Опубликованы данные Росстата РФ об итогах 2006 г. в экономике страны. Рост ВВП составил 7%; доходы россиян увеличились на 10%; инфляция впервые вышла из двузначных пределов и составила лишь 9%.
Министр финансов РФ В. Кудрин, отмечая рекордные поступления в золотовалютный резерв и Стабилизационный фонд в 2006 г., рисует радужные перспективы. Ранее он уже обещал россиянам, что к 2025 году они будут жить, как французы. И хотя любой пятиклассник, проведя несложные расчеты, обнаружил бы, что у В. Кудрина нелады с арифметикой, он в очередной раз пытается убедить нас, что в скором времени Россия опередит Италию, Францию и Великобританию по размеру ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности населения. Вот только вопрос: какое население господин министр имеет в виду?
"Мы с тобой такие разные..."
КОНЕЧНО, если он имеет в виду тех, кто проживает в красивых особняках в районе Рублевки, то они и сейчас значительно опережают население указанных стран. По данным журнала "Коммерсант", число обитающих здесь долларовых миллиардеров возросло за прошедший год с 11 до 15 человек. А совокупное богатство жителей Рублевки и элитных пентхаусов Москвы выросло за последние годы с 42,5 до 85 миллиардов долларов США.
Безусловно, рост ВВП определяет в целом степень развития экономики и задача поддержания его высокого уровня в ближайшие годы крайне актуальна. Если цель сегодняшней России - сравняться с Италией, Францией и Великобританией по размеру ВВП на душу населения, то приходится признать - пока что мы уступаем этим странам более чем в 3 раза.
Однако размер ВВП вовсе не характеризует качество состояния экономики страны. Крайне важно, за счет каких отраслей экономики происходит рост ВВП, какова доля в его объеме продукции обрабатывающей промышленности, в том числе наукоемких технологий и изделий.
В 1990 г. доля промышленности в ВВП составляла около 40%, сферы услуг - 34,5%. В 2005 г. промышленность дала 28% ВВП, а сфера услуг - 59%. Выпуск готовой продукции был выше уровня 1990 г. только в трех секторах экономики - добыче энергоносителей (рост 11%), в целлюлозно-бумажной промышленности и издательской деятельности (рост по 6%). В целом в 2005 г. объем выпуска продукции в обрабатывающей промышленности составил менее 50% от уровня 1990 г. А по отдельным секторам машиностроения, где в 90-е годы произошел фактический обвал производства - в авиастроении (падение почти в 10 раз), в сельскохозяйственном машиностроении (выпуск тракторов сократился в 14 раз), в станкостроении, производстве оборудования для текстильной промышленности, - мы так и не начали выбираться из ямы. За 2006 г. положение существенно не изменилось.
Важен не только суммарный объем ВВП, важен уровень конкурентоспособности экономики. По этому критерию Россия уступает многим развивающимся странам и, по оценкам экспертов Евросоюза, занимает в мире лишь шестидесятое место.
Действительно, качество многих изделий, производящихся в стране, существенно уступает зарубежным образцам. Энергоемкость отечественного производства в 3-4 раза выше, производительность труда в обрабатывающих отраслях промышленности России в 2-3, а в сельском хозяйстве в 4-5 раз ниже, чем в Германии, США и других развитых странах.
Успехи России в последние годы в значительной мере определяются благоприятной для нас конъюнктурой на рынках нефти, газа и других сырьевых товаров. Значительные отчисления от экспортных поставок сырья позволили нам покрыть долг перед МВФ, расплатиться по обязательствам перед Парижским клубом кредиторов и создать Стабилизационный фонд (по состоянию на конец 2006 г. размер его составил более 2 триллионов рублей).
Однако то, что экономика России никак не сойдет, образно говоря, с нефтяной иглы, чревато серьезными проблемами в будущем. С одной стороны, цены на нефть и газ не всегда будут так высоки, как сейчас, с другой - привязка экономики к сырьевому сектору не способствует развитию обрабатывающей промышленности, которая в развитых странах является центральной составляющей экономики.
Крупный бизнес "слушает да ест..."
НА НЕДАВНЕЙ встрече с руководителями крупного бизнеса - членами РСПП, который журналисты называют "профсоюзом олигархов", президент России выразил обеспокоенность тем, что сырье по-прежнему доминирует в экономике страны. Более того, за последние годы доля необработанного сырья в нашем экспорте выросла с 80 до 85%. Глубокая переработка сырья фактически не развивается. Так, за последние 10 лет в стране не построено ни одного крупного нефтеперерабатывающего завода. Вместо того чтобы экспортировать продукты нефтепереработки, мы продолжаем гнать на Запад сырую нефть, а изделия, которые могли бы производить на отечественных предприятиях, покупаем втридорога за рубежом. Призывы Президента РФ к олигархам способствовать диверсификации экономики страны, похоже, отклика не получили. В ответ на сообщение президента о намерении введения дополнительных налогов на экспорт сырья "столпы отечественного бизнеса" выдвинули встречные претензии к государству в отношении налоговых послаблений и других преференций.
Ясно, что крупный бизнес не заинтересован в диверсификации отечественной экономики и переводу ее на индустриальные рельсы. И отказываться от своих сверхдоходов, которые позволяют ему тратить сотни миллионов долларов на покупку поместий, яхт, самолетов, роскошный отдых в Куршевеле, на Лазурном Берегу и других фешенебельных курортах, они не намерены. А не пора ли прекратить договорную практику с крупным бизнесом и проводить экономическую политику в интересах большинства населения страны, а не уповать на патриотизм олигархов? По-видимому, именно такова и будет государственная политика на ближайший период.
Отбросив наконец постулат либеральных экономистов, что рынок сам все расставит по местам, государство начало принимать меры по повороту экономики с сырьевой составляющей на индустриальную. Созданы инвестиционный и венчурный фонды, имеется некоторый прогресс в направлении внедрений инноваций и обновления устаревшего оборудования отечественных предприятий. Однако процесс идет крайне медленно и неравномерно. Но даже и там, где достигнут определенный рост, он не связан с качественными характеристиками.
Безусловно, изменить положение возможно, лишь резко увеличив инвестирование в промышленное производство. Но государство не спешит с масштабными инвестициями. Средства Стабилизационного фонда по-прежнему лежат мертвым грузом в Центробанке РФ. Определенную роль в индустриализации страны могли бы сыграть коммерческие банки. Однако отечественная банковская система слаба и не готова финансировать долгосрочные проекты, предпочитая работать по краткосрочным кредитам. Недавнее снижение ЦБ РФ ставки рефинансирования с 11 до 10,5% ничего не даст. Крупные предприятия и инвестиционные компании предпочитают брать кредиты у западных банков под 5-6% годовых. Суммарный долг российских компаний на конец 2006 г. превысил 200 млрд. долларов США. Сумма значительна и вызывает опасение, поскольку такая величина долга может отразиться на финансовой стабильности страны (вспомним дефолт 1998 года).
Нам нужно наконец определиться с основными направлениями индустриального развития страны. Если говорить в целом, то в стране отсутствует долгосрочная стратегия экономического развития. В некоторых отраслях такие работы ведутся, но этого мало - нужна стратегия, направленная не столько на увеличение объемов производства, сколько на изменение качественных параметров экономики.
Высокие мировые цены на энергоносители подталкивают ведущие страны мира принимать меры к снижению энергопотребления. Казалось бы, кому, как не России, где уровень энергопотребления на единицу продукции значительно превышает соответствующий уровень в этих странах, серьезно озаботиться этой проблемой? Но не озаботились до сих пор. Вместо этого РАО ЕС разработало программу наращивания производства электроэнергии путем строительства новых электростанций, в том числе и гидроэлектростанций, весьма сомнительную с точки зрения экологии. А ведь лишь за счет внедрения более современного и экономичного оборудования на электростанциях, в распределительных системах, в промышленности и быту можно было бы экономить более 20% всей производимой электроэнергии!
Средний класс, ау!!!
ФАКТИЧЕСКИЙ уровень российской экономики характеризует не только это. Главное отличие России от ведущих стран мира в том, что в Италии, Франции и Великобритании доля так называемого "среднего класса" составляет более 65-70%, тогда как у нас - от силы 15-20%. Для нашей страны характерна крайняя неравномерность распределения доходов по группам населения. По данным Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), в стране около 15% людей существуют ниже прожиточного минимума и почти 40% имеют доходы, лишь немного превышающие этот уровень. Согласно ежегодному докладу ООН "О развитии человека" за 2006 год, в списке из 117 государств по уровню жизни Россия занимает 65-е место. ООН считает, что 53% россиян живут за чертой бедности - на сумму 4 доллара США в день и менее. Для сравнения: в развитых странах расходы беднейшего населения составляют не менее 11 долларов в день.
По оценке российских социологов, на долю 5% населения России приходится почти 70% суммарного богатства страны. Директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН академик Н. Римашевская, один из авторитетнейших социологов России, считает, что оперировать средними показателями зарплат, доходов и потребительской активности населения в нашей стране бессмысленно. Фактическое состояние экономики, как и жизненного уровня, следует анализировать, используя данные по отраслям производства и группам населения, и сравнивать эти данные с данными других стран.
Оценивая положительные стороны достижений отечественной экономики в 2006 г., особенно по сравнению с провальными годами последнего десятилетия прошлого века, следует сказать, что еще многое предстоит сделать. Ситуация в мире с ценами на энергоносители дала нам шанс использовать накопленные средства для рывка в индустриализации страны. Время уходит, и если мы не сделаем его в ближайшие 3-5 лет, то Россия так и останется сырьевым придатком (пусть и стратегически важным!) мировой экономики.