Из досье "СУПЕРЗВЕЗД":
Родилась 11 (24) июня 1908 г. в селе Назарово Енисейской губернии, в далекой сибирской деревне. Отец - Алексей Дмитриевич, имел три класса образования. Мать - Мария Наумовна, не имела образования.
В семье было четверо детей, и Марина, как старшая из детей, рано познала нелегкий деревенский быт. Ей приходилось и убирать, и стирать, и полоскать в проруби большое белье, носить воду с речки на коромысле. Работала и по найму: летом у местной фермерши ежедневно доила 10 коров. В 1929 году по путевке волостного комитета комсомола Ладынина была командирована в Москву поступать на факультет общественных наук. Однако поступать она пошла в ГИТИС, сдав экзамен на "отлично". В экзаменационном листе комиссия сделала пометку: "Особо одаренная". Встреча с К. С. Станиславским длилась три часа, и как наказ при прощании прозвучало: "Работайте, независимо от того, есть роль или нет. В любой момент, когда вызову, должны быть готовы прочесть что-нибудь новое. Иначе рассержусь". Играя роль Тани в инсценированном рассказе А. М. Горького "Двадцать шесть и одна" в постановке В. И. Немировича-Данченко, молодая актриса была бесконечно счастлива, услышав похвалу от Алексея Максимовича Горького.
В 1938 году вышла на экран кинокартина "Богатая невеста". Поначалу над сценарием вместе с Евгением Помещиковым работал молодой талантливый киевский писатель Аркадий Добровольский. Его арестовали, сослали в лагеря. Марина Алексеевна, чья жизнь тогда была на виду, не оставила Добровольского в беде. Она тайно отправляла в лагерь посылки, чем, наверное, во многом и помогла узнику выжить. Он писал: "Кроме того, что Ваше имя светит через толщу шахт, считайте, что своими письмами Вы ставите перед иконой свечку за то, чтобы Вас миновала эта кара". После освобождения через 25 лет он пришел к Марине Алексеевне, встал у порога на колени и сказал: "Я поклялся себе, что первый человек, к которому я приду на свободе, будете Вы".
ИХ у нас было две - Любовь Орлова и Марина Ладынина. Главные советские кинозвезды. Их, таких разных, в чем-то неизбежно сравнивали, им подражали, их любили. "Я предпочла бы, чтобы меня снимал Александров, - мечтательно вздохнула Ладынина, всю жизнь снимавшаяся только в фильмах своего мужа Ивана Пырьева. - Потому что у него было большое внимание к крупному плану, гриму, прическе. А какая женщина не хотела бы этого? А меня снимали: у меня и волосы не всегда показывали, у меня был платок на голове, у меня была куртка без плечей, сапоги без каблуков. Я играла процессы сельского хозяйства. Любови Петровне я могла позавидовать".
НО это Марина Алекссевна кокетничала. Потому что слава у обеих кинозвезд была громаднейшей. Если за Орловой страна повторяла "Широка страна моя родная", то за Ладыниной - "Каким ты был, таким остался" и "Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве". Если Орлова училась у Владимира Немировича-Данченко, то Ладыниной восхищался сам Станиславский.
Орловой не стало более четверти века назад. А Ладынина, хоть и ушла из кино в 1954 году, периодически выходила на сцену Театра-студии киноактера и давала творческие вечера. Впрочем, последние лет двадцать Марина Алексеевна жила почти затворницей, появившись на публике лишь в 1992 году, когда в Доме кино ей вручили премию "Ника" в номинации "За честь и достоинство".
10 марта ее не стало. Перечислять все регалии безумно популярной женщины (народная артистка СССР, пять раз лауреат Сталинской премии, лауреат Государственной премии и т.д. и т.п.) бессмысленно. И места много займет, и поколению молодому все равно об актрисе ничего не скажет. А вот для зрителей со стажем только одно название фильма с участием Ладыниной - "Свинарка и пастух" (режиссер Иван Пырьев) вызовет улыбку, восторг и восхищение. И одновременно чувство грусти. Оттого, что исполнительницы главной роли больше нет...
В 1946 году в "Правде" появилось "Постановление ЦК ВКП(б) о кинофильме "Большая жизнь". Фильм поносили почем свет стоит. Как водится, актеры и режиссер картины попали в опалу. Досталось и знаменитому Ивану Пырьеву, не имевшему к картине никакого отношения. Немилость властей он вызвал тем, что поместил на обложку возглавляемого им журнала "Искусство кино" фотографию со съемок "Большой жизни". Первым делом Пырьева сняли с поста главного редактора. А затем... Затем в его квартире раздался телефонный звонок. Трубку взяла Марина Ладынина. "Нет, товарищ Пырьев не может подойти к телефону. Что ему передать? ЧТО?! Одну минуту, он сейчас сам ответит". Оказалось, Пырьева вызывали в Кремль. На встречу со Сталиным.
Несмотря на то что вождь всех времен и народов знал и любил фильмы Пырьева, успевшего к тому времени снять и "Трактористов", и "Богатую невесту" (с Мариной Ладыниной в главных ролях), личной встречи со Сталиным режиссер не удостаивался.
Во время разговора с деятелями кино Сталин иногда останавливался и внимательно разглядывал сидящих перед ним. Затем подошел к Молотову и тихо спросил: "Который из них "Трактористы"?" Много лет спустя сам Иван Пырьев вспоминал об этой встрече с усмешкой: "Когда Молотов указал взглядом на меня, Сталин подошел и стал рассматривать меня, как какую-нибудь картину или скульптуру. Мне стало жутковато. Тогда я тоже стал смотреть на него. Он каким-то голубеньким был. Как голубеньким? Седенький, лицо в синих прожилках, мундирчик из голубого генеральского сукна".
Судя по всему, приглашение в Кремль означало прощение. Режиссеру разрешили вновь снимать кино. И Пырьев снял один из своих самых главных фильмов - комедию "Кубанские казаки". Сам режиссер получил за нее очередную Сталинскую премию. А Марина Ладынина, традиционно исполнявшая в фильмах мужа главные роли, еще и звание народной артистки СССР.
Как и Любовь Орлова, снимавшаяся только у Григория Александрова, Ладынина работала исключительно с Иваном Пырьевым. Однако две семейные кинопары сильно раздражали окружающих. И в 1953 году председатель Госкино подписал приказ, согласно которому режиссерам запрещалось снимать своих жен. Пырьев на тот момент как раз задумывался об очередной картине - "Испытание верности". Кандидатура актрисы на главную роль, как всегда, не обсуждалась. Подчиняясь приказу, Пырьев устроил фотопробы. И, собрав фото всех претенденток на главную роль, отнес их к начальству. С вопросом: "Они что, лучше Ладыниной?" В результате в фильме снималась Марина Алексеевна.
Картина "Испытание верности" стала ее последней работой у Пырьева. На одной из съемок режиссер встретил молоденькую актрису и вскоре стал ее мужем. А Ладынина прекратила свою кинокарьеру, перейдя в штат Театра-студии киноактера, где играла в спектаклях и ездила по стране с выступлениями.
За затворнический образ жизни актрису часто сравнивали с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих. Ладынина категорически отказывалась фотографироваться и давать интервью. Когда одному из журналистов лет десять назад удалось-таки разговорить Марину Алексеевну, она попросила его не публиковать интервью. "Если это будет напечатано, я умру",- сказала она. Интервью, под которое в одной довольно известной газете было отведено целых две полосы, не напечатали...
Прямая речь
- Как я узнала позже, Станиславский писал своей сестре: "Как там Ладынина? В ней я вижу будущее МХАТа". Но жизнь распорядилась иначе. В середине 30-х в Москве закрыли театры- Корша, Мейерхольда, 2-ю студию МХАТа. Многие актеры, талантливые и знаменитые, перешли в Художественный театр. Там начались свои бои, образовывались свои группировки. Станиславский говорил мне: "Этот театр уже не мой".
Я подписала договор на главные роли с режиссером Юрием Завадским, который организовывал новую студию и должен был уехать с ней в Ростов. Но именно в тот день, на который был назначен отъезд, меня вызвали на Лубянку. Возникли проблемы с НКВД, и мне было сказано, что ни во МХАТе, ни у Завадского работать не буду. Студия уехала без меня. Я была совершенно без работы и без денег. Чтобы было на что жить, брала у знакомых постирать, ставила с домработницами спектакли. В это время и встретила Пырьева. Мы случайно встретились у общих друзей. В первый же вечер, провожая меня домой, Пырьев сказал, что любит меня и хочет, чтобы я стала его женой. И не оставил в покое до тех пор, пока не привез в Киев на съемки "Богатой невесты".
- Из Театра киноактера меня уволили... В начале 90-х в театр с благословения наших парткомовцев пришло новое руководство, которое уволило меня по 33-й статье (за прогул без уважительной причины). Но это уже тема для другого разговора...
- Я думаю, что зрители меня полюбили за мою любовь к ним. Я не считала свою личность настолько выдающейся, чтобы всерьез думать, скажем, о написании книги. Не считаю популярность мерилом чего-то настоящего. С тех пор как меня однажды чуть не раздавила толпа, я массовые комплименты не ставлю ни во что. У меня никогда от этого не кружилась голова, я оставалась трезвой.
- Что меня спасало в жизни? Прежде всего мое чувство юмора. Когда мне бывало особенно трудно, я говорила себе: "А-а, ты думала, что с тобой этого произойти не может?" Даже в самые тяжелые периоды моей жизни не приходила в отчаяние. Раньше в ходу был такой афоризм: "Хуже, кажется, быть нельзя, а глядишь - назавтра хуже".
Смотрите также: