Примерное время чтения: 8 минут
165

Роман Поланский дёргал Бога за бороду

РЕЖИССЕР Роман Поланский, поляк, живущий и работающий во Франции и Англии, давно стал живой легендой мирового кинематографа. "Ребенок Розмари", "Тэсс", "Китайский квартал", "Горькая луна", "Девятые врата" и прочее, прочее. У него снимались Настасья Кински, Катрин Денев, Джек Николсон, Джонни Депп и прочие звезды "первого эшелона", хотя работа с Поланским - тяжелое испытание. А последний его фильм - "Пианист" - собрал, кажется, все мыслимые премии: "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля, 4 приза Национальной ассоциации кинокритиков США, 2 приза Британской киноакадемии BAFTA, 7 призов Французской академии Cesar и три "Оскара", в том числе и за лучшую режиссуру.

ПОЛАНСКИЙ сам приехал в Москву, чтобы накануне Дня Победы представить здесь "Пианиста". От "обязательной программы" иностранных туристов - Кремль, Большой театр, Пушкинский музей - он вежливо отказался, посетил лишь два ужина в его честь - во французском и польском посольствах. И встретился с главным редактором "АиФ" Николаем ЗЯТЬКОВЫМ - за чашкой чая он рассказывал о фильме и о том, что ему самому пришлось пережить.

"Список ШИНДЛЕРА" - это про меня!"

ПРО самого Поланского уже давно можно снимать фильм - его жизнь столь насыщена драматическими событиями, что сценаристам и режиссерам даже придумывать ничего не надо. А начиналось все так хорошо...

Маленький Ромэк жил с родителями в Париже - городе каштанов, любви и гениев. Однако накануне Второй мировой войны семья переехала на родину, в Польшу. Знали бы родители, чем обернется им любовь к родной земле, тысячу раз изменили бы свое решение. Но Ромэку очень понравилась Польша, ничуть не меньше, чем Париж, - кривые краковские улочки, ароматные булки по утрам, друзья, с которыми он целыми днями носился по дворам.

Когда немцы вошли в Польшу, мать и Ромэк оказались в Краковском гетто. Отец в это время был в Англии. Он записался в эскадрилью, чтобы освободить своих любимых - жену и сына. Мать не пережила ужасов гетто, а Роману удалось бежать. Но он до сих пор не может спокойно вспоминать о том, как его, голодного, затравленного мальчишку, немцы превратили в живую мишень - он скачками мчался вдоль стены гетто, а хохочущие фашисты стреляли по нему. Прожитые годы не притупили боли - видимо, поэтому Поланский в свое время отказался снимать "Список Шиндлера", за который в итоге взялся Стивен Спилберг:

- Много лет назад мне первому предложили снимать "Список Шиндлера", но события в этой картине разворачиваются именно в Краковском гетто - том, где жил я. Эта история оказалась слишком близка к моему собственному жизненному опыту. Я не смог бы, да и не хотел никогда делать фильм о своей жизни - в автобиографическое кино не верю. Но в случае с "Пианистом" - историей польского пианиста Шпильмана, который вместе с семьей проходит в Варшавском гетто через все круги ада, - я был готов воспользоваться всем, что я помню, и в то же время не говорить о себе самом или о своих близких.

Первое русское слово, которое выучил Поланский, было "Кушай!". Война шла к концу, большинство гетто на территории Польши уже были расформированы, и Ромэк Поланский прижился в одном из районов Кракова, где квартировали немцы. "Самое, между прочим, безопасное место для маленького еврейского мальчика, - смеется сейчас Поланский, вспоминая ту историю. - Несколько семей обосновалось в подвале дома, который меньше других пострадал от бомбежек. Вместе с людьми жил гусь - гордость подвала. И вот в один прекрасный день в наше "подполье" вбежал один знакомый и закричал: "Идиоты! Что вы тут прячетесь? В городе уже русские!" Мы выбежали на улицу и увидели русские войска. Люди тащили солдат в дома, чтобы угостить их. Двух солдат - совсем молоденьких мальчишек - мы привели в наш подвал, и одна из женщин сварила суп из нашего гуся. Я помню, как мы сидим за столом, перед ними дымятся два блюда с похлебкой, один жадно глотает суп, а кто-то из наших толкает его локтем в бок и говорит:"Кушай! Кушай!"

Этот эпизод из своего детства Поланский использовал в "Пианисте".

- Господин Поланский, как вы думаете, почему сегодня режиссеры стали часто возвращаться к теме Второй мировой войны? За последние несколько лет на экраны вышли "Список Шиндлера", "Враг у ворот", "Спасая рядового Райана", а теперь - ваш "Пианист".

- Могу ответить только о себе. Свой первый фильм "Нож в воде" я снимал в Польше, а вскоре после этого уехал работать за границу - в Англию, во Францию. И каждый раз, когда я давал пресс-конференцию, мне задавали вопрос: "Вы собираетесь еще снимать фильмы в Польше?" Моим ответом всегда было: "Да". Тогда меня спрашивали: "А на какую тему?" Конечно, это должно было быть что-то, связанное с воспоминаниями о детстве. А это значит - Вторая мировая война. Но все эти годы я просто не был готов к тому, чтобы начать работу над такой историей, - необходимо было, чтобы воспоминания улеглись, все отстоялось... Если бы мемуары Шпильмана, по которым в итоге был снят "Пианист", попали бы мне в руки 25 лет назад, я не стал бы снимать этот фильм. А сейчас я почувствовал, что хочу рассказать людям о том, что пришлось пережить мне и тысячам, тысячам других.

- Ваш фильм вышел в прокат в Германии. Вы интересовались, какие чувства испытывали немцы после его просмотра?

- Вы знаете, я никогда не смотрю свои фильмы в зрительном зале - за время съемок и монтажа я так устаю от материала, что перестаю воспринимать его как цельное произведение. Обычно я выхожу на сцену перед началом сеанса, а потом выскальзываю в боковую дверь и возвращаюсь, когда на экране уже идут титры. Что я могу сказать про Германию... Я видел, что люди оставались в креслах, когда экран уже давно погас, что им трудно было говорить сразу после просмотра - им необходимо было время, чтобы привести в порядок чувства. Я знаю, что фильм посмотрело больше миллиона немцев. К моему удивлению, не могу сказать то же самое про Австрию. Нам-то кажется, что немцы и австрийцы - это одни и те же люди. На самом деле в Австрии по-другому относятся к событиям Второй мировой войны. Австрийцы считают, что Гитлер был немцем, а Бетховен - австрийцем и ко всем ужасам войны они отношения не имеют.

"Оскара" мне прислали по почте

ПОЛАНСКИЙ не был бы Поланским, если бы он снял фильм только про ужасы холокоста. Для него это было бы слишком просто. Ему интересен человек в критической ситуации, на грани между жизнью и смертью. Возможно, потому, что он сам не раз попадал в подобные ситуации. Он, что называется, слишком часто дергал Бога за бороду, и тот, разозлившись, в конце концов отвечал ему весьма болезненными тумаками. В конце 60-х Поланский снимает фильм "Ребенок Розмари" - о том, как девушка зачинает ребенка от сатаны. Фильм стал культовым у молодежи и объектом нападок церковников. Поланский наскоки критики игнорировал, но жизнь отомстила ему сильнее, чем проклятия священников. Пока Поланский был в командировке, в его дом ворвались сектанты. Его жену, актрису Шэрон Тейт, которая была на восьмом месяце беременности, ее гостей зверски убили сатанисты. Таблоиды кричали, что таким образом сатанисты ответили Поланскому на "Ребенка Розмари", но полиция выяснила, что Шэрон стала случайной жертвой - сектанты ворвались в первый попавшийся дом.

Поланский тогда буквально почернел от горя, пытался с головой уйти в работу, но это мало помогало. А через несколько лет он стал героем нового сканадала - в 1979 году его обвинили в том, что он имел сексуальные отношения с 13-летней девочкой. Власти США хотели приговорить режиссера чуть ли не к пожизненному заключению. Выпущенный из тюрьмы под залог, Поланский успел улететь в Европу. С тех пор въезд в Америку для него закрыт. Даже нынешнего "Оскара" за него получал Харрисон Форд.

- Харрисон - мой друг. Он вышел на сцену вместо меня, поклонился и принял статуэтку. Вы, наверное, не знаете, но после церемонии все обладатели "Оскара" сдают своих "золотых дядек" обратно организаторам. На них прикрепляют именные бирочки и снова рассылают лауреатам. И мне прислали такой ящик. Я его просто вскрыл и никакой торжественной церемонии по этому поводу не устраивал. А уж пустят меня с моим "Оскаром" в Америку или нет, мне, в общем-то, все равно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно