбитые абакумовскими "соколами" из бывшего командующего 12-й Воздушной армией маршала авиации С. А. Худякова, арестованного ещё в декабре 1945 года. Его обвиняли в шпионской связи с англичанами, в службе в дашнакском отряде в 1918 году и в злоупотреблении служебным положением. Примечательно, что ордер на арест маршала оформили лишь в марте 1946 года, а обвинение в измене Родине и злоупотреблении служебным положением предъявили 22 августа того же года. После этого маршала без проволочек расстреляли.

Но первоначально взяли показания против Новикова. Суть их сводилась к утверждениям, будто командование ВВС принимало от наркомата авиапромышленности дефектные самолёты и моторы. Исходил этот поклёп, кстати, всё от того же Василия Сталина, который пожаловался отцу, что на наших самолётах летать-де слишком опасно (хотя и поставлявшиеся по ленд-лизу "Харрикейны" и "Аэрокобры" по своим лётным качествам отнюдь не превосходили наши "МиГи" и "Яки").

Как утверждала дочь маршала Новикова Светлана Александровна в одном из своих интервью, дело не ограничилось только приватной беседой генерал-майора Сталина с отцом. Василий Иосифович (скорее всего, по распоряжению царственного родителя) написал и официальный донос в МГБ на командующего ВВС, виня его в том, что советская авиатехника якобы никуда не годится, а вот у американцев она замечательная...

В марте - апреле 46-го были арестованы министр авиационной промышленности А. И. Шахурин, авиационные генералы А. К. Репин, Н. П. Селезнёв, Н. С. Шиманов и два ответственных работника ЦК. А в ночь с 22 на 23 апреля арестовали маршала Новикова...

Почему Абакумов пожелал лично участвовать в обыске

ДОЧЬ Александра Александровича свидетельствовала: "Во время обыска заявился сам Абакумов. По-хозяйски обошёл всю квартиру, оглядел обстановку. Может, примеривался: не прихватить ли чего себе? Включил "комбайн" - приёмник с радиолой, вершина тогдашней техники. Покрутил рычажок, послушал музыку. Встал, отошёл. Видно, не понравился: звук не ахти и вид неказистый. На нас не глянул: какой в нас прок? Ещё раз прошёлся по комнатам и уехал, явно недовольный..."

Экспроприация в свою пользу ценных (а иногда и не очень) вещей арестованных была у Абакумова и его вертухаев обычной практикой. Но в данном случае шеф ГБ посетил квартиру опального маршала, надо думать, не только ради поживы. Возможно, он высматривал здесь некие свидетельства "преступной" связи Новикова с лицом, на которое ему указал палец Хозяина...

Позднее Новиков записал: "Арестовали по делу ВВС, а допрашивают о другом... Я был орудием в их руках для того, чтобы скомпрометировать некоторых видных деятелей Советского государства путём создания ложных показаний. Это мне стало ясно гораздо позднее. Вопросы о состо-янии ВВС были только ширмой..."

Для чего всё затевалось

РАЗБИРАЯ сверхсекретный архив бывшего Политбюро ЦК КПСС, исследователи недавно обнаружили то злополучное заявление Новикова, сочинение которого и было, как теперь понятно, изначальной причиной и целью его ареста. Оно напечатано на машинке, и только фамилия допрашиваемого вписана в текст рукой Александра Александровича (сам бывший главком ВВС впоследствии утверждал, что печатный текст абакумовский подручный Лихачёв заставлял его ещё и переписывать от руки, но рукописный экземпляр заявления не обнаружен). Проблемам боеспособности и аварийности советской авиации в покаянном послании маршала, как ни странно на первый взгляд, посвящено всего два коротких абзаца. А остальные десять листов отведены описанию "беспредельного коварства" и неблагодарности маршала Жукова, который, оказывается, всю войну сознательно и методично вёл подкоп под вождя.

Приведём один короткий фрагмент написанного Новиковым под диктовку Лихачёва: "Жуков очень хитро, в тонкой и осторожной форме в беседах со мною, а также в разговорах с другими лицами, пытался приуменьшить руководящую роль в войне Верховного Главнокомандования. В то же время Жуков, не стесняясь, выпячивал свою роль в войне как полководца. И даже заявлял, что все основные планы военных операций разработаны им..." Дело-то, значит, было в Жукове, а вовсе не в "аварийности самолётов"! Недаром в верхнем левом углу этого заявления Сталин первоначально написал: "Новиков про Жукова". Затем перечеркнул фамилию Новикова и после слова "Жуков" начертал с нажимом: "В мой архив. И. Сталин".

Сталинская "человечность"

10 МАЯ 1946 года Военная коллегия Верховного Суда СССР, возглавляемая В. В. Ульрихом, начала рассматривать дело авиаторов в закрытом судебном заседании, без участия защиты и вызова свидетелей. Уже на третий день был вынесен обвинительный приговор. Военная коллегия заявила, что "в системе Наркомата авиапромышленности и ВВС Советской Армии существовала антигосударственная практика, приводившая к тому, что на протяжении войны и в последний период... выпускались бракованные самолёты и авиамоторы, которые затем преступным путём протаскивались на вооружение авиационных частей".

Продолжая разыгрывать этот спектакль, Сталин допытывался у Абакумова, какую меру наказания он предлагает для Новикова и Шахурина, коли их вина "доказана".

Главный чекист без раздумий ответил:

- Расстрел!

- Расстрелять просто, сложнее заставить их работать, - вдруг явил "человечность" мудрейший из мудрых.

И посему Шахурин получил 7 лет лишения свободы, Репин - 6 лет, Новиков - 5, Шиманов - 4, ряд кураторов Авиапрома из ЦК - по 2 года.

Один лишь Г. М. Маленков, отвечавший в Политбюро за авиационную промышленность, отделался лёгким испугом: его освободили от работы в аппарате ЦК и направили в Ташкент. Курьёз состоял в том, что именно ему Сталин поручал разобраться с положением дел в Авиапроме и ВВС...

Кульминацией "авиационного дела" стало заседание Высшего военного совета 1 июня 1946 года, на котором "бонапартизм" и "чёрная неблагодарность" маршала Жукова обсуждались на все лады. Этому предшествовали аресты и "интенсивные" (то есть с применением пыток) допросы 74 офицеров и генералов из штаба и ближайшего окружения Георгия Константиновича. 3 июня 1946 года Совет Министров СССР принял решение о его освобождении от должностей Главнокомандующего Сухопутными войсками и заместителя министра Вооружён-ных Сил СССР.

9 июня Жукова назначили командующим войсками Одесского военного округа. Не успел маршал доехать до Одессы, как его вызвали на Пленум ЦК для рассмотрения персонального дела. Эту экзекуцию он вынес молча...

Кажется, было сделано всё для того, чтобы Георгий Константинович не вынес унижений, надломился. А он вышел из зала ЦК, по свидетельству очевидца, не сгорбленный и растерянный, а широко расправив плечи, чеканным строевым шагом! Явно демонстрируя сталинским холуям, клеймившим его последними словами, что он не сломлен, не пал духом и уничтожить его морально никому не удастся...

Каждому - по деяниям его...

ГЛАВНЫЙ маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Новиков был реабилитирован в 1953 году. Его восстановили в звании, вернули государственные награды, назначили командующим дальней авиацией, а затем заместителем главкома ВВС. Ушёл из жизни он в 1976 году.

А его палач, генерал-полковник ГБ Абакумов, был по приказу Сталина арестован в 1951-м, прошёл все круги лубянковского ада, который сам деятельно создавал, и, приговорённый к смертной казни 19 декабря 1954 года, расстрелян меньше чем через час после вынесения приговора. Военная коллегия Верховного суда отказала ему в реабилитации, лишь заменив (заметьте, покойнику!) высшую меру на 25 лет тюремного заключения. Хотя это выглядит и фантасмагорично, но, по сути, неоспоримо: если кровавый палач сам оказался жертвой, это вовсе не искупает его вины...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно